на главную страницу

12 Августа 2009 года

События. Комментарии

Среда

На океанских просторах

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».
Фото автора.




     Учебное парусное судно «Крузенштерн» продолжает участие в экспедиции, посвященной сразу трем знаменательным датам: 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, 90-летию образования российской рыбной промышленности и 60-летию первой российской сельдяной экспедиции. Недавно завершилась американская часть международной трансатлантической экспедиции парусника. С мая по июль в рамках регаты «Tall Ships Atlantic Challenge 2009» барк посетил порт Виго (Испания), Гамильон (Бермуды), порты восточного побережья США Чарльстон и Бостон, а также канадские порты Галифакс и Сент-Джонс. Далее плавание «Крузенштерна» пройдет вдоль хребта Рейкьянес, через банки Аутер-Бейли и Билл-Бейлис, Норвежское море с посещением исландского порта Рейкьявик. Затем «Крузенштерн» зайдет в порт Дельфзейл (Голландия). Возвращение в Калининград для замены курсантов и пополнения запасов запланировано на 4 сентября 2009 года. Второй этап экспедиции барка начнется 25 сентября 2009 года в Калининграде и продлится до апреля 2010 года. Маршрут второго этапа будет проложен к берегам Южной и Латинской Америки. Нынешнее кругосветное плавание «Крузенштерна» - третье по счету для российского парусника, в которое он отправился 19 апреля из Калининграда.
     Во время подобных плаваний курсанты прочно закрепляют полученные на берегу теоретические знания и получают практические навыки по выбранным морским профессиям. Для проведения занятий на борту парусника имеются все условия: учебные классы, учебная штурманская рубка с навигационным мостиком, радиорубка, библиотека, судовой музей, спортивный зал. Ни один тренажер на берегу не сможет заменить действующее судовое оборудование и механизмы. Здесь же, на борту, по завершении практики в реальных морских условиях проводятся квалификационные испытания, курсанты получают свидетельства классных специалистов - матросов, мотористов или радиооператоров, подтверждающие полученные ими практические знания, умения и навыки. Участие в международных регатах и гонках «Крузенштерн» регулярно принимает с 1974 года. Мировая известность барку пришла после кругосветного похода в честь 300-летия Российского флота в 1995—1996 гг. Тогда за 308 суток парусник прошел 39 тысяч морских миль.
     В 2005—2006 гг. проходило второе кругосветное плавание учебного парусника, посвященное героическим датам в истории нашего государства - 60-летию Победы в Великой Отечественной войне и 200-летию кругосветного плавания российских кораблей «Нева» и «Надежда» под командованием И.Ф. Крузенштерна. Тот поход начался в июне 2005 года в Санкт-Петербурге. Судно прошло вдоль берегов Европы, пересекло Атлантику, успешно обогнуло под парусами «коварный» мыс Горн, побывало в Южной и Центральной Америке, на Гавайских островах. После недолгой стоянки для смены курсантов во Владивостоке барк «Крузенштерн» посетил Гонконг, Сингапур и Порт-Луи (о. Маврикий). Далее «Крузенштерн» обогнул Южную Африку, зашел на Канарские острова и отпраздновал свое 80-летие в германском порту Бремерхафен. Именно там 24 июня 1926 года на верфи «Иоганн Текленборг» был спущен на воду барк «Падуя», получивший в 1946 году советский флаг и новое имя - «Крузенштерн». Завершилось плавание в августе 2006 года в городе на Неве. За 408 суток парусник прошел более 40 тысяч морских миль, пересек три океана, четыре раза преодолел экватор, посетил двадцать портов семнадцати стран, расположенных на четырех континентах.
     А в Клайпеде завершилась регата «The Tall Ships’ Races Baltic 2009». Напомним, что стартовала эта регата еще в Гдыне (Польша). Парусники также побывали в Санкт-Петербурге и в финском порту Турку. А первая регата парусных судов «The Tall Ships’ Races Baltic» состоялась в 1956 году Тогда в гонке приняли участие парусники из 20 стран мира. Регата имела большой успех, и организаторы решили сделать ее традиционной и проводить раз в два года.
     Основное правило для судов, участвующих в регате, - не менее половины экипажа должно состоять из молодежи в возрасте 15—25 лет. В этом году среди судов, участвовавших в регате и представлявших Россию, был парусник «Седов». Этот барк имеет историю, пожалуй, не менее легендарную, чем у «Крузенштерна». Судно было построено на верфи Круппа в Киле в 1921 году. Судно было спроектировано и построено с целью перевозки навалочных грузов между портами Европы и Южной Америки, Австралии, Юго-Восточной Азии и Океании. В 1936 году Карл Виннен продал этот четырехмачтовый барк судоходной компании «Норддойчер Ллойд». Новый судовладелец оборудовал судно кубриками на 70 кадетов и начал использовать его одновременно и как грузовое, и как учебное. Тогда же барку присвоили новое имя - «Коммондор Йонсон».
     После войны Советский Союз получил «Коммондор Йонсон» по репарации вместе с другими немецкими парусными судами, в числе которых был и нынешний «Крузенштерн». Корабль назвали «Седов» в честь полярного исследователя Г.Я. Седова.
     В январе 1946 года на «Седове» был поднят Военно-морской флаг СССР и его перевели в класс учебных судов. В 1951 году командование судном принял капитан дальнего плавания Петр Сергеевич Митрофанов, и под его руководством судно было приведено в мореходное состояние. В 1952 году барк вышел в первое послевоенное плавание. В 1957 году с курсантами на борту «Седов» принял участие в гидрографических исследованиях Атлантического океана. В период с 1975 по 1981 год судно находилось в ремонте на Кронштадтском Морском заводе, где были оборудованы кубрики для 164 курсантов, актовый зал, кают-компания, столовые, спортивный зал, музей, сауна. Оборудованы учебные классы, установлены новейшие технические средства судовождения, наблюдения и связи. При водоизмещении 6.148 тонн «Седов» имеет длину 117,5 м, ширину 14,6 м. Общая площадь парусов - более 4 тысяч кв. м. Осадка парусника - 6,4 м. Высота мачт от ватерлинии - 58 м. В 1991 году судно было передано Мурманскому государственному техническому университету, на нем проходят обучение будущие поколения капитанов, штурманов, механиков, радистов. «Седов» занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самое крупное из сохранившихся до наших дней парусных судов...

     

     Учебное парусное судно «Седов».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex