на главную страницу

19 Августа 2009 года

События. Комментарии

Среда

Жуковский работает по МАКСимуму

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».



Международный авиационно-космический салон «МАКС-2009» начал свою работу. В выставке принимают участие более 700 компаний из 34 стран, в том числе более 400 - из России. Из них 120 предприятий представяют военную продукцию. На статической стоянке демонстрируются 134 российских и 13 иностранных летательных аппаратов.


     «Развитие авиастроения и космонавтики - это, безусловно, один из приоритетов для нас сегодня, потому что именно с развитием космонавтики, авиации мы связываем свои планы по диверсификации экономики, наращиванию ее высокотехнологичной составляющей», - сказал В. Путин, выступая на открытии Международного авиакосмического салона. Он подчеркнул, что с 2004 года объем госфинансирования отрасли увеличился в двадцать раз, а в текущем году на эти цели выделено 80 млрд. рублей - средства пошли на закупку отечественных самолетов и техническое перевооружение серийных заводов.
     «Мы намерены и в дальнейшем направлять в авиастроение и космонавтику серьезные инвестиции, ресурсы, сформировать по-настоящему конкурентные компании, предприятия, способные завоевывать свою нишу на рынке, генерировать и привлекать ресурсы для модернизации и технического перевооружения», - сказал Владимир Путин.
     Председатель Правительства РФ сказал,
     что российские производители обладают серьезным потенциалом и будут стремиться показать это на международном авиасалоне.
     Нынешний салон проходит на фоне глобального финансово-экономического кризиса. Вместе с тем отечественные участники салона считают, что будет достигнута главная цель проведения МАКСа - демонстрация российских высоких технологий и открытости внутреннего рынка России для совместных проектов с зарубежными партнерами.
     Наибольшее внимание среди участников и посетителей салона уже вызвали региональный авиалайнер Sukhoi SuperJet 100 (SSJ-100) и военный авиакомплекс Су-35.
     SSJ-100 с двигателями SaM146 служит прекрасной демонстрацией успешного сотрудничества отечественных разработчиков и производителей с зарубежными партнерами.
     Вместе с тем на МАКС-2009 проходят научные конференции, семинары, которые имеют прикладное значение для дальнейшего развития мирового авиастроения.
     Интерес среди ученых вызвал международный научно-технический семинар «Перспективные авиационные технологии», который проходит в Доме ученых ЦАГИ в г. Жуковском. Семинар организован ЦАГИ при поддержке Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
     На семинаре обсуждаются приоритетные направления фундаментальных и прикладных научных исследований, прогнозы развития технологической базы авиастроения, а также комплексные перспективные проекты в области авиационной промышленности. Специалисты и эксперты рассматривают проблемы современной аэродинамики, повышения надежности, безопасности, экологичности и экономической эффективности авиационной техники, разработки новых материалов, авиационного двигателестроения и приборостроения.
     «Мы надеемся, что семинар позволит его участникам поговорить о трудностях и успехах в разработке новых научных идей и технологий, поделиться практическим опытом, укрепить профессиональные и дружеские контакты», - заявил перед открытием выставки начальник отделения внешнеэкономической деятельности ЦАГИ Александр Беленький.
     Все это служит убедительным подтверждением того, что Россия сохранила не только производственный, но и научный потенциал для развития отечественного авиастроения на мировом уровне.
     Не менее насыщенной и интересной для посетителей МАКС-2009 стала традиционная летная программа. Вниманию зрителей представлено захватывающее зрелище: на МАКСе впервые в российском небе демонстрируются SSJ-100, Су-35, новые вертолеты.
     В летной программе участвуют пилотажная группа «Соколы России» из Липецкого центра боевого применения и переучивания летного состава, авиационная группа высшего пилотажа «Стрижи» и группа из четырех вертолетов Ми-28Н («Ночной охотник») Торжокского центра боевого применения и переучивания летного состава.
     Свое мастерство на авиашоу показывают и зарубежные летчики французской группы Patrouille de France на самолетах Alphajet, самолетах Rafale (ВВС Франции), итальянской группы Frecce Tricolori на самолетах Aermacchi и самолете С-27 (ВВС Италии).
     Авиационная группа высшего пилотажа «Русские витязи» после катастрофы, произошедшей 16 августа, не будет участвовать в показательных выступлениях на МАКС-2009.
     


     
Международный авиационно-космический салон

     Смотр новейшей российской техники на авиасалоне, отмечают отечественные и иностранные эксперты, позволит оценить в определенной мере и состояние, и технологический уровень российского оборонно-промышленного комплекса в целом. Это тем более актуально, что в ряде сегментов «оборонки» встает вопрос о конкурентоспособности отечественных образцов, сопряженный с размышлениями на тему целесообразности импорта отдельных изделий. По мнению заместителя руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе РФ академика РАН Андрея Кокошина, высказанному им в беседе с корреспондентом агентства «Интерфакс-АВН», Россия должна покупать за рубежом прежде всего новейшие технологии. «Вопрос приобретения за границей конечных изделий, различных технологий для нужд наших Вооруженных Сил - это действительно крупная проблема, - сказал бывший секретарь Совета Безопасности РФ. - Многие предприятия оборонно-промышленного комплекса находятся сегодня в крайне тяжелом состоянии, особенно по кадровому составу, нуждаются в интенсивном обновлении своих основных фондов, технологий и т.д. И тем не менее сейчас крайне важно покупать не просто готовые изделия, а прежде всего новейшие технологии».
     По мнению депутата, «надо создавать какие-то совместные предприятия с теми же французами или с израильтянами, добиваться долговременных соглашений на взаимовыгодных условиях, которые бы действительно гарантированно обеспечивали нам получение этих технологий, а также контроль над качеством и тем, чтобы эти технологии не подвергались воздействию каких-то других сил». Особенно это относится, конечно, к информационным технологиям, где возможности воздействия каких-то третьих сил очень велики.
     Применительно к боевой морской технике, по словам Кокошина, требуется радикальное обновление такого компонента, как радиоэлектронные и информационные средства. Кроме того, нужно приобретать технологии, которые обеспечивают малозаметность кораблей. «Если говорить о судостроительной промышленности, то она, конечно, у нас переживает тяжелые времена, - сказал депутат. - Несмотря на ряд результатов, которые были достигнуты еще в прошлом десятилетии, например в части резкого снижения шумности атомных подводных лодок, общее состояние судостроения, причем как надводного, так и подводного, таково, что там очень много проблем». Но эти проблемы можно решить. В условиях кризиса ведущие западные компании пошли бы на то, чтобы создавать совместные предприятия и многое производить в России по их технологиям.
     «Нам надо этого добиваться в интересах модернизации тех же верфей с участием иностранного капитала и на основе создания совместных предприятий. У французов действительно есть очень крупные достижения в области оборонных технологий, развития военно-морских кораблей, почему бы не сделать это? Кроме того, надо покупать дизайн-центры», - отметил Кокошин.
     В то же время есть целый ряд позиций, по которым российское оружие по-прежнему является конкурентоспособным. «Что касается оружия, то по многим компонентам мы выглядим очень неплохо. Это, в частности, касается вертолетов морского базирования, - считает депутат. - Почему бы нам не сотрудничать с теми, у кого есть для этого хорошие технологии. И я думаю, что особенно в условиях кризиса многие пойдут даже на более благоприятные для нас условия, чем это было года два-три назад».
     Он отметил, что надо иметь в виду и то, что в последние пять-семь лет в стране возникло большое число малых и средних компаний, основанных выходцами из оборонно-промышленного комплекса, которые делают работу на высшем уровне. «К сожалению, они пока малозаметны, но они есть, многие из них уже выполняют те или иные фрагменты государственного оборонного заказа, они прекрасно ориентируются в мировой конъюнктуре, технологической и экономической, они все время борются за снижение своих издержек, - указал депутат. - Это не те старые монстры, которые сжирают огромные средства на накладные расходы. И я бы рекомендовал обратить внимание на десятки таких высокотехнологичных компаний и помочь им вырасти в новое ядро нашего оборонно-промышленного комплекса».
     Вместе с тем работать на высочайшем уровне и производить новейшие системы вооружений для различных видов и родов войск могут и целый ряд старых компаний, конструкторских бюро. Поэтому здесь требуется взвешенный подход с учетом высших интересов национальной безопасности. Простых решений в этой сфере нет. Нужно очень тщательно подходить к выбору партнера, с которым ты можешь работать. Этот партнер, как подчеркнул Кокошин, «должен с тобой работать долго, он должен быть заинтересован в партнерских отношениях не меньше, чем заинтересован ты».
     



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex