на главную страницу

8 Августа 2009 года

Армия и общество

Суббота

Августовские уроки

Александр АЛЕКСАНДРОВ, «Красная звезда».
Фото Павла ГЕРАСИМОВА.



Ровно год назад мировую общественность потрясли сообщения о нападении Грузии на Южную Осетию. Первый удар приняли на себя российские миротворцы, огонь обрушился на югоосетинское население, которое накануне из Тбилиси уверяли, что ему ничего не угрожает. Одновременно с боевыми действиями по усмирению агрессора не менее серьезная война развернулась на международном информационном поле. Зарубежные средства массовой информации в августе 2008 года намеренно искажали суть событий, вместе с политиками придумывали необоснованные обвинения в адрес России и Вооруженных Сил. И спустя год на границе между Грузией и Южной Осетией не прекращаются провокации, звучат неуравновешенные заявления грузинского руководства, что обязывает российских военных держать порох сухим. Об этом и многом другом на встрече с журналистами ведущих СМИ в пресс-центре РИА «Новости» говорил заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал-полковник Анатолий НОГОВИЦЫН.


     - Мы не намерены прекращать изучение событий августа прошлого года в Южной Осетии и исследование тогдашних планов Грузии. Речь можно вести лишь о предварительных результатах, - заявил заместитель начальника Генерального штаба. - Но и они со всей полнотой убеждают: Грузия - агрессор, и грузинское руководство должно понести за свои действия наказание.
     Хроника событий тех дней, захваченные боевые документы и данные разведки явно указывают на источник агрессии против югоосетинского народа. Трофейные материалы свидетельствуют о том, что подготовка наступательной операции в Тбилиси началась еще в марте 2005 года. Карты, схемы, боевые приказы и другие документы предусматривали несколько вариантов действий против Абхазии и Южной Осетии. В захваченных боевых документах, составленных по натовским стандартам, под грифом «секретно» указывается, что оперативной группировке грузинских войск в течение 72 часов предстояло захватить территорию Абхазии и Южной Осетии для восстановления там грузинской юрисдикции.
     На фоне наступательных действий в трофейных картах грузинской стороны российские миротворцы обозначены среди приоритетных целей для артиллерийского удара. Местное население также нанесено на схемы красным цветом: так по классификации НАТО обозначают противника. При этом удар по Цхинвалу наносился отнюдь не высокоточным оружием: грузинская артиллерия применяла 152-миллиметровые гаубицы и реактивные системы залпового огня «Град».
     - В качестве артиллерийских целей наряду с объектами силовых структур Южной Осетии определены штаб российских миротворцев, Дом правительства республики, телевизионный центр в Цхинвале, полигон российского миротворческого батальона, - подчеркнул генерал-полковник Ноговицын.
     В ходе операции по принуждению Грузии к миру российская сторона потеряла 64 военнослужащих, 15 из них - это миротворцы, погибшие при отражении нападения в начальный период кампании. Среди прочих выявлены факты использования грузинами опознавательных знаков, принятых в Российской армии.
     - Установлено, что грузинская сторона наносила опознавательные знаки российских ВВС на свои штурмовики Су-25. Боевые самолеты использовались дважды: 8 августа при нанесении ракетно-бомбовых ударов по колонне беженцев, покидающих Цхинвал, и 9 августа - по колонне российских войск, которые двигалась по Зарской объездной дороге, - констатировал замначальника Генерального штаба. - Впоследствии грузинское руководство заявляло о том, что эти действия якобы были предприняты российской стороной.
     Даже по прошествии года после трагических событий, из-за которых режим Саакашвили дискредитировал себя в глазах всего мирового сообщества и собственных граждан, некоторые международные организации не смогли определить для себя виновных в развязывании агрессии против югоосетинского народа. Многие страны до сих пор, осторожничая, замалчивают свое отношение к произошедшему, в то время как от международной позиции зависит, какие санкции надлежит предпринять в отношении агрессора. Объективную оценку событий «пятидневной войны» Россия ожидает от миссии Евросоюза, которая продолжает свою работу. Однако будут ли предприняты соответствующие меры против агрессора, пока не ясно.
     - Мы очень многого ждем от того доклада миссии, который через два месяца будет обсуждаться в Европейском союзе, - заявил генерал-полковник Анатолий Ноговицын. - Что будет затем? Какие действия последуют после того, как эта авторитетная организация мирового сообщества получит, надеюсь, исчерпывающий и компетентный доклад? К сожалению, на этот вопрос исчерпывающего ответа мы не получили.
     По оценкам российского военного ведомства, принципиально важно не только публично назвать агрессора: документы, представленные миссией Евросоюза и имеющиеся у российской стороны, абсолютно достоверно доказывают, кто именно агрессор. Большое значение имеют и те санкции, которые следует применить к виновной стороне.
     - Наша задача - спрогнозировать, куда все выведет. Поэтому мы публично заявляем еще раз, что простая констатация того факта, что Грузия - агрессор, нас не устраивает. Нам кажется необходимым некий комплекс мер, чтобы в дальнейшем совместно не допустить чего-то подобного, - заявил представитель Генерального штаба.
     Признание мировым сообществом Грузии агрессором в прошлогоднем конфликте в Южной Осетии, по словам Анатолия Ноговицына, должно означать введение в отношении не совместно выработанных санкций и ограничений, в частности прекращение поставок вооружений. Сегодняшняя безнаказанность дает режиму Саакашвили полную свободу для новых провокаций и военно-политических авантюр. В связи с этим обстановка в Абхазии и Южной Осетии продолжает оставаться напряженной. И этому способствуют как стремительное наращивание боевого потенциала грузинских вооруженных сил, так и провокационная и пропагандистская деятельность соответствующей направленности.
     - Спокойной атмосферу в этом регионе никак не назовешь, - отметил генерал-полковник Ноговицын. - Целью провокаций со стороны Грузии в отношении представителей российского воинского контингента и вооруженных сил Абхазии и Южной Осетии является дискредитация российской стороны и дестабилизация обстановки в регионе.
     Согласно приведенной на пресс-конференции статистике, только за последний период на югоосетинском направлении с грузинской стороны зафиксировано более 70 провокаций, а на абхазском - свыше 50. По словам генерала, выражается это в информационно-пропагандистской работе и диверсионно-террористической деятельности. Высокими темпами восстанавливается боеготовность грузинских вооруженных сил. Имеются сведения о скрытых схемах поставки в Грузию образцов вооружения НАТО. И это не может не настораживать российскую сторону.
     - Мы отслеживаем состояние вооруженных сил Грузинской республики, - отметил Анатолий Ноговицын. - Системы разведки показывают, и мы четко видим, что их боевой потенциал восстанавливается до прежнего уровня, а на некоторых направлениях возрастает.
     Он также подчеркнул, что по окончании конфликта в прошлом году грузинские вооруженные силы были полностью деморализованы. Но благодаря внешнему воздействию, в частности заявлениям многих западных стран, в том числе США, о признании Грузии партнером на этом направлении, а также внешнему финансированию их боевой потенциал значительно увеличился. Причем все это происходит якобы из-за нарастания угрозы с севера, то есть со стороны Российской Федерации. Из России целенаправленно создают образ наиболее вероятного противника как в пропагандистском плане, так и в вопросах оперативной подготовки.
     - Никакой внешней угрозы со стороны Российской Федерации, с северного направления для Грузии не существует, и в Тбилиси, во всех других странах об этом прекрасно знают, - заявил представитель Минобороны. - Но, несмотря на это, рисуют образ врага в лице России и отрабатывают различные тактические схемы по отражению некоего нападения на Грузию.
     Заместитель начальника Генерального штаба заверил, что Россия не намерена создавать крупные группировки войск у границ Грузии в Абхазии и Южной Осетии. Военное руководство страны на сегодняшний день не видит необходимости наращивать существующий военный контингент в республиках. При этом журналистам было показано на карте расположение российских военных баз на территории двух республик численностью в 1.050-1.200 человек. По словам Анатолия Ноговицына, в настоящее время российские военные внимательно следят за развитием обстановки в регионе, возможными угрозами и их значимостью и просчитывают, какие последствия на том или ином этапе могут наступить.
     - Мы внимательно отслеживаем состояние вооруженных сил в Грузии. Но отнюдь не бряцаем оружием, не создаем какие-то новые группировки войск, что было бы только на руку грузинской стороне. Существующая же группировка оговорена двусторонними соглашениями, и в ближайшее время наращивать ее мы не планируем, - отметил генерал-полковник Ноговицын.
     По оценкам российских военных экспертов, грузинская армия пока не способна развязать конфликт, подобный прошлогоднему. В то же время настораживает динамика, с которой Грузия восстанавливает боеспособность армии. При таком развитии событий представитель Генштаба не исключил в перспективе со стороны Грузии новых попыток «восстановления конституционного права». В случае если новая авантюра будет предпринята, ответ будет адекватным. События августа прошлого года, подчеркнул заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, завершая беседу с представителями СМИ, нас многому научили, теперь важно не допустить повторения ошибок.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex