на главную страницу

18 Августа 2009 года

Армия и общество

Вторник

Прерванный полет

Александр АЛЕКСАНДРОВ, «Красная звезда».



Весь день с эфира новостей и лент информагенств не сходило название всемирно известной пилотажной группы «Русские витязи» во главе с ее командиром полковником Игорем ТКАЧЕНКО. В этот раз не потому, что эта единственная в мире эскадрилья Военно-воздушных сил выполняет сложнейшие фигуры высшего пилотажа на серийных боевых истребителях Су-27. Не потому, что летчики «русских витязей» своим благородным риском расширили границы возможностей человека в полете и всей мировой авиации. Дело в том, что в одном из этих полетов при выполнении программы высшего группового пилотажа на минимальных расстояниях произошла трагедия. В результате столкновения двух истребителей Су-27 в небе над Жуковским погиб командир «Русских витязей», начальник Центра показа авиационной техники им. Кожедуба, заслуженный военный летчик России летчик-снайпер гвардии полковник Игорь ТКАЧЕНКО. До сих пор никто не может поверить, что это могло произойти именно с ним.

     Трагедия разыгралась буквально на глазах у сотни зрителей, наблюдавших за тренировкой «Русских витязей» перед выступлением на авиасалоне. По словам очевидцев, при перестроении группы из четырех Су-27 пара истребителей на параллельном курсе начала сближение до минимальной дистанции. При заходе ведомого Су-27 в хвост ведущему - командиру группы и произошла катастрофа.
     На огромной скорости в небе столкнулись боевой Су-27 и учебно-боевой, так называемая «спарка» (учебно-боевая модификация истребителя, оборудованного двухместной кабиной для пилота и инструктора. - Авт.).
     «Во время столкновения появилась оранжевая вспышка, а потом появилось облако черного дыма, - приводит слова одного из очевидцев телеканал «Вести». - Когда облако рассеялось, один из самолетов в штопоре начал падать».
     У наблюдавших с земли не оставалось сомнений: оба истребителя, столкнувшись, потеряли управление и падают. Один из пилотов, заметив столкновение, успел дать в эфир: «Двигатели выключай!» Радиообмен не умолкал, продолжая запрашивать пилотов:

     «Пятый, ответь шестому...»
     - Третий.
     - Второй.
     - Четвертый. Четвертый шестому - отвечаю...
     «Пятый» на перекличку в эфире не отзывался.
     - ...
     - Пятый, где?
     - Потерял... Я его не видел.
     - Не отвечает. Столкновение с ним?
     - Да.
     - Понял.
     Истребители из состава группы, не теряя надежды, продолжали с воздуха обследовать место падения двух самолетов. В радиообмене звучали радостные сообщения: «Летчик катапультировался - видел парашют!» По докладам с воздуха все три летчика катапультировались... Что тогда произошло дальше - никто не ожидал. Жители близлежащих дачных поселков - невольные свидетели трагедии - рассказывали, как парашют одного из катапультировавшихся летчиков загорелся. В тот момент нельзя было точно сказать, кому из троих летчиков не удалось спастись.
     Полученные повреждения не оставили шанса командиру на такой высоте выровнять самолет, и горящий Су-27 в пике рухнул на землю. Самолет упал на территорию дачного поселка «Сосны» Раменского района. Авиационное топливо взорвалось мгновенно - обломки разбросало в радиусе сотен метров. Летчику ведомого
     Су-27 удалось отвести боевую машину от жилых построек - самолет рухнул в окрестностях деревни Захариха.
     Сразу после происшествия руководство поисковыми работами и выяснение причин аварии самолетов Су-27 взял на себя лично главнокомандующий Военно-воздушными силами РФ генерал-полковник Александр Зелин. В момент трагедии главком находился на смотровой площадке в Жуковском и наблюдал за тренировочными полетами группы «Русских витязей». Минут через 30 с небольшим интервалом были найдены двое летчиков - подполковник Виталий Мельник и Игорь Куриленко - живыми. Один из них приземлился в поле, второй был найден в лесном массиве близ одной из деревень. С различными травмами они были доставлены в больницу.
     Командир пилотажной группы «Русские витязи» гвардии полковник Игорь Ткаченко погиб.
     Игорю Валентиновичу Ткаченко недавно исполнилось 45 лет. У него остались жена и двое детей.
Заслуженный военный летчик России летчик-снайпер Ткаченко имел огромный летный опыт. Начальник гвардейского Центра показа авиационной техники им. Кожедуба, заслуженный военный летчик России гвардии полковник      Игорь Ткаченко занимался высшим пилотажем с 1989 г., имел общий налет 2.300 часов. Он родился 26 июля 1964 г. в поселке Венцы-Заря Краснодарского края. В 1985 г. окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков им. В.П. Чкалова, в 2000 году - Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина. Проходил службу в качестве летчика-инструктора в родном Борисоглебском ВВАУЛ, а с 1987 г. продолжил службу на Кубинской авиабазе. За весь период летной работы маэстро, как называли его друзья-сослуживцы, освоил самолеты Л-29, МиГ-21, МиГ-29, Су-27. Летал и на самолетах зарубежного производства: «Мираж-2000», F-16. На протяжении последних лет был ведущим и соло-пилотом в составе пилотажной группы «Русские витязи».
     Искренние соболезнования родным и близким пилота выразили Президент РФ Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин.
     - Глубоко потрясен трагедией, произошедшей в ходе подготовки к Международному авиакосмическому салону МАКС-2009. Гибель летчика столь высокого класса является невосполнимой утратой не только для российской, но и мировой авиации, - выразил свои соболезнования Владимир Путин.
     «Русским витязям» во главе с их командиром не было равных. Ведь они летают на серийных сверхманевренных боевых истребителях, выполняя сложнейшие фигуры высшего пилотажа. На любом празднике или показе они - лучшие и самые желанные гости. Зрителей завораживает красота и слаженность полета воздушных асов. За этим виртуозным боевым искусством стоит многолетняя работа каждого летчика и их командира. Из года в год программа полетов «Русских витязей» все более совершенствовалась, раскрывая максимальные возможности боевых машин и летчиков пилотажной группы. Можно ли себе представить, что одиночный пилотаж летчикам приходится выполнять при перегрузках до 9g. А в групповом пилотаже при нагрузках не менее 5g и скоростях 700-800 км/ч необходимо выдерживать интервал между машинами до одного метра и дистанцию - всего три метра! Главная ответственность при этом всегда ложится на ведущего группы, кто контролирует строй, следит за положением каждого, отдает указания на выполнение фигур. Достичь вершины летного мастерства при таких перегрузках под силу лишь единицам. По словам самого командира пилотажной группы с мировым именем - все это результат каждодневного труда: «Это тяжелый труд. Нужно постоянно совершенствоваться, работать, летать...»
     За день до трагических событий нашему корреспонденту довелось общаться с командиром «Русских витязей» гвардии полковником Игорем Ткаченко. В своем интервью воздушный ас рассказал об особенностях состояния летчика при выполнении высшего пилотажа, о личной ответственности каждого в группе друг перед другом и перед людьми на земле, поделился своими ожиданиями и взглядами на современное состояние авиации.
     Последнее интервью с командиром «Русских витязей», начальником Центра показа авиационной техники им. Кожедуба, заслуженным военным летчиком России летчиком-снайпером гвардии полковником Игорем Ткаченко, взятое накануне его гибели нашим корреспондентом, читайте в ближайшем номере газеты.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex