на главную страницу

14 Августа 2009 года

Армия и общество

Пятница

«Стреляли прицельно, сжигали заживо»

Сергей БОГДАНОВ, «Красная звезда».
Фото Александра ЗЕМЛЯНИЧЕНКО.



     
Преступления в отношении мирного населения


     Кроме того, в ходе расследования уголовного дела были обнаружены и изъяты два компакт-диска, на которых содержались планы вторжения грузинских вооруженных формирований на территорию Южной Осетии и Абхазии, подготовленные штабом вооруженных сил Грузии при участии специалистов НАТО. В этих документах предусматривалось уничтожение сел с преимущественным проживанием граждан осетинской национальности, а также штаба и полигона российских миротворцев. При проведении наступательных действий планировалось применение средств артиллерии неизбирательного действия, в том числе реактивных систем залпового огня, использование которых в населенных пунктах влечет массовую гибель мирного населения и масштабные разрушения объектов жизнеобеспечения граждан.
     В ходе проведенного СКП России расследования получены многочисленные свидетельства об использовании режимом Саакашвили в ходе вооруженного вторжения на территорию Южной Осетии кассетных бомб. Их фрагменты были обнаружены в жилых кварталах населенных пунктов, подвергшихся нападению. Применение этого типа оружия в таких условиях прямо запрещено Женевской конвенцией 1980 года и является основанием для международного преследования виновных в этом лиц. Очевидцы событий 7-12 августа на территории Южной Осетии отмечают обстрел жилых кварталов с высокой плотностью мирного населения грузинской тяжелой артиллерией, танками и системами залпового огня. Так, на территории Цхинвала, Джавы и Хетагурово после обстрелов, бомбежек и захвата этих населенных пунктов грузинскими вооруженными формированиями сотрудники МЧС России разминировали 3.078 боеприпасов к различным видам вооружений, в том числе авиационные пятисоткилограммовые бомбы, использование которых против мирного населения также запрещено международными конвенциями.
     Следствием зафиксированы факты последовательного уничтожения мирных жителей, прятавшихся от боевых действий в подвалах своих домов, а также факты «недопущения исхода мирных жителей из города в момент атаки на него посредством уничтожения транспортных средств мирных жителей, организации засад на эвакуировавшихся из разрушенного города мирных граждан». Приведем некоторые из них.
     Вот что рассказала следователям 42-летняя жительница села Хетагурово: «По улицам ходили вооруженные грузины, производили беспорядочную стрельбу из автоматов. Прицельно расстреливали мирных жителей. Танк на моих глазах направился в сторону соседа, который пытался убежать из села, после чего, догнав, заживо задавил его. Шестерых девушек завели в один из домов, расположенных поблизости, где убили. Многих сжигали заживо в своих домах».
     «На моих глазах грузинский военный из автомата застрелил безоружного миротворца в центре села, – продолжает другая жительница Хетагурово. – На фоне криков и плача детей на моих глазах в центре селения танк, проезжая по улице, направился в сторону двоих парней, мирных жителей Хетагурово, после чего, догнав, заживо задавил их. Я слышала крики этих парней.
     Помимо этого, в селение Хетагурово заезжали на легковых военных автомашинах представители миротворческих сил Грузии, которые также расстреливали мирное население. За этими автомашинами ехала большая автомашина, спереди у которой были приделаны две «лапы», разведенные в разные стороны, шириной до 4-5 метров, которыми они сгоняли в центр села мирных жителей. По улицам бегали женщины, дети, старики, которых загоняли в отдельные дома. Примерно восьмерых девушек грузины похитили, то есть против их воли и согласия увезли в сторону грузинской границы, в сторону Тбилиси.
     После того как девушек увезли в сторону Грузии, более тридцати человек, представителей мирных жителей селения, детей, женщин и стариков, были и представители осетинских миротворцев, загнали в церковь, которая расположена в селении, заперли дверь снаружи, после чего забросали гранатами и подожгли ее. Все те, кто находился в церкви, погибли».
     Имеются многочисленные свидетельства того, что грузинские военные преднамеренно убивали – при обстоятельствах, не позволяющих ошибиться относительно того, является ли жертва военнослужащим или ополченцем, – безоружных граждан, не оказывавших сопротивления, в том числе женщин и детей. Убийства совершались в том числе и с особой жестокостью. «Я была свидетелем того, что грузинский БТР гонялся за женщиной, у которой на руках был ребенок 6-7 лет, после чего БТР переехал их обоих», – рассказала следователям 49-летняя жительница Цхинвала.
     Вот еще одна цитата из свидетельских показаний 65-летнего цхинвальца: «С нами находилась беременная женщина. 9 августа 2008 года около 12 часов дня она попыталась выбраться из подвала и добраться до больницы. Когда она выбралась на улицу и побежала к больнице на ул. Ленина, неподалеку от дома № 197 ее догнали грузинские военнослужащие и нанесли ей несколько ударов армейским ножом в живот. От полученных ран женщина умерла».
     «В селе Цунари (Хетагурово), – свидетельствует 47-летняя участница событий, – группа грузинских солдат изнасиловала нескольких девушек, после чего некоторым из них перерезали горло, а других заживо сожгли. В селении Дмениси стариков, детей и женщин завели в здание школы и расстреляли. Также был случай, когда солдат грузинской армии, держа одной рукой за ногу новорожденного ребенка, другой рукой разрезал ему живот. Много жителей города были угнаны в плен грузинскими войсками. Этот кошмар продолжался до 9 августа, пока в город не вошла Российская армия».
     Действия грузинских военнослужащих в селе Хетагурово были характерными и для других захваченных ими осетинских сел. Это говорит о том, что имело место не утрата контроля над отдельными военнослужащими со стороны их командиров, а выполнение подразделениями данной командованием установки.
     Захваченные грузинскими подразделениями мирные граждане не могли быть помехой для проведения войсковой операции. Захват и удержание заложников в таком случае может рассматриваться только как военное или уголовное преступление. Свидетельства потерпевших дают основания полагать, что такого рода действия со стороны грузинских военнослужащих по крайней мере не пресекались их командованием. Взятых в заложники жителей Южной Осетии избивали, подвергали пыткам и издевательствам.
     Имеется множество свидетельств того, что грузинская армия атаковала гражданское население, пытавшееся покинуть зону массированных обстрелов или боевых действий. Атакам подвергались как беженцы, передвигавшиеся на автотранспорте, так и группы людей, уходящих от военных действий пешим ходом. Любой автомобиль подвергался обстрелу со стороны грузинских военных без каких бы то ни было предупреждений. По беженцам, пытавшимся покинуть зону боевых действий, вели огонь и грузинские снайперы. Жертвами их выстрелов становились в том числе и дети.
     
Свидетельства пленных военнослужащих грузинской армии

     19 августа 2008 года, через неделю после окончания операции по принуждению грузинского руководства к миру, состоялся первый обмен пленными. Пятеро российских военнослужащих были обменяны на 15 грузин. Следующий обмен военнопленными состоялся через три дня, 22 августа. Российской стороне в обмен на еще 15 военнослужащих Грузии были возвращены 10 человек.
     Необходимо отметить, что грузинские военнослужащие отмечают гуманный характер содержания их в плену, соблюдение в отношении них принципов воинской этики, а также оказание им медицинской помощи.
     В своих показаниях грузинские военнослужащие многословны и весьма откровенны. Многие из них имеют статус свидетелей, хотя и проходили службу в подразделениях, действия которых достаточно полно отражены, в частности, в рассказах мирных жителей Цхинвала.
     В показаниях пленных однозначно указываются виды вооружений, применявшихся Грузией для обстрела населенных пунктов Южной Осетии. При этом акцентируется установка командования на полное уничтожение «вооруженных формирований ЮО», а также указание открывать огонь по гражданскому населению.
     Показания отражают моральный настрой в грузинской армии. В частности, многие военнослужащие полностью отдавали себе отчет в том, что приказы командиров носят преступный характер.
     Вот что, в частности, рассказал следствию военнослужащий 32-го пехотного батальона: «Особый акцент командование делало на полное уничтожение югоосетинских вооруженных формирований. В этот же день (7 августа 2008 года. – Авт.) прибыли в Эредви. От сослуживцев слышал, что с мая по июль 2008 года в их бригаде проводились учения, которыми руководили представители вооруженных сил США. 9 августа стала поступать информация о том, что войска Грузии терпят поражение, так как в бой вступила Российская армия. После этого он (свидетель. – Авт.) самовольно покинул расположение части и скрылся в лесах».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex