на главную страницу

18 Августа 2009 года

РФ - ФРГ

Вторник

Вбивая устойчивые опоры

Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда».



Российско-германские отношения, несмотря на существенный спад объема торгового обмена, вызванного кризисом, остаются примером хозяйственной основательности и политической ответственности в выполнении взаимных обязательств. Этот сложившийся в течение многих лет позитивный феномен объясняется, видимо, как высокой осознанностью исторических уроков, так и закрепившейся практикой интенсивных личных контактов руководителей двух государств.

     Деловое сочинское свидание Дмитрия Медведева и Ангелы Меркель, состоявшееся в конце прошлой недели, может служить наглядным подтверждением того, что два лидера, не позволяя себе увлекаться второстепенными темами, сосредоточенно держат в поле зрения главные вопросы российско-германского диалога. Их предыдущая встреча, как мы помним, имела место месяц назад в Мюнхене. Так что повестка дня существенно измениться просто не успела, и стороны вновь занимались обсуждением задач, в оптимальном решении которых они кровно заинтересованы.
     Как стало ясно по ходу итоговой пресс-конференции в сочинской резиденции «Бочаров ручей», на прошедших переговорах традиционно не были обойдены вниманием проблемы обеспечения глобальной и европейской безопасности, включая те, что связаны с ситуациями в Афганистане и вокруг ядерных программ Ирана и Северной Кореи. Однако экономическая составляющая, безусловно, доминировала.
     Отметим, что для госпожи Меркель неформальный сочинский саммит был важен как показатель ее высокой активности на внешнеполитической арене. Причем в тесной увязке с внутренней социально-экономической проблематикой, когда наличие рабочих мест напрямую зависит от достатка капиталовложений. В сентябре в Германии пройдут выборы в бундестаг, на которых главным соперником Меркель выступает министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер. В отличие от главы федерального правительства (а также от ее предшественника Герхарда Шредера) нынешний руководитель германской дипломатии более придирчив к тому, что предпринимается на российском направлении, которое немцы считают, с одной стороны, стратегически важным, а с другой - содержащим известные риски.
     Последний момент немецкие СМИ, что называется, «держат под особым контролем», обращая внимание своего правительства и общественности на «дефицит социальной ответственности» российского капитала. На итоговой пресс-конференции журналисты хотели, чтобы оба лидера как-то развеяли эти сомнения. Такое желание Меркель попыталась удовлетворить пояснением, что при ведении дел с предпринимателями «им необходимо доверять».
     Речь в данном случае шла о российских инвестициях в строительство судов специального назначения (ледоколов, газотанкеров) на балтийских верфях Германии. И госпожа канцлер сказала, что у нее сложилось впечатление об общей заинтересованности строить корабли, необходимые России. Контракт, по ее мнению, «оформлен таким образом, что хотя бы на какое-то количество лет там взяты определенные обязательства и выражена готовность в крайнем случае платить штрафы».
     В свою очередь, давая рекомендацию «новому пулу» российских инвесторов, Медведев заверил, что он способен решать производственные и социальные задачи. Причем «это должны быть качественные инвестиции, чтобы не только снять пенку», но и выполнить реальные заказы на строительство кораблей. Президент пообещал наблюдать за поведением российских капиталистов.
     Что касается экономической целесообразности отвлечения российских денег на строительство объектов за рубежом, Медведев сказал, что такая стратегия лишь помогает России решать свои собственные задачи. По его словам, вложенные в зарубежные высокотехнологичные сферы средства лишь повысят структурное качество российской экономики, из-за сырьевой направленности которой и произошел «весьма сильный провал».
     Развивая эту тему, Ангела Меркель указала на преимущества участия российских инвесторов в реанимации немецкого автогиганта «Опель», который пока принадлежит американской корпорации «Дженерал моторс». По ее словам, у канадской автосборочной фирмы «Магна», для которой кооперация с российским Сбербанком является важной частью, «существует многолетний опыт работы в автомобильной отрасли, и они действительно заинтересованы в том, чтобы делать автомобили».
     О «Северном потоке» разговор, естественно, тоже был - ведь он приобрел значение флагмана в российско-германском взаимодействии. Ко всему прочему, как было вновь подчеркнуто, в кризисной ситуации осуществление этого крупного проекта открывает хорошие возможности для новых капиталовложений и решения проблем занятости. Пока, к сожалению, нет полного согласия со стороны государств, в территориальных водах которых пройдет труба. И если финны заявили о твердой поддержке проекта, то шведы все еще думают.
     В преддверии сентябрьского саммита «большой двадцатки» в Питтсбурге лидеры обсудили вопросы реформирования международной финансовой системы. При этом Медведев подтвердил, что Москва поддерживает инициативу канцлера ФРГ принять международную Хартию устойчивого развития, задающую единые правила регулирования мировых рынков для предотвращения глобальных экономических кризисов в будущем.
     Заметим, что оппозиционно к подобным мерам всегда выступали и выступают американцы, убежденные в том, что частным инвесторам, дескать, не следует диктовать, как им распоряжаться собственными деньгами.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex