на главную страницу

19 Августа 2009 года

Армия и общество

Среда

Горячие объятия Таонаня

Павел ГЕРАСИМОВ, «Красная звезда».
Фото автора.



     Освещая совместные антитеррористические российско-китайские учения «Мирная миссия-2009», «Красная звезда» с российской стороны была единственной газетой, которая наряду с несколькими аккредитованными телеканалами вела свои репортажи непосредственно с места события. И хотя день за днем на протяжении двух недель наш читатель получал из Китая полнейшую информацию, весь ход масштабных маневров не могли уместить рамки газетной полосы, и, конечно, многое оставалось «за кадром», в том числе и снимки.
     Так складывалось, что первую оценку своих материалов мы получали в пресс-центре от союзников по учению. Когда мы передавали «горячие» снимки с полигона Таонань в редакцию, китайские коллеги с интересом толпились за нашими спинами у монитора, и если что-то нравилось, с расплывающейся улыбкой большим пальцем правой руки показывали международный жест одобрения. Ранним утром их часто можно было увидеть в Интернете за «открытой» «Красной звездой», а краснозвездовцу подполковнику Олегу Горупаю они говорили: «Се-се» («Спасибо»).
     Как выяснилось, многие военнослужащие НОАК благодаря Всемирной паутине знали о «Красной звезде» и раньше. Несколько лет назад китайская делегация в формате официального визита с интересом посетила в Москве нашу редакцию. Более широкое знакомство газеты с военной читательской аудиторией Поднебесной идет от «Мирной миссии-2007», которая активно освещалась нашими спецкорами. К учению близ уральского города Чебаркуль привлекались шесть стран - участниц Шанхайской организации сотрудничества.
     Чебаркуль послужил хорошим примером при подготовке и организации работы пресс-центра нынешней «Мирной миссии». Китайские товарищи вспоминали мастер-класс помощника главнокомандующего Сухопутными войсками ВС РФ по информационному обеспечению полковника Игоря Конашенкова.
     Мы постоянно чувствовали стремление китайцев к открытости и помощь в нашем желании наиболее полно рассказать об учениях, о их солдатах и офицерах. Если в первые дни в полевом лагере или на полигоне китайские военнослужащие без разрешения командиров категорично не подпускали к себе с фотокамерой ближе чем на пять метров, не говоря уже об общении, то к концу учений, каждый раз сверху получая «добро» на фотосъемку, кто-то вообще перестал на нас реагировать, а кто-то позировал или с удовольствием снимался с нами на память.
     Кроме отработки общих задач в международных антитеррористических учениях, китайская сторона стремилась использовать их для достижения еще одной цели, чтобы еще раз заявить о себе, о том, что за последние 15-20 лет они стали другими: сильнее, лучше, мудрее. Как нам рассказали коллеги из НОАК, в этом году для национальной армии подготовлен 51 офицер по информационному обеспечению деятельности войск. Все они будут заниматься популяризацией войск КНР во всем мире. В ближайшее время курс армейского пиара пройдут еще десятки военнослужащих, которые будут заботиться об имидже своей армии за рубежом. Военных пропагандистов обучают преподаватели из лучших учебных заведений страны.
     Что касается самих подобных учений, о них во всеуслышание заявляют, их пропагандируют высокопоставленные начальники минобороны КНР. Заместитель заведующего канцелярией минобороны КНР по иностранным делам генерал-майор Цзя Сяопин отметил: «В последние годы китайская армия и вооруженные силы некоторых соседних стран многократно проводили совместные учения и тренировки. Эти мероприятия имеют позитивное значение, содействуя укреплению взаимопонимания и взаимодоверия между армиями Китая и других государств, помогают развивать дружественные отношения, обеспечивать региональную и глобальную стабильность».
     Еще более открыто о российско-китайском сотрудничестве высказался член военного совета КНР, член госсовета и министр обороны Китая генерал-полковник Лян Гуанле: «Развитие военных связей с Россией является одним из приоритетных направлений китайской военной дипломатии. Дальнейшее укрепление китайско-российских связей отвечает коренным интересам народов двух государств, способствует поддержанию мира и стабильности как в регионе, так и во всем мире. Мы намерены и дальше идти одной дорогой с российской стороной, постоянно поднимать на еще более высокий уровень китайско-российские связи».
     Антитеррористические учения «Мирная миссия» в рамках ШОС существенно отличаются от учений стран НАТО и американо-японского военного союза. Они проводятся в двустороннем формате или на многосторонней основе, не имеют условного противника в виде какого-либо государства или блока. Цель учений - повышение возможностей в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Выработка совместных форм и способов противодействия этому злу направлена на обеспечение спокойствия и стабильности в регионе.
     Старт учениям дали начальники генеральных штабов вооруженных сил России и Китая генерал армии Николай Макаров и генерал-полковик Чэнь Биндэ. Они провели военно-политические консультации, по итогам которых подписали совместную директиву. Во время переговоров обсуждались не только организационные вопросы, но и возможности расширения сотрудничества между двумя государствами в военной сфере. На учениях присутствовали военные атташе более чем 30 стран, в том числе всех стран ОДКБ и ШОС. В качестве наблюдателей были и отдельные страны НАТО, включая Францию и Германию.
     Всего в учениях участвовали около трех тысяч российских и китайских военнослужащих Дальневосточного и Шеньянского военных округов, более трехсот единиц боевой техники и свыше сорока пяти самолетов и вертолетов. Россию представляли десантно-штурмовая рота, мотострелковый батальон, танки Т-80, вертолеты, фронтовые бомбардировщики и истребители четвертого поколения Су-27. Во время маневров российская сторона израсходовала около ста тонн различных боеприпасов.
     Заключительная фаза «Мирной миссии-2009» разворачивалась на раскаленной от солнца равнине. Термометр показывал плюс 35 в тени. Сценарий учения был расписан по секундам. Незаконные вооруженные формирования захватили населенный пункт Куаньшаньчжень. Задача подразделений объединенной группировки войск - ударами авиации и артиллерийским огнем нанести огневое поражение террористам, захватить выгодные рубежи, закрепиться в районе, а перед этим блокировать Куаньшаньчжень. Полигон Таонань покрылся клубами пыли - в бой вступила бронетехника. Удар за ударом смял основные силы террористов, заставил их отступить.
     Мастерство точного приземления и перехода в атаку показала парашютно-десантная рота 83-й отдельной воздушно-десантной бригады. Ликвидировать террористов в их логове - задача десантно-штурмовой группы. Бойцы китайского и российского спецназа прорвались в поселок и освободили заложников. Подразделения ВС РФ и НОАК взяли под свой контроль господствующие высоты, уничтожили опорные пункты и захватили главаря террористов. Задача совместных антитеррористических учений «Мирная миссия-2009» была успешно выполнена.
     Полтора часа военных маневров в китайском небе и на земле пролетели в одно мгновение. Руководители учений, заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками ВС РФ генерал-лейтенант Александр Студеникин и заместитель начальника генерального штаба НОАК генерал-полковник Ма Сяотянь оценили уровень взаимодействия между войсками союзников как «хэн хау» («очень хорошо»). После награждения на военном параде командир взвода десантников лейтенант Владимир Вороненко сказал, что язык китайских товарищей после двух недель учений для него уже точно не китайская грамота. Трудности перевода не возникают, когда союзники обмениваются передовым опытом для борьбы с общей угрозой.
     То, что наши страны готовы ответить на глобальную угрозу, теперь не просто слова. «Мирная миссия-2009» продемонстрировала, что на поле битвы с мировым терроризмом российские и китайские солдаты и офицеры способны действовать плечом к плечу.












Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex