на главную страницу

7 Августа 2009 года

Россия - Турция

Пятница

Консолидация потоков

Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда».



Москва и Анкара пытаются «разрулить» сложную проблему ресурсных потоков, с тем чтобы они лишь удачно дополняли друг друга, проходя по бассейну Черного моря. Это потребовало от переговорщиков выдержки и гибкости при доскональном учете обоюдных интересов. Опыт тут в общем-то имеется солидный. Две страны, будучи соперниками, в то же время наладили масштабное взаимодействие в хозяйственных и межчеловеческих связях. Объем торгового оборота в прошлом году достиг 34 миллиардов долларов, а число российских туристов на турецких курортах превысило два с половиной миллиона человек.

     В четверг в Анкаре премьер-министры Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган обсуждали вопросы двустороннего взаимодействия в области энергетики, транспорта и туризма. Главным результатом переговоров стало официальное согласие Турции на строительство газопровода «Южный поток» в ее территориальных водах. Речь также шла о проекте «Голубой поток 2», ветка от которого должна пойти в Израиль.
     Совсем недавно, как мы помним, Турция подписала соглашение о Nabucco, которое многими рассматривается как альтернативное российскому проекту решение. Многими, но только не Москвой, о чем она не раз высказывалась. И вот теперь, как видим, близкую позицию заняла Анкара. При этом нельзя сказать, что в результате существенно упростилась газопроводная тема в целом. Подводных и всяких прочих камней при проектировании и строительстве магистрали будет в достатке. Как считают эксперты в составе российской делегации, сейчас пока можно говорить лишь о начале «многопозиционной игры», в которой участвует целый ряд государств региона. Но Россия в этой игре, согласовав свои планы с Турцией, сделала «сильный ход».
     Кстати, в качестве участника российско-турецких переговоров выступил итальянский премьер Сильвио Берлускони. Он присоединился к коллегам после того, как они поговорили в формате «один на один». В Риме в этой связи подчеркнули важность личного вклада Берлускони в достижение договоренности между Москвой и Анкарой. В совете министров Италии, в частности, было отмечено, что глава кабинета после известного совещания в Сочи 15 мая «много сделал для реализации в кратчайший срок новой инфраструктуры, гарантирующей в будущем энергетическую безопасность Европы».
     Газопровод «Южный поток» должен пройти по дну Черного моря из Новороссийска в болгарский порт Варну. Далее его две ветви пройдут через Балканский полуостров в Италию и Австрию, хотя их точные маршруты пока не утверждены. Согласно планам проект должен вступить в строй к 2013 году. Он возьмет на себя более трети поставляемого европейским потребителям природного газа и снизит зависимость поставщиков и покупателей от стран-транзитеров, в частности от Украины. Пропускная способность газопровода должна составить 63 миллиарда кубометров газа в год. Общий объем инвестиций в проект оценивается в 25 миллиардов евро.
     Напомним, что сначала, в июне 2007 года, меморандум о реализации проекта подписали Россия и Италия. Стороны в принципе договорились, что морской участок трубы протяженностью 900 километров соединит российский и болгарский берега. Потом к проекту присоединились Болгария, Греция и Венгрия.
     И вот теперь – Турция, стремящаяся, как отмечал в прошлом году в специальном докладе МИД этой страны, стать энергетическим узлом международного значения, обеспечивающим «должное присутствие Анкары в глобальном механизме принятия решений».
     Договоренность с турками достигалась с помощью целой комбинации увязок. В частности, Москве пришлось сделать уступку в вопросе о строительстве нефтепровода Самсун – Джейхан. Накануне прибытия Путина Реджеп Эрдоган пояснил журналистам, что российская сторона выступила с предложением по использованию указанного трубопровода, чтобы снять проблему перегруженности Босфора танкерами, транспортирующими нефть из Черноморского бассейна. На самом деле, как уточнил заместитель главы аппарата российского правительства Юрий Ушаков, инициатива по загрузке трубы Самсун – Джейхан принадлежит туркам. При этом он добавил, что пока не очень ясно, где взять нефть для этого трубопровода.
     Кроме того, теперь непонятно, что станет с проектом Бургас – Александруполис. Не прокладывать же трубу, наперед зная, что ее нечем будет заполнять. Во всяком случае, совмещать два строительства бессмысленно.
     Между тем обозреватели указывают, что подписание газового протокола в Анкаре фактически денонсирует прежние договоренности с Украиной по «Южному потоку». При этом они цитируют анонимного представителя российского правительства, якобы сказавшего, что «переговоров с Киевом по этому проекту больше не будет». В правительстве же Украины сообщили корреспонденту «Коммерсанта», что не направляли в Москву запрета на строительство «Южного потока».
     Во второй части рабочего визита Владимир Путин встретился с президентом Турции Абдуллахом Гюлем, в рамках которой стороны рассмотрели итоги межправительственных переговоров и другие актуальные вопросы двустороннего сотрудничества. Речь, в частности, шла об участии России в строительстве первой турецкой атомной электростанции, которую здесь считают стратегически важной.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex