на главную страницу

14 Августа 2009 года

События. Комментарии

Пятница

Россия и США: новые подходы

Наталья ЯРМОЛИК, «Красная звезда».



К концу 2009 года Россия и США должны подготовить новый договор, заменяющий действие Договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ), срок действия которого истекает как раз к этому времени.

     Такое решение, как напомнил директор Института проблем международной безопасности, депутат Госдумы Андрей Кокошин в ходе пресс-конференции «Стратегические наступательные вооружения и их влияние на расположение сил на геополитической арене», было принято Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой в ходе российско-американской встречи в Москве. Тогда же они договорились, что Россия и США почти вдвое сократят свои ядерные боезаряды. Лидеры двух стран также согласились, и это отмечено в совместном заявлении, о существовании взаимосвязи между наступательными и оборонительными системами. И надо полагать, что это найдет отражение в новом договоре. Как ожидается, в него может войти и пункт о системе американской противоракетной обороны в Польше и Чехии, с точными планами размещения которой, по словам посла США в Москве Джона Байерли, Вашингтон должен определиться «к концу лета или в начале осени». Срок действия нового Договора о СНВ будет определен в десять лет, если до истечения этого срока он не будет заменен последующим договором.
     По мнению Андрея Кокошина, не стоит и драматизировать ситуацию, если подписание нового договора в этом году не состоится. С одной стороны, на подготовку такого важного соглашения, которое было бы взаимовыгодным и равноправным, просто может не хватить времени. А с другой – Москва и Вашингтон могут предпринять параллельные меры, направленные на снижение международной напряженности и укрепление стабильности. Как подчеркнул эксперт, сейчас главная задача для России и США состоит в том, чтобы предотвратить появление новых ядерных государств. Ведь в случае разрастания «ядерного клуба» контроль над производством и использованием такого вида оружия снизится, да и установить его в целом будет непросто. Тем более есть вероятность того, что в скором времени ядерным оружием будет обладать Иран, а вслед за ним технология его разработки может появиться и у Саудовской Аравии.
     Сегодня Россия, как и все мировое сообщество, особо подчеркнул Андрей Кокошин, обеспокоена проблемой КНДР и ядерной программы Пхеньяна. Он не исключает возможности ядерного конфликта на Корейском полуострове, хотя считает это маловероятным. «Думаю, что такой конфликт маловероятен, но если бы я работал в Генеральном штабе, то планировал бы такое развитие событий», – сказал экс-секретарь Совета Безопасности РФ. Наряду с этим эксперт выразил мнение, что КНДР не располагает ядерным оружием в настоящее время. «Одно дело – провести ядерные испытания, и совсем другое – создать ядерное оружие. КНДР сейчас ядерным оружием не обладает», – заявил он. И добавил, что Северной Корее сначала следует сделать ядерные боеприпасы, поставить ядерные блоки на ракеты и добиться того, чтобы эти ракеты летели в нужном направлении.
     У мирового сообщества пока еще есть время, считает Андрей Кокошин, для политического и дипломатического решения проблемы денуклеаризации Корейского полуострова. «Ее надо решать быстро, но умно. Ядерное устройство – это еще не ядерное оружие», – сказал эксперт. Более того, по его мнению, можно было даже предотвратить появление этой проблемы, если бы США не угрожали нанести удары по Северной Корее в ответ на то, что она разрабатывает ядерное оружие.
     Что же касается России, то сейчас основной задачей для нашей страны, по словам экс-секретаря Совета Безопасности РФ, является создание мощной системы ядерного и неядерного сдерживания. По его мнению, в случае возникновения напряженности в отношениях с США Россия может вернуться к тем наработкам вариантов асимметричного ответа в сфере СНВ, которые существовали у нее ранее. «Я имею в виду малые подвижные грунтовые ракетные комплексы, которые можно спрятать в любом строении, баллистические ракеты воздушного старта и другие средства прорыва как стратегической противоракетной обороны, так и ПРО на театре военных действий», – сказал Андрей Кокошин. Для этого необходимо направить усилия на модернизацию и совершенствование всей имеющейся инфраструктуры. Устойчивость системы сдерживания определяется развитием информационных и коммуникационных структур, РЛС, системы предупреждения о ракетном нападении. Не стоит отказываться и от тактического ядерного, оперативно-тактического и высокоточного оружия с большой дальностью действия. Другими словами, Россия должна обладать полным набором инструментов сдерживания – как ядерного, так и неядерного, чтобы управлять эскалацией возможных военных конфликтов и кризисов.
     Весьма интересным в этом плане, как отметил ученый, является пример Китая. КНР очень осторожно развивает свои ядерные технологии. Количество ядерных боеголовок сокращается, однако их качество заметно растет. Причем все основные стратегические ядерные силы Китая, считает Андрей Кокошин, нацелены на территорию США. По словам эксперта, в настоящее время Китай активно развивает подвижные грунтовые ракетные комплексы повышенной дальности, которые могут оперативно перебрасываться в районы, недоступные для средств космической разведки. Андрей Кокошин озвучил также данные, согласно которым стратегические ядерные силы Китая состоят из 12 – 15 мобильных межконтинентальных баллистических ракет, около 20 стационарных МБР и нескольких десятков ракет средней дальности. «При этом надо иметь в виду, что Китай в отличие от России и США не связан никакими международными обязательствами и соглашениями в сфере ограничения ядерного оружия», – сказал директор Института проблем международной безопасности РАН.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex