на главную страницу

6 Августа 2009 года

Армия и общество

Четверг

ЖДВ альтернативы нет



     Немало славных и героических страниц было вписано в историю Железнодорожных войск в ходе выполнения военными железнодорожниками боевых задач на территории Чеченской Республики. С начала проведения контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона воинами-железнодорожниками обезврежено более 2.000 взрывоопасных предметов, проведено сплошное разминирование более 300 тысяч километров железнодорожного пути, восстановлено более 17 тысяч погонных метров верхнего строения пути.
     В период с 1994 по 2007 год по временной схеме на территории Чеченской Республики Железнодорожными войсками были восстановлены железнодорожные мосты через реки Аксай (четное и нечетное направление, 1999 г.), Большой Шаудон (нечетное направление - 2001 г., четное - 2003 г.), Сунжа (четное - 2001 г.).
     За этот же период времени по капитальному варианту военные железнодорожники восстановили железнодорожные мосты через реки Прорва (1999 г.), Аксай (четное и нечетное направление, 2000 г.), через Гудермесский канал (четное и нечетное направление, 2000 г.), двухпутный мост через реку Терек (2001 г.), мост через реку Сунжа ( нечетное - 2002 г. и четное - 2003 г.), однопутный мост через реку Белка (2003 г.), мост через реку Большой Шаудон (четное направление, 2003 г.), мост через реку Джалка (четное направление, 2004 г.), мост через реку Аргун (нечетное - 2005 г., четное - 2006 г.), а также мосты через суходол на 171-м километре (четное и нечетное - 2000 г.) и мост через суходол на пикете ПК 61+60 в 1999 году.
     За всем этим стоит героизм и мужество военных железнодорожников, их высокая организованность и профессиональная выучка. Анализ действий войск в Чеченской Республике подтверждает их большие возможности при выполнении восстановительных работ на железнодорожном транспорте и убедительно свидетельствует, что в вопросах восстановления железных дорог в боевых условиях Железнодорожным войскам альтернативы нет.
     
Первый поезд в Сургут

     В 1965 году, забив последний костыль на строительстве магистрали Абакан - Тайшет, воины железнодорожной бригады, которой командовал полковник И. Матвейков, привели на станцию Саянская первый поезд. А впереди их ждала новая стройка - Тюмень - Сургут протяженностью около 700 километров.
     Только на начальном участке трассы от Тюмени до Тобольска им предстояло произвести вырубку 500 гектаров леса, 827 тысяч кубометров земляных работ, построить немало искусственных сооружений, в числе которых два моста через реки Тура и Тавда по 500 метров каждый. Несмотря на сложнейшие природные условия, воины-железнодорожники ставили настоящие трудовые рекорды.
     На магистрали впервые были испытаны методы поездной завозки грунта в насыпь, применен гидромеханизированный способ выполнения земляных работ. Именно здесь прошли проверку сваебойные агрегаты на гусеничном ходу, портальные краны и мощные дизель-молоты, свайно-эстакадные мосты и металлические гофрированные трубы.
     Труд военных железнодорожников был оценен по достоинству - указом Президиума Верховного Совета СССР бригада была награждена орденом Трудового Красного Знамени. Но самой главной наградой для военных железнодорожников стала железная дорога, по которой 5 августа 1975 года, значительно раньше намеченного срока, первый пассажирский и первый грузовой поезда прибыли из Тюмени в город нефтяников Сургут.
     
Главная трудовая победа

     В этом году страна отмечает сразу три БАМовских юбилея - тридцать пять лет с начала строительства Байкало-Амурской магистрали, 25 лет стыковке рельсов БАМа и двадцать лет со дня сдачи всей магистрали в постоянную эксплуатацию. Отмечают эти юбилеи и Железнодорожные войска. Ведь именно они справились с тяжелым и ответственным заданием Родины: строительством без малого 1500-километрового Восточного участка дороги.
     За всю славную историю Железнодорожных войск лишь однажды, в апреле 1984 года, два соединения, которыми командовали полковники Г. Когатько и А. Малахович, были награждены Вымпелами министра обороны СССР «За мужество и трудовой героизм, проявленные личным составом на строительстве Байкало-Амурской магистрали». Подобной чести из каждого вида и рода Вооруженных Сил СССР удостаивалась лишь одна часть. А тут - исключение, которое ни у кого не вызвало никаких сомнений: Железнодорожные войска такую честь заслужили.

     В июле 1974 года принимается правительственное постановление о строительстве Байкало-Амурской магистрали. Планировалось проложить 3.145 километров главного пути. Из них почти 1.500 километров поручили построить Железнодорожным войскам.
     В сжатый срок в Главном управлении Железнодорожных войск был разработан директивный график строительства, определены штаты и структура соединений, частей, подразделений, выдвигаемых на строительство.
     Расстановка сил была следующая: соединения под командованием И. Босого находились восточнее Тынды, М. Гафурова - на месте будущей станции Февральск, П. Цыганкова - в Дипкуне, А. Железнова - в Алонке, А. Комарова - в Березовке, К. Курочкина - в Ургале. Командиры и их подчиненные трудились в полную силу. И уже в мае 1975 года ввели в эксплуатацию линию Бам - Тында протяженностью 180 километров.
     Каждый сданный объект был победой. В июне 1979 года воины-железнодорожники замкнули 500-километровое Дальневосточное железнодорожное кольцо: Хабаровск - Известковая - Ургал - Комсомольск-на-Амуре с выходом в порт Ванино. Самым сложным участком здесь оказался тоннель под Дуссе-Алинским хребтом. Пробитый еще в 1950-е годы, он долгое время стоял законсервированным. Более того, с 1964 года с него сняли персонал, обслуживающий дренажные сооружения. Почти двухкилометровый тоннель оказался полностью забит льдом - 32 тысячи кубометров.
     Военные инженеры Ж. Исаакян, Г. Грошев, А. Ефремов, Н. Кожин, И. Кукеса, горный инженер А. Ковальчук предложили оригинальный способ - растопить лед теплым воздухом. В результате тоннель очистили в 4 раза быстрее, чем если бы работа велась только одними отбойными молотками.
     17 апреля 1984 года на разъезде имени Героя Советского Союза сержанта Виктора Петровича Мирошниченко сошлись путеукладчики, шедшие навстречу друг другу от Тынды и Комсомольска-на-Амуре. Состоялась стыковка. 28 апреля там же встретились поезда, отправленные из Тынды и Комсомольска-на-Амуре. Торжественный митинг в честь открытия сквозного движения поездов по всему Восточному участку БАМа начался с укладки символического «золотого звена».
     Труд военных железнодорожников на строительстве Байкало-Амурской магистрали получил высокую оценку. Орденами и медалями СССР за строительство Восточного участка БАМа были награждены более 1.000 человек, медалями Министерства обороны СССР - 180. Пять человек - генералы и офицеры М. Макарцев, В. Куприянов, Г. Когатько, С. Пальчук и А. Шанцев - стали Героями Социалистического Труда.
     
Дорога жизни и надежды

     С того дня прошло чуть больше года. А торжественный митинг на станции Дранда по случаю завершения восстановления участка железной дороги Сухуми-Очамчира до сих пор помнят в деталях не только его участники. Дело в том, что 30 июля 2008 года военными железнодорожниками России была не только возвращена вторая жизнь железной дороге, но и подарена надежда на возрождение экономики Абхазии.
     Военные железнодорожники России пришли в Абхазию в соответствии с решением Президента РФ об оказании гуманитарной помощи Республике Абхазия и в связи с обращением правительства республики. За два месяца военные железнодорожники заменили 11,5 тысячи шпал и около 1,5 тысячи мостового бруса, расчистили более 29 гектаров полосы отвода железнодорожного пути, досыпали 18 тысяч куб. метров балласта, заменили скрепления на 22 тысячах шпал. А еще выполнили ремонт восьми железнодорожных мостов и одного путепровода. И это еще не полный перечень всех выполненных работ.
     Представители Абхазии говорили на митинге, что каждый метр восстановленной железной дороги обильно полит солдатским потом, а ее возрождение стало возможным благодаря самоотверженному труду и высочайшему профессиональному мастерству солдат и офицеров Железнодорожных войск. И пусть эта победа была добыта воинами-железнодорожниками не в бою, значение и суть ее от этого не меняются. Все сделанное военными железнодорожниками - во имя людей, ради их достойного будущего.
     
Чернобыльская страница

     Чернобыль печально известен сегодня всему миру как синоним беды. Да, Чернобыль - это беда. 26 апреля 1986 года она, как всякая беда, грянула нежданно. Но Железнодорожные войска врасплох не застала.
     В район Чернобыля оперативно, совершив 500-километровый марш, прибыл гвардейский батальон под командованием капитана В. Бондарева. Позже стали прибывать подразделения частей, которыми командовали офицеры А. Пискарев, И. Плешков, Н. Затолокин. В помощь офицерам соединения и бригады под командованием подполковника В. Омельченко была направлена и первая оперативная группа из Главного управления Железнодорожных войск, которую возглавил начальник химической службы войск полковник В. Обносов. Ее офицеры первыми вступили на зараженную землю Чернобыля.
     Главной задачей на том этапе стала подготовка разгрузочных путей для поступающих материалов. У самой станции железнодорожные пути в первые дни были разрушены гусеничной техникой, и уровень радиации там был высок. Было принято решение построить подъездные пути в районе станции Вильча.
     Объем работы предстоял немалый. Вблизи реакторов команды работали всего по 20—25 минут. А уложить за это время надо было 150—200 метров пути. Это требовало тщательной подготовки, глубокой разработки технологии каждой операции.
     В результате предварительных тренировок личный состав в зоне АЭС смог перекрыть существовавшие тогда нормативы в несколько раз. Благодаря этому уже к середине мая 1986 года для подвоза и обеспечения восстановительных работ военные железнодорожники уложили 4 км пути, врезали 7 стрелочных переводов, а также начали строительство пути под подвижную опору мостового кабель-крана.10-12 июля солдаты и офицеры приступили к восстановлению подъездных путей (когда проводили дезактивацию, их залили бетоном) к первому и второму реакторам.
     Само восстановление путей не имело аналогов в практике транспортного строительства. От каждого солдата, офицера требовались точнейшие ювелирные движения, ведь пути проходили всего в 20 метрах от четвертого энергоблока. Команда военных железнодорожников до секунды отрабатывала свои действия на полигоне, тренировалась до изнеможения.
     Всего в течение 1986—1988 годов в условиях повышенной радиации было вырублено 96 га леса, выполнено почти 100 тысяч куб. метров земляных работ, построено 3 железнодорожных моста общей длиной 190 погонных метров, смонтировано 8 труб, уложено 56 км пути и установлено 107 стрелочных переводов. Выполнен капремонт 8 км пути и 24 стрелочных переводов.
     Усилиями военных железнодорожников была построена новая железнодорожная линия для доставки эксплуатационного персонала АЭС от станции до вновь построенного жилого городка. В работе принимали участие 1.728 военнослужащих.
     
Батальон идет на помощь

     Каждое 4 июня из православной часовни, построенной возле станции Арзамас-1, раздается скорбный и тревожный звон в память о тех, кто сгорел здесь в пламени чудовищного взрыва. Те дни 1988-го памятны и военным железнодорожникам, которые участвовали в ликвидации его последствий, восстанавливали железнодорожное движение.
     В результате взрыва погибли 88 человек, в том числе 10 детей. На стационарное лечение в больницы поступило более 200 человек, из них 16 тяжелораненых. От взрыва пострадало 934 дома (в основном частные постройки), из них 44 полностью разрушены, более 170 были снесены бульдозерами за непригодностью. В развалинах лежали здания станции.
     О случившемся в Арзамасе в учебном полку Железнодорожных войск, который дислоцировался в Горьковской области, узнали через короткое время. Поступила команда на выдвижение к месту трагедии с целью восстановления железнодорожного движения. Уже на следующий день сводный батальон полка под командованием полковника К. Кудашева совершил 240-километровый марш и прибыл к вечеру в Арзамас. Главный инженер корпуса полковник Н. Кошман провел рекогносцировку. Из-за разрушений балластировку, подтаскивание рельсов и стрелочных переводов и многое другое приходилось выполнять вручную.
     За короткий срок военные железнодорожники произвели расчистку завалов в объеме 15 тысяч кубических метров, укладку 850 метров главного пути, замену 500 метров деформированных рельсов, балластировку пути в объеме около 5 тыс. куб. м балласта, устройство одного переезда, строительство 150-метрового тупика, 200 метров подкрановых путей, укладку и замену 8 комплектов стрелочных переводов, восстановили 150 метров лотков водопроводов.
     Через 36 часов удалось возобновить движение по главному ходу со скоростью 5 километров в час. А полностью железнодорожное движение было восстановлено на четвертые сутки.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex