ВОЙНА С ГРУЗИЕЙ ПОКАЗАЛА ОСТРУЮ ПОТРЕБНОСТЬ ВОЙСК
В СРЕДСТВАХ ВОЗДУШНОЙ РАЗВЕДКИ
Интерес Шаманова к носимым комплексам воздушной разведки обусловлен его участием в трех кампаниях на Кавказе. Впервые увидев запускаемые с руки беспилотники в телерепортажах с первой войны США с Ираком (1991 г.), он вспомнил о них, командуя весной 1995-го наступающей на Ведено и Шатой группировкой 7-й десантной дивизии. Действуя в качестве тактических вертолетных десантов, его отряды занимали господствующие высоты над контролируемыми боевиками селами, всякий раз рискуя попасть в окружение. И группе майора Сергея Харчука в ожидании подкрепления пришлось на одной высот трое суток вести неравный бой в окружении.
- А имей мы позволяющие заранее обнаружить боевиков беспилотники, накрыли бы их «Градом» еще на подходе. - Говорит генерал.
Через пять лет без таких комплексов сложно было представить уже все ведущие армии мира. Мы же и во вторую войну на Кавказе не имели никаких беспилотных средств. При этом боевые действия опять показали, насколько они необходимы войскам. Во время ликвидации вырвавшихся из Грозного банд, например, большую часть рвущихся к горам бандитов приходилось уничтожать в населенных пунктах, где те, заняв оборону, держались до темноты, чтобы ночью начать прорыв к следующему селу.
- А при наличии беспилотных средств били бы их «Ураганом» и артиллерией в чистом поле, во время их ночных переходов, - поясняет Шаманов.
Вот и Кочетков впервые пожалел о неимении таких комплексов, командуя в Чечне базирующейся под Энгеноем полковой тактической группой - когда подразделения РЭБ пеленговали переговоры боевиков, и по их ориентировке работала артиллерия. Потому что эффективность ударов по площадям была невысокой, а при наличии быстро запускаемых «ручных» беспилотников били бы по конкретным целям. Но еще больше, говорит Кочетков, подобные средства нужны были в Грузии. Ведь, перейдя Ингури, передовой батальон его дивизии, шел, по сути, на ощупь, получая из штаба группировки крайне скудную информацию о противнике. Поэтому небольшие, носимые комплексы беспилотной разведки, по мнению офицера, должны стать батальонным, а может даже и ротным средством. Во всяком случае, в ВДВ - войсках, которые во всех последних войнах играют роль и главных ударных сил, и передовых отрядов. Ну а требования к таким беспилотным комплексам, добавляет комдив, не сформулируешь лучше, чем это сделал командующий ВДВ генерал-лейтенант Шаманов. Они должны работать и днем, и ночью, выдавать на пункт управления четкое видеоизображение зоны разведки в режиме реального времени, определять координаты целей, быть простыми в обращении, быстро применяемыми, всепогодными, малозаметными и надежными.
ТОТ САМЫЙ «ЭЛЕРОН»
Комплекс дистанционного наблюдения, понравившийся командующему ВДВ и командиру 7-й дивизии, в инициативном порядке разработан казанским предприятием «Эникс» и называется «Элерон-3». В его составе - два небольших беспилотника со съемными крыльями, пульт управления и антенна. В сложенном состоянии комплекс переносится в двух рюкзаках весом по 6-7 кг каждый. Подготовка к работе, включающая установку антенны, сборку и запуск одного самолета с помощью резинового жгута, занимает 10-15 минут. Радиус действия комплекса в режиме видеонаблюдения - до 15 километров. Оптимальная высота полета, обеспечивающая видеосъемку хорошего качества - 150-200 метров над землей. Максимальная высота - 3000 метров над уровнем моря, что позволяет применять комплекс в горах. Оборудованный электродвигателем беспилотник бесшумно летает и способен до 1,5 часов находиться в воздухе. При этом его полет может и проходить по заданному маршруту, и управляться с земли. Если с беспилотником по каким-то причинам вдруг теряется связь, он возвращается в район запуска. Посадка самолета осуществляется парашютным способом.
Командир 98-й воздушно-десантной дивизии генерал-майор Александр Ленцов:
«Беспилотные комплексы сегодня широко применяются всеми ведущими армиями. Кроме российской. Поэтому обеспечение частей и подразделений - в первую очередь ВДВ и СКВО - такими средствами я отнес бы к приоритетным задачам технического оснащения наших вооруженных сил. При этом полностью разделяю точку зрения командующего ВДВ, что акцент надо сделать на аппаратах ближнего действия. Потому что, во-первых, конкурентоспособными комплексами такого класса отечественные производители могут обеспечить армию быстрее, чем большими системами, а, во-вторых, именно мини-беспилотники войскам нужнее всего. Подразделениям ВДВ, судя по опыту трех войн на Кавказе, часто приходится воевать в горах и действовать в составе тактических вертолетных десантов. А большой, размещенный на нескольких машинах беспилотный комплекс не затащить в горы, и не взять в вертолет. Поэтому носимый комплекс дистанционного наблюдения «Элерон-3», позволяющий общевойсковому командиру заглянуть на 15 километров вперед, был бы оптимальным средством разведки парашютно-десантных подразделений. Для начала можно было бы оснастить им каждый батальон, а в идеале - и каждую роту».
В 2006 году этот комплекс дистанционного наблюдения был показан командующему ВДВ (ныне первому заместителю министра обороны) генерал-полковнику Александру Колмакову. «В идеале - вооружить им введенные в штат батальонов разведывательные взвода», - поделился он тогда своими планами с «Красной звездой» (24.03.2007 г.). После чего «Элерон-3» по приглашению Колмакова был обкатан на полковом тактическом учении на полигоне под Псковом. А за месяц до этого в нашей редакции прошел круглый стол с участием Колмакова, Шаманова и директора - генерального конструктора компании «Эникс» Валерия Побежимова. На этой встрече бывший и нынешний командующие ВДВ высказали разработчику «Элерона» пожелания, инициировавшие развитие комплекса в интересах боевого применения войск. В результате беспилотники стали комплектоваться инфракрасными видеокамерами, а пульт управления - двумя мониторами. На одном - изображение зоны разведки с координатами места, на котором сфокусирована камера, на втором - оцифрованная карта местности, где жирной точкой показано местоположение самолета. Так комплекс стал всепогодным и круглосуточным, а к наблюдению добавилась такая опция, как определение координат целей.
Только войска его так не получили.
ПОЧЕМУ ЕГО НЕТ В ВОЙСКАХ?
Потому что сменивший Колмакова на посту командующего ВДВ генерал-лейтенант Валерий Евтухович не придавал значения этой составляющей оснащения войск, считает заместитель директора НИИ Парашютостроения Юрий Назаренко, возглавлявший ранее военно-научный комитет ВДВ.
- Колмаков, - говорит Назаренко, - мог лично руководить на морозе укладкой нового снаряжения на боевую машину десанта, определяя, насколько оно подойдет войскам. А после его ухода определяющими при покупке снаряжения и вооружения, и заказе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ были уже не всегда интересы боеготовности. В результате из-за закрытия ряда работ ВДВ не получили более управляемый людской парашют Д-12, средства десантирования, позволяющие сбрасывать грузы и технику в точку с заданными координатами и беспилотные комплексы, с которыми воевать в Грузии не пришлось бы «вслепую».
Но теперь, когда командующим стал военачальник, с которым по боевому опыту едва ли кто-то сравнится, и которому дан карт-бланш на масштабное вооружение ВДВ новой техникой, войска, уверен Назаренко, получат, наконец, все необходимые для войны средства, включая беспилотные аппараты. Которые, кстати, только у нас считаются неким изыском, а армии развитых стран без них уже не представишь.
Начальник штаба 20-й общевойсковой армии МВО Герой России полковник Михаил Теплинский:
«О необходимости вооружения подразделений сил общего назначения беспилотными комплексами, и в первую очередь - малогабаритными ручными моделями, которые унесешь в рюкзаке во время пешего горного рейда, можно даже не говорить - она очевидна. Такие комплексы должны быть просты в обращении, надежны, способны показывать координаты целей и ни в коем случае не зависеть от американской навигационной системы. Последнее считаю особенно важным, потому что в Чечне GPS-навигаторы в какие-то моменты начинали врать на 4-5 километров. Ну а для эффективного использования беспилотников, считаю, надо не раздавать их в подразделения, а ввести в штаты мотострелковой бригады и полка ВДВ оснащенный такими комплексами взвод, а во время боевых действий придавать «беспилотных» специалистов с их техникой воюющим батальонам и ротам. В мотострелковой бригаде, думаю, должно быть не менее 8 таких комплексов, как понравившийся командующему ВДВ «Элерон». Чтобы воюющему в отрыве от основных сил батальону придавать как минимум два беспилотника: один во время боя работал бы на комбата, а второй - помогал корректировать огонь минометной батареи мотострелкового батальона».
Пентагоном, например, по словам эксперта по беспилотным системам, автора специализированного интернет-сайта UAV.RU Дениса Федутинова, за последние 10 лет приобретено более 3000 портативных беспилотных летательных аппаратов «Raven» и 467 беспилотных систем «Dragon Eye» с тремя беспилотными самолетами в каждой. А летом 2008 года подписан 6-миллионный контракт на поставку партии еще одного запускаемого с руки беспилотника - всепогодного «PUMA AE». И в случае удачной эксплуатации этой опытной партии, сумма контракта будет увеличена до 200 млн. долларов.
- Мы же на этом фоне выглядим не просто бледно, а вообще никак, - констатирует решительно настроенный изменить ситуацию командующий ВДВ генерал-лейтенант Шаманов.
НАШИ И ИМПОРТНЫЕ АНАЛОГИ
Кстати, если говорить о возможностях носимых малогабаритных беспилотных систем, «Элерон-3» по ряду параметров даже превосходит заокеанские образцы: летает, например, на полчаса дольше обоих «американцев» и имеет радиус действия 15 км, в то время как «Dragon Eye» и «Raven» работают лишь на 10 километрах. Впрочем, армии США, глубинную разведку в которой ведут стратегические беспилотные комплексы, а доступ к единой информационной сети открыт даже командирам рот, большая дальность и не нужна. Для нас же лишние 5 километров могут оказаться решающими.
Ну а то, что поднимающийся на 5000 метров «Raven» существенно превосходит «Элерон» по высотности, пожалуй, едва имеет практическое значение. Ведь рабочая высота полета таких аппаратов - 150-200 метров, а возможность применения их в высокогорье вызывает сомнения: поднимаясь с помощью альпинистского снаряжения на 4 тысячи метров, едва ли унесешь за спиной беспилотный комплекс.
Из российских же комплексов ближнего действия курирующий беспилотное направление в военно-научном комитете Сухопутных войск подполковник Андрей Шкуратов выделяет «Грушу» и «Стрекозу». Однако они, похоже, едва ли составят конкуренцию «Элерону». Во-первых, потому что имеют существенно меньший радиус действия: «Груша» - 5-7 км, «Стрекоза» - 10 км. В-вторых, обладая стабилизированной видеокамерой, «Элерон» выдает более четкое видео. А, в-третьих, они летают с опорой на американскую навигационную систему GPS, которую, когда надо, могут закрыть для «чужих», как это было в Грузии и Чечне, когда GPS-навигаторы врали на несколько километров. «Элерон» же способен летать как по GPS и Глонасс (когда его развернут), так и независимо от спутников - ориентируясь по выставленным радиомаякам. Точность определения координат при этом, правда, может иметь погрешность в сотню-другую метров. Но разрывы от упавших на этом расстоянии снарядов и мин все равно будут в кадре, а значит, скорректировать артиллерию будет вопросом двух-трех минут. Словом, принимая во внимание все вышесказанное, мы пришли к выводу, что созданный казанскими инженерами комплекс дистанционного наблюдения «Элерон-3» - пока лучший беспилотный комплекс ближнего действия для батальонов и рот.
- Есть и другие интересные разработки, - говорит конструктор «Элерона» Валерий Побежимов, добавляя, что если его комплекс действительно больше всего отвечает потребностям войск, в этом «виноваты» первый заместитель министра обороны генерал-полковник Колмаков и командующий ВДВ генерал-лейтенант Шаманов, выдавшие ему три года назад «устное техническое задание».
Жаль вот только, армия от этого пока ничего не выиграла. Зато «Элерон» оценили получившие его ФСБ, МЧС, МВД, ФГУ «Авиалесохрана», «Газпром» и НИИ «Арктики и Антарктики». И хотя эти пользователи решают с его помощью отличающиеся от армейских задачи, их мнения показались нам интересными.
ЭФФЕКТИВНЫЙ, ПРОСТОЙ И НАДЕЖНЫЙ
- Применение «Элерона» позволяет незаметно заглянуть в любой двор. - Говорит начальник авиации МВД Татарстана подполковник Флорид Мовлеткулов, отмечая, что этот бесшумно летающий беспилотник практически не заметен с земли.
Помимо наблюдения за криминогенными зонами, МВД республики использует его для мониторинга дорожной обстановки, наблюдения за массовыми мероприятиями и других спецзадач. При этом «передовой опыт» милиционеров не оставил равнодушными их коллег из внутренних войск, и в ближайшее время комплекс появится в дислоцирующемся в Татарстане отряде специального назначения ВВ МВД.
Ну а сотрудники МВД Кабардино-Балкарии, по словам начальника службы эксплуатации беспилотных летательных аппаратов МВД КБР подполковника Левана Генсутова, отслеживают с помощью «Элерона» передвижение в горах незаконных вооруженных формирований.
Заместитель командира 76-й десантно-штурмовой дивизии Герой России полковник Андрей Красов:
«Во время операции по принуждению Грузии к миру я командовал одной из батальонных тактических групп 76-й дшд. Блокировав населенные пункты между Цхинвалом и Гори, мы в качестве передового отряда обеспечили выдвижение сухопутных войск, а затем разоружили 1-ю мотопехотную бригаду противника. В плане полевой выучки, считаю, мы были к этой войне готовы. Но отвоевали с минимумом потерь (2 погибших) все же прежде всего из-за панического бегства противника. Потому что от Цхинвала до Гори наступали, можно сказать, вслепую, не имея никакой информации о противнике, и применяя артиллерию только прямой и полупрямой наводкой - по визуально видимым или предполагаемым целям. Кульминационными же по напряженности стали предпоследние сутки. Заняв на ночь круговую оборону под Мегврикиси, ближе к полуночи услышали доносившийся из зеленки шум танковых двигателей. По мобильному телефону - связь не работала - попросил штаб группировки прислать самолет-разведчик. Прилетал он или нет, не знаю, но я до сих пор уверен, что если бы не решение Саакашвили капитулировать, в ту ночь нам пришлось бы отражать танковую атаку грузин. И если в батальоне был бы хоть один способный работать ночью беспилотный комплекс, мы бы могли определить, откуда и какими силами они ударят. Поэтому начинать ликвидацию нашего беспилотного отставания, считаю, надо с массового вооружения батальонов небольшими комплексами ближнего действия. Ведь именно батальон де-факто стал основной тактической единицей современной войны».
- Мы первыми из региональных МВД Южного федерального округа начали использовать беспилотные самолеты-разведчики, выбрав лучший российский комплекс дистанционного наблюдения «Элерон-3», - делится подполковник Генсутов, отмечая эффективность, простоту использования и надежность казанского аппарата.
Кстати, высотность «Элерона» (3000 метров) кабардинские милиционеры считают оптимальной, потому что выше - сплошной ледник.
Ну а эксплуатация комплекса Центральным аэромобильным спасательным отрядом МЧС ощутимо облегчила работу спасателей.
- «Элерон» позволяет быстро и эффективно мониторить район чрезвычайной ситуации и вести поиск пропавших людей. - Говорит начальник отдела эксплуатации дистанционно пилотируемых летательных аппаратов отряда Михаил Сысоев, обращая внимание, что данный БПЛА прост в обращении и надежен, а его видеокамера с 10-кратным зумом позволяет рассмотреть даже циферблат на ручных часах.
В результате отряд скоро получит изготовленные уже специально для МЧС «Элероны», а идея приобрести именно этот комплекс, по словам начальника отряда Александра Романова, принадлежит самому главе МЧС Сергею Шойгу.
Ну а полярникам дрейфующей станции «СП-35» «Элерон», по словам ведущего инженера НИИ «Арктики и Антарктики» Анатолия Клейна, помогал за час оценить состояния льдины, на которой находилась их станция. При этом на выполнение подобного осмотра на снегоходе или на лыжах, уходили целые сутки. В результате надежно отработавший на Северном полюсе комплекс приобретен для дрейфующей станции «СП-36».
Результатом же применения «Элерона» на Кавказе подразделениями ФСБ стало его дальнейшее совершенствование в боевом и разведывательном вариантах.
БУДЕТ ПОЛЕВОЙ КОНКУРС
Впрочем, помимо «Элерона», «Груши» и «Стрекозы», отечественными производителями в инициативном порядке разработано еще несколько беспилотных комплексов ближнего действия, включая и миниатюрные модели с дальностью полета несколько километров, и многокилограммовые, запускаемые с помощью катапульты и летающие на 40-50 километров модели. Поэтому, чтобы определить, какие из них могут пригодиться Воздушно-десантным войскам, командующий ВДВ генерал-лейтенант Шаманов решил провести на одном из полигонов полевой конкурс беспилотных систем ближнего действия.
- Пригласим на него всех желающих и внимательно изучим возможности каждой модели, - говорит Шаманов, добавляя, что намерен смотреть не видеофильмы, а реальную работу беспилотных систем.
При этом обкатанный на учении "Кавказ-2009" комплекс дистанционного наблюдения "Элерон-3", по словам Шаманова, может поступить на вооружении ВДВ уже в 2010 году.
- Этот вопрос мы сейчас прорабатываем, - говорит командующий ВДВ, добавляя, что в интересах боевого применения комплекс планируется улучшить по ряду параметров, на которые во время учений "Кавказ-2009" указал начальник Генерального штаба.
Однако первые четыре беспилотника ВДВ за счет спонсорских средств (в дар от Республики Карелия), по словам Шаманова, должны получить уже в этом году.
Словом, похоже, именно десантники первыми преодолеют наше беспилотное отставание от ведущих мировых армий.
- Научила Грузия, - резюмирует один из комбатов 7-й дивизии подполковник Александр Вишнивецкий, вспоминая, как в расположении мотопехотной бригады противника нашел поразительно точный план своего полевого лагеря, на котором, после полетов грузинских беспилотников, с точностью до метра было обозначено расположение каждой боевой машины десанта.
КДН «Элерон-3» на учениях ВДВ под Рязанью,июль 2006 г.
Видеосъемка горного ущелья в Кабардино-Балкарии с помощью КДН «Элерон-3», весна 2009 г.
КДН «Элерон-3» на Северном полюсе, 2008 г.