на главную страницу

11 Августа 2009 года

Армия и общество

Вторник

Заряжающий любовью к небу

Олег Починюк, «Красная звезда».



Генерал-майор Сергей Варфоломеев из тех командиров, которые просты в общении с подчиненными вне зависимости от их звания и должности, не позволяют себе повышать голос, сгоряча не принимают решения. Но, как рассказывали мне его бывшие и нынешние сослуживцы, с ним всегда быстро устанавливается полное взаимопонимание, поневоле хочется как можно лучше выполнить то или иное поручение, иной раз превзойти самого себя, чтобы не подвести такого командира. Повторюсь, слова не мои, но они очень хорошо иллюстрируют отношение окружающих к Сергею Васильевичу.

     Он не отрицает, что с годами выработался свой стиль управления людьми, организации рабочего дня. Но лишь отчасти считает это своей заслугой. Спустя вот уже тридцать с лишним лет с теплотой отзывается о первом инструкторе на учебном самолете старшем лейтенанте Карпенко - до сих пор поддерживает с Анатолием Григорьевичем отношения. Становление на боевом самолете проходило под руководством заместителя командира эскадрильи по политической части майора Владимира Торубарова (впоследствии ставшего начальником политотдела Харьковского ВВАИУ) и комэска подполковника Валерия Козаченко.
     - Пришел я в 1975 году в знаменитое Качинское высшее военное авиационное училище летчиков им. А.Ф. Мясникова совсем еще мальчишкой - сразу после окончания Плехановской средней школы № 17, что в Ленинском районе Тульской области, - вспоминает Сергей Васильевич. - Этим наставникам многим обязан не только в овладении летной профессией, они научили уважительно относиться к людям. Как бы тебе самому плохо ни было, какие бы тебя проблемы ни беспокоили, нужно с каждым разговаривать по-человечески: выслушать, понять, помочь. Особенно если человек действительно нуждается в помощи.
     Позднее тоже были старшие товарищи, которые помогали в командирском становлении, не скупились на житейские советы. Среди них особое место занимает Игорь Садофьев, ныне генерал-лейтенант, заместитель главнокомандующего ВВС по авиации.
     - Именно он, тогда еще командир дивизии, сделал из меня толкового командира, - рассказывает Сергей Васильевич. - Именно под его началом проходило мое становление как командира полка - это очень важный этап в моей офицерской биографии. Игорь Васильевич всегда говорил, что надо ко всему относиться вдумчиво, не принимать поспешных решений - каждая ситуация требует глубокой проработки, нужно стремиться докапываться до самой сути, выделять главное. Тогда потом не нужно будет возвращаться к проблеме, что-то корректировать или менять.
     За годы службы Варфоломеев прошел через полтора десятка должностей, но все же самыми ключевыми считает две - комэска и командира полка.
     - У меня была очень хорошая эскадрилья, - вспоминает он. - Достаточно молодая (самому комэску было всего 28. - Авт.), амбициозная: все любили летать, жаждали повышать уровень подготовки, классную квалификацию. То есть был коллектив настоящих единомышленников. Неудивительно, что поставленных целей мы достигли: эскадрилья всегда была в числе лучших, а мне эти два года командования дали очень многое в командирском и летном становлении. Я уже знал, в каком направлении двигаться, на что обращать особое внимание.
     К слову, еще будучи заместителем комэска, майор Варфоломеев был награжден медалью «За боевые заслуги». Узнал об этом после нашей с ним беседы у кадровиков - свои заслуги он по привычке выделять не стал.
     Вторая ключевая должность - командир полка. Да, ее значимость общеизвестна, но у каждого человека свои нюансы и зарубки на память.
     - Эта должность стала во многом определяющей, - считает Сергей Васильевич. - Ведь я много лет прослужил в учебном авиационном полку Качинского ВВАУЛ. Училище окончил с отличием, и мне предложили сразу после выпуска остаться летчиком-инструктором. Наверное, что-то отцы-командиры во мне разглядели за годы учебы. Во всяком случае, ни я, ни, надеюсь, мои начальники в своем выборе позднее не усомнились. Так в учебной системе и прослужил последующие 15 лет: сначала в Качинском училище, потом полк передали Центру переподготовки летного состава, где обучали молодых летчиков. Прошел все ступени до заместителя командира авиаполка истребителей-бомбардировщиков по летной подготовке, заочно окончил в 1992 году Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина. Затем в декабре 1994 года был назначен заместителем командира бомбардировочного авиационного полка, дислоцировавшегося в Читинской области (всего в Забайкалье прослужил десять с половиной лет). Спустя два года стал командиром гвардейского бомбардировочного авиаполка в Джиде в Бурятии.
     Суровые края, сложные условия боевой учебы... Тем не менее этот период службы Сергей Васильевич вспоминает с особой теплотой. До сих пор поддерживает отношения с бывшими сослуживцами. Причем не с двумя-тремя - с десятками. Он и сегодня в курсе всех тамошних событий.
     - Чем хороши отдаленные гарнизоны? Там другие люди: дружные, открытые, всегда готовые откликнуться и поддержать. Жизнь и служба взаимосвязаны: одно без другого существовать не может. Каждый день все решают общие вполне реальные задачи: в летной подготовке, жизнеобеспечении и т. д. Отдыхают вместе. Разгильдяи там попросту не задерживаются - микроклимат не тот, каждый на виду. Эти почти пять лет, которые командовал полком, - самые лучшие в моей офицерской биографии. Почему? Мне всегда хотелось идти на службу. Даже в выходной день. Значит, это мое. Конечно, в первый год было тяжело - шел процесс становления, а потом механизм был отлажен, и его можно было только улучшать в каких-то нюансах - как известно, пределов совершенствованию нет.
     В том же гарнизоне стал начальником штаба, командиром дивизии. Чего смог достичь? В 1999 г. гвардии полковнику Варфоломееву было присвоено почетное звание «Заслуженный военный летчик Российской Федерации». Но куда больше гордится тем, что позднее его бывший полк, к тому времени он стал комдивом, в январе 2004 г. успешно сдал инспекторскую проверку Министерства обороны РФ. Именно его проверяли в дивизии плюс управление и части обеспечения. Причем проверка была как снег на голову - неожиданной по всем статьям и скрупулезной: вникали во все от и до, приехал министр обороны РФ Сергей Иванов - лично присутствовал во время практической работы на полигоне. Выставленная общая оценка «хорошо» говорит сама за себя. А спустя полтора года генерал-майор Варфоломеев уехал в Москву - в Военную академию Генерального штаба ВС РФ, которую в 2007-м окончил с отличием.
     Сейчас он - заместитель командующего 1-го командования ВВС и ПВО. Большая ответственность, тысячи подчиненных на огромной территории и широкий круг служебных обязанностей. Особенно в последний период, когда активно проводятся мероприятия по переводу к перспективному облику соединений, частей и подразделений ВВС и ПВО. Генерал-майор Варфоломеев четко видит конечную цель:
     - Это позволит оптимизировать существующую структуру, определить, какие силы нам нужны и как повысить уровень управления ими для решения стоящих задач. В частности, организационно-штатная структура должна соответствовать современным требованиям. Необходимость проведения всей этой многоплановой работы назрела давно, другое дело, что сам процесс сегодня проходит в сложных условиях, при ощутимом дефиците времени. Как летчик, надеюсь, что продолжится поступление новой техники под те задачи, которые стоят перед Военно-воздушными силами. Хотелось бы, чтобы ее было больше, но хорошо, что подвижки есть и перспективы обнадеживают.
     Есть в 1-м командовании и воинские коллективы, где движение к новому облику особенно ощутимо. В частности, наиболее успешно обстоят дела у подчиненных полковников Владимира Апраксина, Андрея Макаревича и других. Они задают тон, показывают, как оптимально решать поставленные задачи.
     ...Единственное, о чем Сергей Васильевич жалеет, находясь на столь ответственной должности, так это о том, что теперь нечасто удается подниматься в небо. Свою юношескую любовь к нему он сохраняет и по сей день. И заряжает ею всех, кто находится рядом.
     
На снимках: генерал-майор Сергей ВАРФОЛОМЕЕВ; в небо он поднимается на Су-24.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex