на главную страницу

19 Августа 2009 года

Армия и общество

Среда

Владимир ЧУРОВ
ТАНКИ В ТРЕУГОЛЬНИКЕ

(из цикла рассказов «Путешествие с гвардии генерал-майором артиллерии Владимиром Иосифовичем Брежневым от Будапешта до Вены»)



Публикацию Владимира Чурова «Аэродром близ Шарвара» («Красная звезда» от 22 – 28 июля 2009 г.) заметили очень многие наши читатели. «Как специалист, приятно удивлен неожиданной степенью технической грамотности публикации. Было бы, думаю, разумно предложить В.Е. Чурову стать нештатным консультантом редакции по вопросам истории авиации», – предлагает в своем письме в редакцию авиаработник А.В. Иванов из Ломоносова. Самое неожиданное, уважаемый Алексей Владленович, что столь же досконально председатель Центральной избирательной комиссии РФ Владимир Чуров разбирается не только в самолетах, но и в танках, пушках, другой военной технике.
О том, как зародился такой, по сути, профессиональный интерес к военной истории, Владимир Евгеньевич подробно рассказал на расширенном заседании редколлегии нашей газеты (подробный отчет в «Красной звезде» за 15 – 21 июля 2009 г.). Сегодня и в следующем номере «толстушки» мы предлагаем вниманию читателей очередную публикацию Владимира Чурова исторического характера. При этом напомним, что генерал В.И. Брежнев – это дед Чурова по материнской линии.

     К западу от Будапешта, между горной грядой Вертеш (Vйrtes) с высотами до 500 метров и грядой Веленце (Velencei) высотой до 350 метров, расположенной у берега одноименного озера, лежит небольшая равнина. По форме это плоский треугольник с южной вершиной в Секешфехерваре и сторонами, образованными выходящими из города шоссе на Мор и Бичке. Ровное поле слегка повышается от Секешфехервара до хутора Борбала и вновь понижается к Замолю.
     В середине марта 1945 года, ровно за 8 лет до моего рождения, именно здесь 9-я гвардейская армия генерала Глаголева, 4-я гвардейская армия генерала Захватаева и 6-я гвардейская танковая армия генерала Кравченко начали последнее на южном фланге огромного Восточного фронта, протянувшегося от Балтийского до Адриатического моря, наступление в направлении Вены.
     С далекого детства запомнил название венгерского города и научился произносить его без запинки – Секешфехервар.
     Эсэсовский подонок и враль, оберстгруппенфюрер СС и генерал-полковник войск СС, украшенный Гитлером рыцарским крестом с дубовыми листьями и мечами, Пауль Хауссер в 1953 году издал книгу «Войска СС в действии». Воспользовавшись обстоятельствами «холодной войны», он попытался восславить и реабилитировать своих головорезов, доказать, что они были обычными солдатами и героями фронта, никого не расстреливавшими в Харькове, Орадуре, Мальмеди. В книге Хауссера при описании боев у Балатона в январе – марте 1945 года несколько раз встречается название Штульвайссенбург (StuhlweiЯenburg):
     «...Верховное командование вермахта 24 декабря отдало приказ перебросить штаб корпуса с дивизиями СС «Мертвая голова» и «Викинг» в Венгрию и освободить Будапешт. Передний край немецкого фронта проходил от озера Балатон через Штульвайссенбург, Мор, за рекой Альталь, у Татабаньи, до Дуная восточнее Комарно.
     ...21 января 1-я танковая дивизия взяла Штульвайссенбург.
     ...Севернее озера Веленце на правом фланге армии Балка в тяжелых оборонительных боях участвовал корпус СС Гилле 3-й и 5-й дивизиями СС. Все случилось так, как и должно было случиться: в сражении наступил перелом, через два дня после начала наступления [на самом деле – через 10 дней] по участку фронта армии Балка были нанесены сильные удары, основная их мощь при этом приходилась на район Штульвайссенбурга.
     ...Таким образом, сильные передовые танковые отряды русских оказались на дороге Штульвайссенбург – Мор, левый фланг корпуса Гилле был окружен».
     Уважаемый читатель, вероятно, уже понял, что Штульвайссенбург – это немецкое название, в точном переводе с венгерского, города Секешфехервар. Оба слова означают «Белый город с королевским престолом» и восходят к средним векам, ведь Секешфехервар – это знаменитая средневековая Альба Регия – Белый город венгерских королей, центр искусств, наук, торговли и дипломатии.
     В 1945 году Секешфехервар и его окрестности от Балатона до озера Веленце стали ключевой позицией противоборства немецко-венгерских и наших войск. Немцы наступали в январе и прорвались к Дунаю на узком участке от Дунапентеле до Адонь, но деблокировать Будапешт не смогли – наше контрнаступление к исходу первой недели февраля практически полностью восстановило положение, Будапешт был занят 12 февраля. 6 марта от Секешфехервара началось последнее немецкое наступление во Второй мировой войне – безумная операция «Fruhlingserwachen» – «Пробуждение весны». Гитлер бросил в наступление переброшенные из Арденн, пополненные и отдохнувшие (сосредоточение в Венгрии закончилось еще 8 февраля!) лучшие танковые части. В бой пошли части 6-й танковой армии СС под командованием оберстгруппенфюрера СС и генерал-полковника войск СС Йозефа («Зеппа») Дитриха: четыре танковые дивизии СС, две кавалерийские дивизии, 23-я танковая дивизия вермахта, народно-гренадерская дивизия, венгерская пехотная дивизия. В наступлении участвовал правый фланг армейской группы генерала танковых войск Германа Балка – еще две танковые и одна пехотная дивизия вермахта. Техники было достаточно, пехоты – явно мало. За тривиальными частными задачами – защита последних нефтяных месторождений в Западной Венгрии и срывом советского наступления на Вену – скрывался фантастический план фюрера: в случае успеха высокоманевренная группировка должна была повернуть на север и, пройдя сотни километров, ударить во фланг наступавшим на центральном участке фронта советским войскам. То есть, по существу, провести марш-маневр вдоль фронта, аналогичный, только в противоположном направлении, тому, который проделают в мае подвижные войска Конева, наступая на Прагу. Безрассудный план Гитлера не учитывал реального соотношения сил и состояния его потрепанного войска.
     К концу войны тактическая подготовка генералов и старших офицеров Красной Армии не уступала немецкой, поэтому планирование и осуществление нашей оборонительной операции и последующего наступления на Вену осуществлены были спокойно и умело. Советское командование воспользовалось тем, что немцы наступали правым флангом в межозерном дефиле, оставив на растянутом к северу до Комарно и Эстергома левом фланге относительно слабое прикрытие, в значительной степени состоявшее из деморализованных после падения Будапешта венгерских частей.
     Наступление основных сил врага было встречено на хорошо оборудованных, прикрытых плотными минными полями позициях, насыщенных артиллерией всех видов. Немцы называли такие позиции, включавшие на всю глубину «огневые мешки» и отсечные и засадные рубежи, Pak (Panzerabwehrkanone) – фронт, то есть «противотанковый пушечный фронт». Плотность орудий в обороне составляла до 35 орудий на километр – старый артиллерист маршал Толбухин приказал (в условиях полного господства нашей авиации в воздухе) ставить на прямую наводку 85-мм отечественные и 88-мм трофейные зенитные орудия, хорошо зарекомендовавшие себя в боях против танков всех типов. Вопреки распространенному мнению, к отражению наступления привлекалась и артиллерия, приданная 9-й гвардейской армии, – из 19-й артиллерийской дивизии прорыва РГК.
     В то время, когда сильнейшая группировка войск Зеппа Дитриха и Германа Балка десять дней, теряя технику и солдат, пробивалась к Дунаю, IV танковый корпус СС под командованием обергруппенфюрера СС и генерала войск СС Герберта Отто Гилле, состоявший из 3-й танковой дивизии СС «Мертвая голова» и 5-й танковой дивизии СС «Викинг», при поддержке венгерских частей занимал оборону к северу от Секешфехервара. По другую сторону фронта готовилась к наступлению свежая 9-я гвардейская армия. План командования 3-го Украинского фронта был логичен и прост: как только наступление южнее Секешфехервара вдоль канала Шарвиз выдохнется, без какой-либо паузы ударить по относительно слабой немецкой обороне на равнине севернее Секешфехервара силами 9-й и 4-й гвардейских армий, прорвать ее, начав наступление на запад, и, совместно с армиями 2-го Украинского фронта, на северо-запад (на Вену), одновременно прижимая к Балатону и окружая всю немецкую 6-ю танковую армию СС. К концу дня 15 марта 1945 года наступление немцев прекратилось. 16 марта в атаку пошли наши части.
     Ударная группировка 3-го Украинского фронта маршала Толбухина превосходила противника – соединения и отдельные части немецких 6-й танковой армии СС и венгерской 3-й армии – в живой силе и многократно в артиллерии. Формально число танков и самоходно-артиллерийских установок было равным, но немецкая техника последних модификаций качественно превосходила нашу на этом участке фронта. В то время новейшие советские тяжелые танки и САУ прямо с заводов в огромных количествах направлялись на другое – берлинское – направление. Если немцы оборонялись на мощных, хотя и малоподвижных Pz.Kpfw.VI Ausf.E «тигр», Pz.Kpfw.VI Ausf.B «королевский тигр», Pz.Kpfw.V Ausf.A, G «пантера» и САУ, то в наших танковых и самоходных частях преобладали Т-34-85, американские M4A2(76)W и СУ-76М. Танков ИС с 122-мм орудием и толстой броней, «зверобоев» ИСУ-122 и ИСУ-152, «морских» СУ-100 (вооруженных модифицированным длинноствольным морским универсальным 100-мм орудием, превращенным в отличную противотанковую пушку) было маловато.
     Поэтому, как и во время оборонительных боев у Балатона, превратившихся в битву нашей могущественной, лучшей в мире, артиллерии с немецкими танками, наступление на Вену началось с артиллерийской и воздушной атаки на позиции врага. Прежде всего уничтожались его танки и самоходные орудия. Свидетельства славной и убийственно точной работы артиллеристов гвардии генерал-майора артиллерии Владимира Брежнева, командовавшего артиллерией 9-й гвардейской армии, приведены на фотографиях из фронтового альбома.
     Прежде, чем перейти к их описанию, стоит разобраться с учетом разбитой и брошенной немецкой техники. Не только в альбоме генерала Брежнева, но и во многих книгах, посвященных боям от Балатона до Вены, например, у Исаева и Коломийца в «Разгроме 6-й танковой армии СС» или у Мощанского и Сахончика в «Освобождении Австрии», можно найти фотографии немецких и венгерских танков и САУ с нанесенными белой краской «трофейными» номерами. Часто для четкости они дополнительно протравлены поверх изображения на отпечатке. Снимки, очевидно, относятся к двум разным периодам – снежному февралю 1945 года (разгром первого контрнаступления немцев у Балатона и провал их попытки прорыва к осажденному Будапешту) и марту–апрелю 1945 года (второе оборонительное сражение у Балатона с переброшенными из Арденн танковыми соединениями и стремительное наступление на Вену). Обычно поясняют, что номера нанесены трофейными командами и считают нумерацию сплошной – от февраля до апреля. Однако это не совсем так.
     После первого Балатонского сражения в Москве, в Ставке, кое-кто попытался обвинить командование 3-го Украинского фронта в непропорционально больших потерях. Тогда командующий артиллерий фронта генерал-полковник артиллерии (звание присвоено постановлением Совета Народных Комиссаров СССР 3 апреля 1944 года) Митрофан Иванович Неделин создал специальную комиссию штаба артиллерии 3-го Украинского фронта и приказал ей в присутствии представителей НИИБТ полигона, Наркомата вооружений и Главного артиллерийского управления провести полный учет и фотографирование всех подбитых, сгоревших и брошенных немцами и венграми танков, САУ и иной техники. Танки и САУ нумеровались, БТР, орудия, автомобили и самолеты – только фотографировались. Фотографии вклеивались в специальные альбомы.
     Маршал Владимир Федорович Толубко в книге о главном маршале артиллерии (звание присвоено 8 мая 1959 года) Митрофане Ивановиче Неделине описал эти альбомы:
     «Мне рассказывали, с какой гордостью и удовлетворением Митрофан Иванович листал и комментировал фотоальбомы исковерканных немецких «тигров», «пантер», «фердинандов». Таких альбомов в его штабе насчитывалось свыше двух десятков. Причем под каждой фотографией обязательно была подробная подпись, характеризующая попадания в тот или иной танк, которые позволяли объективно судить о возможностях наших артиллерийских противотанковых средств.
     Я детально ознакомился с одним из фотоальбомов, в котором систематизированы снимки 140 немецких танков, подбитых артиллерией 3-го Украинского фронта в январско-февральских боях 1945 года. К примеру, фотография с порядковым номером 52. Внизу надписи: «Танк «королевский тигр» с бортовым номером 312; сожжен 15.I.45 г. в районе 2 км вост. Петтенд; попаданий – 10; вмятин – 6; пробоин 4 (одна от 76-мм и две от 85-мм снарядов в правом борту корпуса, одна от 85-мм снаряда в левом борту). Разбиты обе гусеницы. Экипаж сгорел, в танке обнаружены 4 трупа и пилотки со знаками дивизии «Мертвая голова».
     Уникальные фотоснимки и впечатляющие образцы «живых», оставшихся на поле боя разбитых танков Митрофан Иванович рассматривал с особым вниманием. Он выяснял, кто их подбил, восстанавливал картину боя, уточнял калибры, места расположения орудий и особенности стрельбы. Все эти сведения Неделин записывал в блокнот и использовал для сравнительного анализа уничтоженных танков противника с потерями своих сил и средств, с расходом боеприпасов...»
     Со второй половины марта, после успешного начала наступления на Вену, учет возобновился. Всего было учтено 968 танков и САУ и 446 бронетранспортеров. Очевидно, что печатались дубликаты некоторых фотографий и для других артиллерийских командиров. Так, в альбом генерала Брежнева попали снимки самых первых подбитых севернее Секешфехервара танков с номерами с первого по восьмой.
     Под номерами 1, 4 и 6 числятся два разбитых и один брошенный танк Pz.IV (Т-4) последней модификации Ausf.J с 75-мм пушкой с длиной ствола 48 калибров. Эти танки считались «рабочими лошадками» (весом в 25 с лишним тонн) вермахта. Защищены были 80-мм лобовой броней корпуса, 50-мм лобовой броней башни, 30-мм бортовой броней. Такая модель выпускалась с июня 1944 года по март 1945 года только на заводе «Нибелунгенверке» (Nibelungenwerke) совсем рядом – в 125 километрах к западу от Вены в городке Санкт-Валентин около Линца, так что танки могли идти на фронт своим ходом прямо из цехов. На заводе работали заключенные из лагеря Маутхаузен – военнопленные и евреи. В марте 1945 года авиация союзников разбомбила завод.
     15 марта 1945 года в составе танковой дивизии СС «Мертвая голова» было 17 таких машин. У «викингов» – 4. Из изображенных на снимках танков один подбит артиллерией, второй – авиацией, третий брошен при отступлении. Две машины весьма небрежно обмазаны циммеритом, на одной сохранились трубчатые кронштейны легких противокумулятивных экранов из сетки. Еще один Т-4 (номер не виден) застрял в воронке на дороге из Секешфехервара в Замоль и был поражен в кормовую часть башни 100-мм снарядом
     Установленная за невысоким земляным бруствером самоходная установка «танк-истребитель Panzer IV/70(A)» скорее всего тоже приползла на поле, ставшее для нее кладбищем, своим ходом с завода. Она вооружена мощной противотанковой 75-мм пушкой с длиной ствола 70 калибров Stuk 42 дюссельдорфской фирмы «Рейнметалл-Борзиг» (Rheinmetall-Borsig), в отличие от пушки «пантеры» – без дульного тормоза и с измененным противооткатным устройством. Сконструированный в Берлине фирмой Alkett (Almarkische Kettenfabrik GmbH) танк-истребитель выпускался до марта 1945 года в Санкт-Валентине. Обмазывать циммеритом было уже некогда. Изображенная на снимке машина разбита прямым попаданием крупнокалиберного снаряда. От сетчатых экранов остался только кронштейн (в конце войны наши танкисты охотно использовали трофейные экраны типа Тома (Thoma Schurzen) на своих машинах для защиты от фаустников).
     Номера 3, 5 и 8 нанесены комиссией штаба артиллерии фронта на танки Pz.V «пантера». Один поражен в борт подкалиберным снарядом, другой завяз в грязи, третий остановился и был подожжен нашими пехотинцами. Это танки моделей А (вторая модификация) и G (третья и последняя модификация). Различия лучше всего видны в лобовой проекции – у первой серии D в лобовой броне справа по ходу была вертикальная щель для курсового пулемета и смотровая щель механика-водителя слева, прикрытые откидными бронекрышками. На модификации А курсовой пулемет установили в шаровой установке, но сохранили щель механика-водителя. На модификации G для увеличения прочности лобовой плиты убрали смотровой прибор механика-водителя. Все «пантеры» покрыты циммеритом в один слой с характерным сетчатым рисунком.
     С 1943 года немцы стали покрывать внешнюю поверхность танков специальной антимагнитной пастой – циммеритом (zimmerit), первоначально производившейся только на химическом заводе Циммера в Берлине. Такое покрытие не позволяло применять против танков контактные магнитные мины. Это был не цемент, а мастика на основе хорошо известного нам клея ПВА – растворенного в бензине поливинилацетата, смешанного с древесной пылью, порошками солей бария и цинка и слегка подкрашенного охрой для придания поверхности фонового темно-желтого маскировочного цвета. Согласно любезно переведенному и опубликованному в Интернете английскому послевоенному отчету циммерит наносили шпателем на предварительно очищенную поверхность в два слоя. Первый, основной слой толщиной 5 мм сверху расчерчивали квадратной сеткой и оставляли сушиться двое суток. Насечка делалась для лучшего сцепления со следующим, более тонким слоем, на котором металлическим гребнем создавалась полосатая или волнистая неровная поверхность. В 1945 году немцам уже катастрофически не хватало времени, танки отправляли с завода прямо в бой без покрытия или с покрытием в один слой. На снимках из альбома генерала Брежнева представлены все четыре типа: машины без обмазки циммеритом, с обмазкой типа «сетка» в один слой, с двухслойной обмазкой с волнистой поверхностью или упрощенной поверхностью с горизонтальными и вертикальными полосами.

