на главную страницу

11 Августа 2009 года

Армия и общество

Вторник

Некраха без страха

Дмитрий АНДРЕЕВ, «Красная звезда».
  Фото автора.



     Провалилась левая педаль, как будто летчик давил на нее изо всех сил...
     - РУД на ноль, винты с упора! - мгновенно дал команду Игорь Некраха.
     Самолет сбросило с полосы.
     - Если бы тогда взлетели, - вспоминает спустя долгие годы генерал-майор в отставке Некраха, - его бы с ходу начало вращать... Произошел отказ гидравлической системы руля направления. Но мы сработали уверенно, и Ан-22 остался почти невредимым, разбились лишь деревянные щитки.
     В скором времени офицер узнал, что причиной неисправности стала гайка, которая попала в гидравлический насос.
     Этот случай из мирной жизни Некраха вспоминает чаще любого боевого эпизода, которых в его биографии достаточно. Он участник боевых действий в Афганистане, Эфиопии, Сирии, Вьетнаме и Египте, но об этом говорит как-то вскользь, да и то лишь после продолжительного расспроса.
     - Я был командиром 12-й Мгинской Краснознаменной военно-транспортной авиационной дивизии, - рассказывает Игорь Некраха, - когда наши войска начали вводить в Афганистан, но, невзирая на должность, мне тоже приходилось совершать боевые вылеты. Наше соединение раньше называли «длинной рукой ЦК»: если где-то начинался конфликт, то я вылетал туда со своим экипажем. Скажем, только во Вьетнам мы сделали до 30 рейсов.
     По его словам, сложно отыскать такую точку на карте, где бы не побывали офицеры дивизии: Африка, Америка, Австралия, Индия, Ангола, Куба, Франция.
     Не каждый летчик может сказать о себе, что ему довелось освоить хотя бы пять типов самолетов. В биографии Некрахи их значительно больше: По-2, Як-18, Утб(Ту)-2, Ил-28, Ил-12, Ан-8, Ан-12 всех модификаций, Ан-22,
     Ан-24, Ан-26, Ан-30. Его летные книжки по объему могут соперничать, к примеру, с полным собранием сочинений Виктора Гюго.
     - Может быть, вам это покажется удивительным, но желание посвятить свою судьбу авиации, - полусерьезно-полушутя рассказывает Игорь Александрович, - у меня возникло стихийно. Готовился в кораблестроительный институт, однако перед выпускными экзаменами в школе мне предложили посетить Свердловский аэроклуб и полетать пассажиром на планере и самолете По-2. Инструктор выполнил возможный каскад фигур высшего пилотажа, и это определило мой жизненный путь. После окончания аэроклуба я поступил в Омское военное авиационное училище летчиков.
     - В 1956 году, - продолжает свой рассказ Некраха, - меня распределили в Амурскую область на должность правого летчика самолета Ил-12. С тех пор в небе я провел свыше 6.000 часов. Уже через несколько лет я переучился на самолет Ан-8 и был назначен командиром корабля. Выполнял полеты на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, в Якутске, Тикси, Чокурдах, Елизово, Анадыре.
     На крупных учениях в Приморье командир экипажа старший лейтенант Игорь Некраха буксировал тяжелые транспортные планеры Як-14. Ему также довелось доставлять первые ракеты ПВО на аэродромы Камчатки и Сахалина. Вскоре он поступил в Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина и после ее окончания был назначен заместителем командира эскадрильи. Его карьера складывалась удачно. Он последовательно, без резких скачков прошел все командные должности и ровно через 20 лет с момента окончания вуза стал комдивом.
     - Школа, которую я прошел в частях и соединениях ВТА ВВС, - рассуждает генерал-майор в отставке Игорь Некраха, - помогла мне в кратчайшие сроки освоить специфику работы авиационных частей РВСН, в боевом составе которых было 110 самолетов и более 300 вертолетов.
     Каждый раз, когда ему доверялось новое, порой даже незнакомое дело, он испытывал волнение, но никогда не боялся. Так и в критических ситуациях Некраха действовал решительно и без страха...
     - Если бы мне дали вторую жизнь, - признается он без сожаления, - я бы снова посвятил ее авиации.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex