Истории немеркнущие строки
Центр боевого применения ВВС был создан в 1953 году. Его создание связано с началом массового поступления в войска реактивной авиационной техники, новых видов средств поражения, использованием на самолетах радиоэлектроники. Вот тут и встала задача – отрабатывать боевое применение техники, тактику ведения боевых действий, методику обучения. К слову, уже через год личному составу одного из авиаполков Центра предстояло участвовать в единственном в мировой практике общевойсковом учении с реальным применением ядерного оружия.
Центр неоднократно перебазировался, менялись его структура, командование, численный состав. Неизменным оставалось одно – авиаторы Центра активно работали над тем, чтобы отечественная военная авиация была самой быстрой, маневренной и мощной. В истории Центра немало славных страниц, в том числе и опаленных огнем войны. Реальная боевая обстановка проверяет и технику, и авиаторов. Поэтому пилоты Центра принимали участие во многих вооруженных конфликтах: в Корее и Вьетнаме, на Ближнем Востоке и в Афганистане. Специалисты Центра выезжали в спецкомандировки в страны, в которых на вооружении стояла советская авиационная техника.
За годы существования Центра его специалистами освоено свыше 50 серийных типов пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, в том числе реактивные первенцы Ил-28, МиГ-15 и все последующие серийные самолеты фронтовой авиации, самолет вертикального взлета и посадки Як-38, боевые вертолеты вплоть до Ми-24Д, беспилотные средства разведки.
Есть одна у летчика мечта – высота...
- Трудности 1990-х поставили вопрос ребром – сохранится в ВВС преемственность или мы потеряем целые поколения пилотов, – рассказывает нынешний начальник Липецкого авиацентра генерал-майор Александр Харчевский. – Ведь опытные авиаторы уйдут, не успев передать свои знания и навыки преемникам. Вот тогда мы вопреки устоявшимся правилам начали набирать в Центр не уже успевших послужить и получить классность пилотов, а молодых лейтенантов. На них, по сути, была сделана ставка.
Командир знает, о чем говорит. Генерал Харчевский – военный летчик-снайпер, заслуженный военный летчик России, кандидат военных наук, почетный академик Международной академии «Человек в аэрокосмических системах», кавалер орденов Красной Звезды, «За заслуги перед Отечеством» IV ст., «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III ст., награжден многими, в том числе зарубежными медалями и почетными знаками. Он убежденно повторяет, что «летчик – это штучный товар», и для того, чтобы он достиг вершин своего профессионального мастерства, с ним нужно много и серьезно работать.
Как показала практика, командование Центра приняло единственно правильное решение. Ежегодно приходившая в Центр молодежь быстро вставала на крыло – для этого создавались все условия. Если более опытные летчики летали для поддержания формы, то младшие офицеры постоянно совершенствовались. Неудивительно, что они на порядок опередили своих бывших однокашников, попавших служить в боевые авиаполки.
Капитан Артем Артемьев в 2004 году окончил Краснодарский авиационный институт и как краснодипломник почти сразу же прибыл в Липецк. Сегодня он уже командир эскадрильи, летчик 1-го класса, имеющий порядка 640 часов налета.
- Мы с ребятами, с которыми учились, общаемся. Конечно же, они завидуют. Даже инструкторы в строевых частях поднимались в небо раза в два – два с половиной меньше, – рассказывает офицер. – И это при том, что они в основном набирают налет на вывозной программе...
Что же касается липчан, то здесь все иначе. «Курс боевой подготовки» они изучают в небе. За 2008 год подчиненные капитана Артемьева увеличили свой налет в среднем на 130 часов. У заместителя командира эскадрильи капитана Антона Семянива в арсенале свыше 600 часов налета, у командира звена старшего лейтенанта Павла Маклакова (к слову, выпускника 2006 года) – под 500. Неудивительно, что старшие лейтенанты обучают переменный состав из строевых полков сложному пилотажу, в том числе на малых высотах, и восстанавливают их на воздушный бой. В эскадрилье Артемьева три летчика 1-го класса, столько же – 2-го и один – 3-го. А ведь комэска у них самый «пожилой». Пришедший в начале нынешнего года в подразделение капитан Федор Черненко уже налетал больше, чем за 2 предыдущих года.
С 2001 г. в Центре подготовлено свыше 30 специалистов летно-подъемного состава, многие из которых уже достигли 1-го класса или приближаются к нему. Как следствие – допуски на многие виды боевого применения. И это не исключение, а правило для пилотов авиачасти полковника Эдуарда Ковальского.
Малая воздушная академия
Теоретическая и практическая учеба офицеров на базе Центра проводилась с момента его формирования. Но организованный, плановый характер она стала носить после перебазирования в Липецк. Тогда же появился учебный отдел, одновременно с которым был сформирован смешанный инструкторский авиаполк, где переучивавшиеся летчики проходили летную практику. Еще через 7 лет при учебном отделе открыли Курсы усовершенствования подготовки руководящего состава частей, соединений и объединений ВВС – в 1971 году они были переименованы в Центральные офицерские курсы (ЦОК). Офицеры строевых частей получили возможность оперативно изучать опыт боевого применения авиации в различных локальных конфликтах, знакомиться с новинками авиатехники и тактическими разработками.
- В настоящее время учебным отделом осуществляется подготовка офицеров по 16 специальностям. Иначе говоря, на все типы техники фронтовой авиации. Ведется теоретическое переучивание на новую для слушателей технику, «доучивание» выпускников военных вузов, – рассказывает начальник учебного отдела Липецкого авиацентра подполковник Сергей Гончаров. – За время существования учебного отдела подготовлено свыше 48 тысяч офицеров.
Сегодня среди переменного состава Центра все больше молодых летчиков. Именно здесь идут переучивание на Су-27СМ, подготовка инструкторов на Су-24, обучение сложным видам боевого применения на МиГ-29. В Липецке строевые пилоты получают инструкторские допуски, а уже потом в своих частях обучают однополчан. Славится Центр подготовкой специалистов групп руководства полетами.
- Учебно-методическая база позволяет готовить названных специалистов вплоть до уровня КП воздушной армии. На специальных тренажерах имитируются воздушные бои (максимальные – групповые полк на полк) на фоне реального радиообмена и помеховой обстановки, – поясняет начальник ЦОК полковник Виктор Корниец. – Немудрено, что представители ряда стран и в первую очередь СНГ, стремятся проходить подготовку именно у нас.
В настоящее время в Липецке обучаются представители Армении, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, а также Алжира. Помимо собственных методик обучения, здесь широко используются разработки российского оборонного комплекса: к уже имевшимся компьютерным классам самолетов Су-25 и Су-25СМ в этом году прибавился класс самолета Су-27СМ. Занятия на них существенно повышают уровень подготовки слушателей.
«Провальный» период 1990-х сказался и на научно-исследовательской работе. Лишь начиная с 2003 года Центр стал получать модернизированные машины – среди них и два новых Су-34 (возможности этого самолета смог оценить Президент РФ Дмитрий Медведев, когда в марте 2009 года вместе с полковником Юрием Грицаенко поднялся в воздух в кабине Су-34 и провел в полете 30 минут). Личный состав Центра снова активно включился в войсковые испытания и обеспечение методического сопровождения новой техники.
Впрочем, велась работа и по уже «прижившимся» в войсках машинам. Изучаются варианты расширения боевых возможностей авиационных комплексов – к примеру, исследуется способность истребителя МиГ-29 производить бомбометание с использованием спутниковой навигационной системы. Эта работа не останавливается. Сами за себя говорят цифры: за заслуги в освоении авиатехники звания «Заслуженный летчик (штурман) РФ», «Заслуженный специалист Вооруженных Сил», «Заслуженный военный специалист», «Заслуженный работник связи» удостоены более 50 офицеров Центра. А два липецких пилота – Владимир Богодухов и Олег Сторожук – в 2008 году стали Героями России.
Результатом 8-летних практических испытаний летного и инженерно-технического состава стало решение министра обороны РФ о массовой модернизации самолетов Су-24М. Аналогов устанавливаемому на «сушках» комплексу в мире не существует: он позволяет применять бомбы с точностью ракет, что в разы повышает эффективность боевой машины. Серьезные работы сегодня ведутся и по созданию «электронных полигонов», которые позволят отрабатывать вопросы боевого применения фронтовой авиации без использования боеприпасов (это опять же удешевляет учебно-боевую работу и расширяет ее возможности).
Известна далеко за пределами России и пилотажная группа Липецкого авиацентра «Соколы России» – ее пилоты принимали участие в воздушных показах в Москве и Липецке, Краснодаре и Перми, Екатеринбурге и Ейске. Летчики демонстрировали свое мастерство на парадах Победы на Поклонной горе и Красной площади, на международном авиакосмическом салоне МАКС-2007, международных выставках вооружения и военной техники в Нижнем Тагиле в 2006, 2008 и 2009 годах, в небе Франции, Норвегии, ЮАР. И хотя визит в Южно-Африканскую республику проходил не по линии Липецкого центра, в состав российской делегации был включен и генерал Харчевский (ведущий названной пилотажной группы). Состоялись учебные воздушные бои с коллегами из ВВС ЮАР. Российские пилоты «дрались» на Су-27 и МиГ-29 с «Читами» (модернизированными истребителями «Мираж»). Из 36 «поединков» наши победили в... 36. Неудивительно, что именно генералу Харчевскому доверили обеспечивать в 2000 году перелет и.о. главы государства Владимира Путина из Краснодара в Грозный и обратно.
Почему самолеты летают?
У представителей инженерно-технической службы Центра на этот, казалось бы, детский вопрос есть собственный ответ: потому что «земля» работает на совесть. Нагрузки на инженерно-технический состав полка и объединенной технико-эксплуатационной части колоссальные. В кабинете начальника инженерно-авиационной службы Центра полковника Алексея Арефьева – фотография: кадр из фильма «В бой идут одни «старики», где Макарыч объясняет менее опытным технарям, что самое трудное в их профессии – ждать. Это понимают и подчиненные заместителя командира полка по ИАС подполковника Игоря Юрова, которые наряду с личным составом ОТЭЧ подполковника Андрея Струкова готовят машины к полетам, обеспечивают безаварийные вылеты, возвращают к жизни стареющую технику. Износ большинства самолетов – внушительный. Поэтому специалистам приходится порой творить чудеса.
- У нас эксплуатируются 8 типов и 23 модификации авиационной техники. Причем, к примеру, МиГ-29 и МиГ-29СМТ существенно разнятся, – рассказывает заместитель главного инженера Центра подполковник Юрий Косьмынин. – Именно поэтому каждый специалист инженерно-технической службы должен в совершенстве знать не менее трех типов самолетов.
А ведь в летную смену в небо поднимаются порой несколько десятков самых разных машин. Вот где проверка на профпригодность.
Надежный тыл
Наверное, потому, что военный летчик – профессия опасная, в ВВС умеют ценить людей. В Липецке это ощущаешь особенно. Вот несколько цифр. С 2000 по 2008 год в авиацентре сдано 1.312 квартир общей площадью 72.500 кв. м. Новое жилье получили около 4 тыс. военнослужащих и членов их семей. В декабре прошлого года в военном городке были сданы 2 жилых дома, возведенных местным домостроительным комбинатом по заказу ВВС России. Из 160 квартир ровно половина была передана Центру. За несколько лет число очередников сократилось вдвое (это с учетом ротации, а также военнослужащих, нуждающихся в расширении жилой площади).
Как отметил в нашем разговоре Александр Харчевский, большую помощь Центру оказывают областные власти. В 2001 г. под служебное жилье Центру было передано здание общежития. После необходимых работ в нем насчитывалось 50 благоустроенных квартир и 40 комнат. Ветераны Вооруженных Сил в Липецкой области приравнены к ветеранам труда – это дает существенные льготы. Для перевозки персонала Центра в район военного аэродрома и обратно ежедневно выделяется транспорт. И все это безвозмездно. Губернатор Олег Королев проблемы авиаторов воспринимает как свои.
Командование Центра и самостоятельно пытается окружать личный состав заботой. Пожалуй, ни на одном из военных аэродромов страны не созданы столь комфортные условия для технического состава. В домиках для техников (у каждой эскадрильи – свои «апартаменты») есть душ с постоянным горячим водоснабжением, места для отдыха, приготовления и приема пищи. Домики уютные, теплые зимой и прохладные летом. При столь непростой и ответственной работе это очень важно.
Не хотелось бы переходить на пафос, но он напрашивается сам собой. Замечательно, что в Липецком центре служат люди, искренне преданные военно-воздушным силам.