     

     
(Окончание в №155 за 26 августа - 1 сентября 2009 г.)


     



     В. ЧУРОВ на современном полигоне.

     Гвардии генерал-майор артиллерии Владимир Иосифович Брежнев с адъютантом у вездехода (полноприводного легкового автомобиля) ГАЗ-67.

     Средний танк Pz.IV последней модификации Ausf.J (по армейской номенклатуре – Panzerkampfwagen IV, Pz.Kpfw.IV Ausf.J, по сквозной номенклатуре германского управления вооружений на все виды подвижной техники – Sd.Kfz.161/2). Уничтожен нашей артиллерией. Снаряд пробил бортовую 30-мм броню напротив места механика-водителя и вызвал взрыв боекомплекта. Взрывом снесло крышу башни с командирской башенкой и вырвало заднюю плиту башни. Экраны башни частично оторваны. Лоток для двух запасных опорных катков пуст. Приваренный к борту корпуса перед укладкой запасных опорных катков полуцилиндр прикрывает вытяжное отверстие системы охлаждения тормозов. Отсутствует бортовой прибор наблюдения механика-водителя, направляющее колесо новой конструкции, поддерживающие катки без резиновых бандажей. На корме виден антенный ввод и остатки антенны. Машина покрыта очень тонким слоем циммеритовой обмазки против магнитных мин. Номер нанесен при фотографировании комиссией штаба артиллерии 3-го Украинского фронта.

     Противотанковая самоходная артиллерийская установка «танк-истребитель» Panzer IV/70(A) Sd.Kfz.162/1 производства фирмы Alkett позднего выпуска. Уничтожена нашей артиллерией: крупнокалиберный снаряд проломил броню на стыке среднего листа 80-мм лобовой брони рубки в районе смотрового прибора механика-водителя и плиты над трансмиссионным отсеком. Хорошо видно сварное соединение «в шип» броневых плит рубки. Блок вентиляторов моторного отсека откинут. Ведущее колесо сорвано, видны все три сдвоенных без обрезинки поддерживающих катка. Первый уцелел в передней части корпуса, второй лежит впереди у гусеницы, третий свалился на заднюю тележку и застрял между катками. Первая и вторая балансирные тележки оснащены парами катков с внутренней амортизацией. Вдоль борта идет трубчатый кронштейн крепления сетчатых экранов типа Тома (Thoma Schurzen) для защиты от кумулятивных (бронепрожигающих) снарядов. Бортовой номер 824. Номер «Учт. 11» нанесен, вероятно, сразу после боев, а номер 2 нанесен при фотографировании комиссией штаба артиллерии фронта.

     Тяжелый 45-тонный танк «пантера» Pz.Kpfw.V Ausf.A (Sd.Kfz.171), подбитый нашей противотанковой артиллерией. Характерны: кольцеообразный в сечении двухкамерный дульный тормоз длинноствольной 75-мм пушки KwK 42 L/70, шаровая установка пулемета MG 34m в лобовом листе корпуса, отверстие цейссовского монокулярного прицела TZF12a слева (по ходу) от ствола, четыре прикрытых бронеколпаками перископических прибора наблюдения (два – для механика-водителя и два – для стрелка-радиста) в передней части крыши корпуса, там же по центру – прикрытое броневым колпаком вентиляционное отверстие. На башне – полусферическая командирская башенка с семью перископами, прикрытыми бронеколпаками, и приваренным к ним рельсом для зенитного пулемета. На борту в передней части на специальных бонках закреплен буксировочный крюк. По бокам башни и на корме в качестве дополнительной защиты уложены запасные траки. Корпус обмазан циммеритом в один слой с характерным сетчатым рисунком. Люк командирской башенки открыт (приподнят вверх и сдвинут), кормовой башенный люк также открыт, откинут вправо люк над двигателем. Средняя броневая решетка с левой стороны над моторным отсеком (прикрывавшая вентилятор типа Zyklon) c круглым окном для отвода воздуха от системы охлаждения и антенным вводом сброшена на землю и лежит у направляющего колеса. Бортовая 40-мм броня пробита подкалиберным снарядом. Цилиндрический кожух для хранения свинчивающегося из двух частей банника для чистки орудия пробит пулями. Номер 3 нанесен при фотографировании комиссией штаба артиллерии фронта.

     Памятник на братском кладбище советских воинов на окраине Секешфехервара в мае 2009 года.

     Средний танк Pz.Kpfw.IV Ausf.J, по сквозной нумерации подвижных средств вермахта – Sd.Kfz. 161, поврежденный несколькими близкими попаданиями авиабомб. Крышка над коробкой передач снята, люк доступа к тормозу левого борта откинут, хорошо видны характерные броневые карманы, прикрывающие отверстия для охлаждения тормозов. Видны бонки на крыше башни. Одностворчатый люк командирской башенки с пятью смотровыми приборами сдвинут. Номер 4 нанесен при фотографировании комиссией штаба артиллерии фронта.

     Эта вполне исправная «пантера» Pz.Kpfw.V Ausf.A просто увязла левой гусеницей в грязи на размокшем от дождей поле. Корпус и башня покрыты циммеритом. Покрытие типа «сетка». Смотровой люк над двигателем откинут вправо на петлях и установлен на фиксирующий стержень. Командирский люк на башенке и люки стрелка-радиста и механика-водителя приподняты и сдвинуты. Экипаж машину покинул, а наш боец вытащил мягкое сиденье (со спинкой!) механика и подушку – устроил себе неплохое по фронтовым меркам кресло для отдыха. Номер нанесен перед фотографированием комиссией штаба артиллерии фронта.

     Еще один средний танк Pz.Kpfw.IV Ausf.J с циммеритовым покрытием корпуса «полосами», брошенный экипажем, вероятно, из-за того, что левое ведущее колесо намотало проволоку спирали Бруно. Крышки люков-лазов радиста и водителя-механика в крыше подбашенной коробки сорваны и лежат на земле перед танком. Танк пытались буксировать: справа по борту на земле брошен буксировочный трос, часть правой буксирной серьги сломана, часть – отогнута. Номер 6 нанесен при фотографировании комиссией штаба артиллерии фронта.

     Подожженный средний танк «пантера» Pz.Kpfw.V Ausf.G с тактическим номером 122, нанесенным на гусеничные траки, укрепленные для дополнительной защиты на борту башни. Хорошо видна циммеритовая обмазка «сеткой» на корпусе. Судя по прикрепленному тросу, танк пытались буксировать. Смотровой люк над двигателем «майбах» HL230 P30 откинут на петлях вправо по ходу. Рядом с ведущим колесом лежат гильзы от 75-мм снарядов, коробка от пулеметных лент и сапог одного из членов экипажа. Цифра 8 нанесена при фотографировании комиссией штаба артиллерии фронта.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex