на главную страницу

5 Августа 2009 года

История Отечества

Среда

Первая из немногих

Елена ЛАЗАРЕВА,
доктор медицинских наук.
Москва.



Несмотря на то, что Первая мировая война оказала огромное влияние на все последующие события всемирной истории, многие ее стороны до сих пор остаются не исследованными. Например, участие в этой войне женщин. Известно, что многие из них трудились медицинскими сестрами в госпиталях, но были случаи, когда, переодевшись в мужскую одежду, женщины отправлялись на фронт и сражались наравне с мужчинами.
К сожалению, сохранилось немного имен русских женщин, воевавших на фронтах Мировой войны. В журнальной периодике 1914–1916 годов повторяются одни и те же фамилии, и если их суммировать, то наберется не более 3 - 4 десятков. Однако это далеко не полный список, и до сегодняшнего дня открываются новые имена.


     Одной из них была Богачева Клавдия Алексеевна, в замужестве Гриневич. Эта скромная женщина никому не рассказывала о героических эпизодах своей жизни, но из документов, оставшихся после смерти, стало известно о ее участии в войне и боевых наградах.
     Родилась Клавдия Алексеевна 20 марта (2 апреля) 1890 года в селе Новорепное Самарской губернии, в многодетной крестьянской семье. Потом приехала в Москву, к двоюродной тетке - мечтала учиться, но тетка не разрешала и использовала ее в качестве домработницы.
     Когда же началась война, Клавдия пыталась попасть на курсы медсестер, но желающих было слишком много... Однако патриотический порыв у девушки был столь велик, что в начале 1915 года она приобрела документы на имя Богачева Николая Алексеевича 1899 года рождения, переоделась в мужскую одежду, сбрила волосы и отправилась на фронт в одном из проходящих воинских эшелонов. Очень моложавая, она выдала себя за подростка, и это не вызвало подозрений - очень много добровольцев шло на фронт, среди них были и совсем юные.
     Эшелон следовал в юго-западном направлении, и ранней весной они прибыли на место. 6 марта 1915 года Николая Богачева зачислили гренадером-добровольцем в 10-ю роту 3-го гренадерского Перновского полка.
     Полк входил в 1-ю гренадерскую дивизию и в составе гренадерского корпуса участвовал в боевых операциях 4-й армии на Юго-Западном фронте. В начале весны 1915 года перновцы занимали позиции и вели бои у деревень Гыхов, Кузяки и Иван-Городской крепости.
     19 - 20 апреля 10-я рота располагалась у деревни Рудники - в ее задачу входило ведение сильного огня, чтобы отвлечь внимание неприятеля от Лопушно, где русские войска атаковали окопы противника. В донесениях было отмечено, что от сильных пожаров, освещения местности прожекторами и артиллерийского огня, «достигавшего силы урагана, было светло, как днем». Богачев вызвался подносить патроны «в то время, когда никто не брался за это дело вследствие грозящей почти неминуемой гибели...» За этот бой он был награжден Георгиевской медалью.
     Следующую боевую награду - Георгиевский крест 4-й степени Николай получил за разведку 12 ноября 1915 года южнее озера Колдычево. Он первым бросился на неприятельский дозор, обезоружил и захватил в плен вражеского солдата. Следует сказать, что роста и телосложения Клавдия была далеко не богатырского, чуть выше полутора метров, на вид довольно хрупкая. Однако сила духа ее была такова, что преград для нее не существовало и она оказалась сильнее противника. 10 февраля 1916 года Богачеву было присвоено звание ефрейтора и он был зачислен в учебную команду.
     В конце марта 1916 года в полку проводился медицинский осмотр, на котором обнаружилось, что гренадер-доброволец Богачев Николай является... девицей. С военной карьерой пришлось расстаться - Клавдию исключили из полка. В общей сложности она провела на передовых позициях чуть больше года, активно участвовала в боевых действиях.
     Очевидцы отмеЧали, что женщины, воевавшие во время Первой мировой войны, были более дисциплинированны и самоотверженны, чем мужчины; среди них не было ни одного случая дезертирства. Если же узнавали, что под личиной мужчины сражается женщина, то ее исключали из полка, но такие женщины вновь стремились на фронт. Не зря для усиления патриотического духа был сформирован женский батальон смерти, который возглавила Мария Бочкарева - полный Георгиевский кавалер.
     Клавдия Алексеевна Богачева вернулась в Москву. В конце 1916 года она поступила в фельдшерско-акушерскую школу доктора Г.Л. Рогинского, а через два месяца, успешно ее окончив, вновь отбыла на фронт - уже сестрой милосердия - и до конца войны служила в прифронтовых госпиталях.
     Имеются сведения, что с 10 марта 1917 года по 12 января 1918 года Богачева состояла на службе в 3-м подвижном хирургическом госпитале Всероссийского земского союза. Затем служила в 153-м эвакуационном пункте в Бобруйске, и последнее место ее службы - 1.170-й полевой подвижной госпиталь 4-й стрелковой дивизии.
     Везде, где бы она ни служила, Клавдия Алексеевна имела положительные характеристики, так как была ответственной, исполнительной и дисциплинированной. В характеристике, данной Богачевой в госпитале Земского союза, сказано: «Возложенные на нее обязанности сестры по уходу за тяжелоранеными и больными воинами несла с полным знанием своего дела, а благодаря редкой самоотверженности и сердечности благотворно действовала на больных и раненых, пользовалась их расположением».
     Демобилизовалась Богачева в середине 1922 года. Вернулась в Москву, вышла замуж. Мечтала стать врачом, но планам не суждено было сбыться. Хотя за время пребывания на фронте она ни разу не была ранена, военные тяготы и напряжение сказались на состоянии ее здоровья - у нее были туберкулез и гипертоническая болезнь. Детей не имела. Жила жизнью обыкновенного, скромного человека, не афишируя своих боевых подвигов. Умерла 22 мая 1961 года. Похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище. На могиле был установлен гранитный памятник... Могила К.А. Богачевой (Гриневич) сохранилась - в отличие от могил медсестер и солдат Первой мировой войны на Братском кладбище, которое было открыто в феврале 1915 года рядом с нынешним метро «Сокол». Предполагалось, что оно станет памятником воинам Первой мировой войны и останется навеки. Но в 1930-е годы мемориальное кладбище было ликвидировано...
     Еще в начале 1916 года член Государственной Думы А. Александров сожалел о том, что в то время не собирали материалы о подвигах русских женщин в войну. Он писал: «Женским организациям столицы нужно было бы заняться этим делом: теперь впечатления еще живы, факты можно зарегистрировать, но пройдет время, они изгладятся из памяти или затеряются в стихийном водовороте событий. И будет очень жаль. Будущие поколения должны знать о героических подвигах своих матерей и воздать их памяти должное».
     Время, к сожалению, ушло, и мы должны сохранить хотя бы те крупицы, которые остались, и передать будущим поколениям. Однако люди, ответственные за сохранение памятников, так не считают. В течение восьми лет в Комиссии по культурному наследию Москвы не могут рассмотреть вопрос о включении в списки охраняемых памятников могилы К.А. Гриневич (урожденной Богачевой) на Ваганьковском кладбище, несмотря на обращение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры с представлением всех документов, подтверждающих ее участие в войне и наличие наград.
     Может быть, такое решение будет принято к 95-летию начала Первой мировой войны? Очень бы хотелось!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex