на главную страницу

6 Августа 2009 года

Тема номера

Четверг

Стальные люди стальных магистралей

Беседу вел Виталий ДЕНИСОВ,
  «Красная звезда».



Железнодорожный транспорт в Российском государстве на протяжении более чем полутора столетий играл и продолжает играть особую роль в системе национальной и военной безопасности. Это обусловлено уникальным геостратегическим положением и огромным пространственным размахом страны.
  Транспортное обеспечение - одна из системообразующих составляющих развития Российской Федерации и инструмент для достижения экономических, социальных, внутри- и внешнеполитических, оборонных и других государственных приоритетов. Для того чтобы обеспечить готовность железных дорог и железнодорожных объектов к действиям в любых, в том числе боевых условиях, необходимо проводить заблаговременные мероприятия. Как в мирное, так и в военное время эти мероприятия организуются и проводятся при непосредственном участии Железнодорожных войск.
  Об истории и о том, чем живут сегодня воины стальных магистралей, рассказывает командующий Железнодорожными войсками генерал-лейтенант Сергей КЛИМЕЦ.

     - Сергей Владимирович, с чего начинались Железнодорожные войска и каков их вклад в достижение военных побед?
     - Железнодорожные войска России ведут отчет своей истории от 6 августа 1851 года, когда император Николай I на завершающем этапе строительства Санкт-Петербургско-Московской железной дороги утвердил Положение о составе управления Санкт-Петербургско-Московской железной дороги. В соответствии с этим Положением и были созданы первые специальные воинские формирования для охраны и эксплуатации железной дороги.
     А уже через четверть века, в ходе русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов, военные железнодорожники успешно справились со стоящими перед ними непростыми задачами и обеспечили непрерывное снабжение соединений русской армии по построенному ими железнодорожному участку Бендеры - Галац.
     Важную роль Железнодорожные войска сыграли в ходе Первой мировой войны, за период которой они построили около 300 км ширококолейных железных дорог и до 4.000 км узкоколейных, восстановили более 4.600 км верхнего строения пути и почти 5.000 км телефонно-телеграфных линий железнодорожной связи.
     Весом вклад военных железнодорожников и в победоносное завершение Великой Отечественной войны. Выполняя поставленные задачи в тяжелых, чаще всего боевых условиях, они восстановили около 120 тысяч километров путей, более 15 тысяч мостов и труб, построили свыше 10 тысяч километров новых железнодорожных путей, обезвредили и уничтожили более 2 миллионов мин и фугасов. Личный состав войск проявил высочайшее мастерство, волю и мужество, самоотверженность и героизм при обороне Москвы и Ленинграда, битвах под Сталинградом и на Курской дуге, во время освободительных операций на Украине, в Белоруссии, Молдавии и Прибалтике, в странах Восточной Европы и Германии.
     25 апреля 1945 года в разгар боев за германскую столицу военный железнодорожник сержант Иван Егорович Лесников привел по пути, восстановленному войсками, первый советский поезд в Берлин.
     Действия воинов-железнодорожников в годы Великой Отечественной войны получили самую высокую оценку. Звание Героя Советского Союза (посмертно) присвоено сержанту Виктору Петровичу Мирошниченко. 26 военнослужащим присвоено звание Героя Социалистического Труда, более 35 тысяч награждены орденами и медалями.
     После окончания Великой Отечественной войны Железнодорожные войска активно участвовали в восстановлении и реконструкции разрушенных железных дорог, строительстве новых железнодорожных магистралей. Наиболее значительными из них являются линии Абакан–Тайшет, Ивдель–Обь, Тюмень–Сургут и, конечно же, Байкало-Амурская магистраль, 35-летие с начала строительства которой мы отметили в этом году.
     Подразделения войск неоднократно привлекались к ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, в том числе катастрофы на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении.
     


     
Визитная карточка

     Климец Сергей Владимирович родился 4 мая 1958 года в городе Слюдянка Иркутской области. Окончил Ленинградское высшее училище Железнодорожных войск и военных сообщений им. М.В. Фрунзе, Военную академию тыла и транспорта.
     Прошел должности от командира взвода до командира железнодорожного корпуса. В 2005 году назначен начальником штаба - первым заместителем командующего Железнодорожными войсками.
     Указом Президента Российской Федерации № 287 от 1 марта 2008 года генерал-лейтенант Сергей Владимирович Климец назначен командующим Железнодорожными войсками.
     Награжден орденом «За военные заслуги», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
     Заслуженный военный специалист Российской Федерации, почетный железнодорожник, почетный транспортный строитель Российской Федерации.

     


     Войска приняли самое активное участие в проведении контртеррористической операции в Чеченской Республике. Подразделения, входившие в состав Объединенной группировки войск на Северном Кавказе, обеспечили разминирование, восстановление, техническое прикрытие и эксплуатацию железных дорог и железнодорожных объектов на территории республики. В результате были созданы условия для бесперебойного обеспечения всем необходимым местного населения и военнослужащих группировки. Находясь в сложных, подчас экстремальных условиях, личный состав войск продемонстрировал высокую организованность и выучку, мужество и героизм. Действия военных железнодорожников в Чеченской Республике еще раз подтвердили их возможности и исключительную роль при выполнении восстановительных работ на железнодорожном транспорте в боевой обстановке.
     - Какие задачи вверенные вам войска решают сегодня?
     - 6 августа 2009 года Железнодорожным войскам исполняется 158 лет. Свой очередной день рождения войска встречают напряженной боевой учебой и ратным трудом на благо Отечества. Сегодня они решают задачи, определенные Правительством Российской Федерации, министром обороны, начальником Тыла Вооруженных Сил РФ - заместителем министра обороны РФ.
     В войсках согласно плану подготовки проводятся все необходимые мероприятия по поддержанию соединений, воинских частей и организаций в постоянной боевой и мобилизационной готовности. В целях подготовки личного состава к выполнению задач по штатному предназначению проводятся командно-штабные учения, тренировки и тактико-специальные учения. Так, в первом полугодии 2009 года в соответствии с планом подготовки войск было проведено более 30 различных учений и тренировок. В июне-июле этого года военные железнодорожники вместе с военнослужащими различных частей Северо-Кавказского военного округа, военными моряками Черноморского флота и представителями других силовых структур приняли участие в командно-штабном учении «Кавказ-2009», где в целом продемонстрировали высокий профессионализм и способность обеспечить выполнение поставленных задач.
     Во втором полугодии нам предстоит принять участие в таких крупных учениях, как «Запад-2009» и «Ладога-2009».
     Свое специальное мастерство личный состав войск отрабатывает в классах и на полигонах, а также в ходе выполнения учебно-практических работ по ремонту подъездных путей, находящихся в оперативном управлении Министерства обороны Российской Федерации. В нынешнем году военные железнодорожники выполнят ремонт подъездных путей на 20 объектах Министерства обороны.
     Высокий уровень своего профессионального мастерства войска в очередной раз подтвердили во время оказания гуманитарной помощи Республике Абхазия в 2008 году, когда за два месяца был успешно восстановлен железнодорожный участок Сухуми - Очамчира протяженностью более 50 километров, отремонтировано 9 железнодорожных мостов, заменено более 11,5 тыс. деревянных шпал, осуществлен ремонт рельсо-шпальной решетки на участке протяженностью более 45 километров.
     Важнейшая задача, которая стоит перед Железнодорожными войсками в 2009 году, заключается в проведении первоочередных мероприятий по выходу войск на новый, перспективный облик.
     В ходе приведения войск к новому облику мы планируем добиться:
     - наращивания количества частей постоянной готовности, что позволит до конца года значительно повысить производственные возможности войск, а также сократить сроки готовности к выполнению поставленных задач за счет сокращения времени на доукомплектование личным составом, дообеспечение вооружением, военной и специальной техникой;
     - повышения эффективности системы управления посредством оптимизации организационно-штатной структуры и численности Центрального аппарата и органов военного управления, переформирования управлений железнодорожных корпусов в соответствующие территориальные командования, перевода отдельных железнодорожных бригад на новые штаты в соответствии с требованиями, предъявляемым к частям постоянной боевой готовности, и оснащения органов управления новыми перспективными средствами связи и АСУ;
     - оснащения Железнодорожных войск современными образцами вооружения, военной и специальной техникой в соответствии с утвержденными параметрами Государственной программы вооружения на 2007-2015 годы, заданиями государственного оборонного заказа на текущий год и планами снабжения Управления начальника инженерных войск и Главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ.
     Все происходящие в войсках преобразования осуществляются и будут осуществляться без снижения их боеготовности, качества управления, уровня укомплектованности и технического состояния вооружения, военной и специальной техники.
     Благодаря проведению этих мероприятий в ближайшие годы предполагается добиться сохранения и дальнейшего повышения роста технической оснащенности, энерговооруженности, мобильности воинских частей и соединений войск, уменьшения личного состава при сохранении производственных возможностей.
     - Как в войсках организовано обучение военнослужащих?
     - Формирование нового облика войск действительно невозможно без совершенствования системы подготовки кадров и военного образования. В настоящее время в Железнодорожных войсках кадровыми органами проводится комплекс мероприятий по аттестации и переназначению офицерского состава на вновь создаваемые должности.
     В 2009 году в рамках реформирования военного образования Военно-транспортный университет ЖДВ и ВОСО будет реорганизован в институт. При этом путем объединения по родственным специальностям будет на треть сокращено количество кафедр. Факультетов станет на два больше - добавится факультет переподготовки и повышения квалификации и факультет подготовки сержантского состава. На этом факультете будет проводиться подготовка сержантов (старшин) для замещения должностей командиров взводов Железнодорожных войск.
     Также в университете началась подготовка группы военнослужащих-женщин по военной специальности «Организация военных сообщений и воинских перевозок» сроком обучения 5 лет. Отличий в организации учебного процесса по подготовке «курсанта мужского пола» и «курсанта женского пола» нет, за исключением физической культуры. Учебные занятия с девушками планируется проводить силами профессорско-преподавательского состава на учебно-материальной базе имеющихся кафедр университета. Для них подготовлены все современные социально-бытовые условия для проживания и полноценной учебы.
     - Сергей Владимирович, руководство страны и Минобороны России не раз подчеркивало важность социального аспекта...
     - Важнейшей задачей для руководства Железнодорожных войск в ходе перехода к новому облику Вооруженных Сил как раз и является создание необходимых социальных условий для службы всех категорий военнослужащих. Работа здесь строится на основе определенных Стратегией социального развития Вооруженных Сил РФ на период до 2020 года направлений деятельности по удовлетворению социальных потребностей военнослужащих, лиц гражданского персонала, а также граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
     В центре особого внимания, конечно же, находятся вопросы улучшения жилищных условий семей военнослужащих. Решение данного вопроса осуществляется комплексно, по многим направлениям: за счет накопительно-ипотечной системы обеспечения жильем, реализации Государственных жилищных сертификатов, приобретения жилья за счет бюджетных средств Минобороны РФ. Накопительно-ипотечная система реализуется в отношении самой перспективной части офицерского состава - молодых офицеров, на которых в будущем ляжет основной объем задач по обучению и воспитанию личного состава, формированию нового облика войск.
     Уверен, что у нас есть все возможности для того, чтобы в 2010 году практически обеспечить постоянным жильем всех нуждающихся, а к концу 2012 года сформировать фонд служебного жилья.
     Мы осознаем объем и напряженность предстоящей работы. Но это работа, еще раз подчеркну, плановая, реальная и ресурсно-обеспеченная. Уверен, что все мероприятия по формированию перспективного облика Железнодорожных войск будут выполнены полностью и в срок.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex