на главную страницу

7 Августа 2009 года

Страна и мир

Пятница

На вахте – «Адмирал Трибуц»

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».
  Фото из архива автора.



     Отряд боевых кораблей Тихоокеанского флота во главе с большим противолодочным кораблем «Адмирал Трибуц» завершил проводку конвоя судов в районе Африканского Рога и Аденского залива. Под охраной российских боевых кораблей были проведены танкер NS Commander под флагом Либерии (в составе команды 26 граждан России) и транспортное судно BBC Sweden под флагом Гибралтара (в составе его экипажа 6 граждан России и 5 граждан Украины).
     Действия российских военных моряков получают самые высокие оценки со стороны различных экспертов. Так, некоторое время назад главный специалист по охране судов Дальневосточного морского пароходства (ДВМП) Владимир Пиденко, в частности, заявил, что тактику, применяемую российскими моряками при охране судоходства от нападений морских пиратов в Аденском заливе, дальневосточные судовладельцы считают самой лучшей. «Мы просим, чтобы русские корабли у берегов Сомали были, так как они ведут операцию по своей тактике, и ни одно судно из конвоя, охраняемого военными моряками России, пиратами захвачено не было», - отметил он.
     Представитель ДВМП также сказал, что в последние годы пираты стали вести себя иначе. Если раньше они только грабили суда, забирали все самое ценное у экипажей, то теперь, как правило, захватывают заложников и требуют миллионные выкупы.
     По данным Международного центра по борьбе с пиратством, созданного в 1991 году Международной торговой палатой и расположенного в малайзийской столице Куала-Лумпур, в наши дни пиратством на многих широтах (за исключением разве что приполярных) занимаются более сотни крупных группировок. За последние годы в территориальных водах прибрежных морей 56 государств нападениям подверглись суда более 62 стран. Основными районами нападений являются воды, омывающие Юго-Восточную Азию, Западную и Восточную Африку и Южную Америку. И количество судов, подвергающихся абордажам, в XXI веке не снизилось. По данным Международного центра, современное пиратство делится на три вида. Первый из них -шайки, вооруженные стрелковым и холодным оружием. Они нападают на суда в прибрежных водах или гаванях и грабят пассажиров и команду, не покушаясь на захват самого судна. Второй вид - банды, вооруженные тяжелым стрелковым вооружением. Они стремятся захватить судно вместе с грузом и при этом могут истребить весь экипаж. Скажем, в ноябре 1998 года в Тайваньском проливе пираты обезглавили всю команду китайского сухогруза «Чунг сон» (23 человека), а тела выбросили за борт. Международные организованные группы, которые охотятся за судами с особо ценными грузами, относятся к третьей группе. Они используют современную спутниковую навигацию, средства связи, обладают агентурной сетью в портах, обширными связями в различных эшелонах власти. Разумеется, подобная классификация весьма условна, но все же сомалийских пиратов можно отнести к третьему виду.
     Стоит отметить, что дальнейшему развитию разбоя в открытом море во многом способствуют сами экипажи, пострадавшие от нападений пиратов. По оценкам большинства экспертов, многие моряки предпочитают не сообщать о совершенных на них нападениях.
     Причин для этого немало: это и длительные задержки в порту при расследовании инцидентов, и резко возрастающая стоимость страховки. В итоге поведение пострадавшей стороны лишь на руку пиратам, и при таком развитии событий искоренить пиратство крайне сложно. При этом неточные данные по пиратским нападениям существенно усложняют деятельность международным организациям, борющимся с этим злом.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex