на главную страницу

20 Августа 2009 года

Тема номера

Четверг

Авиация России – на новую высоту

Владимир МОХОВ, «Красная звезда».
  Фото ИТАР-ТАСС.



В Доме офицеров подмосковной Кубинки вчера прошла траурная церемония прощания с командиром пилотажной группы «Русские витязи» полковником Игорем Ткаченко, погибшим 16 августа перед открытием Авиационно-космического салона МАКС-2009 при выполнении тренировочного полета.

     Отдать последние почести этому дерзновенному человеку пришли его подчиненные и коллеги, жители авиационного гарнизона, представители Минобороны РФ и командования ВВС. В траурной церемонии приняли участие офицеры пилотажных групп «Соколы России» и «Стрижи», а также летчики из Италии и Франции, участвующие в показательных полетах в рамках нынешнего МАКСа...
     Тем временем комиссия, расследующая причины столкновения «витязей», установила причину этого летного происшествия. Ею стало трагическое стечение различных обстоятельств, сообщил вчера журналистам временно исполняющий обязанности начальника вооружения ВВС генерал-майор Олег Бармин. Подробности озвучит комиссия, которая ведет расследование. С «черными ящиками», которые находятся в нормальном состоянии, работают специалисты.
     Но жизнь продолжается. Вчера тот же генерал Бармин сообщил, что ВВС в этом году закупят 80 новых самолетов и вертолетов. Такой показатель, по его словам, был только в благополучные советские времена. Более 200 единиц авиатехники сегодня находится на этапе ремонта и модернизации.
     Накануне на МАКСе Министерство обороны РФ и компания «Сухой» подписали три государственных контракта на поставку Военно-воздушным силам России крупной партии авиационной техники. В период до 2015 года включительно ВВС получат сорок восемь истребителей Су-35, а в 2010-2011 годах – двенадцать Су-27СМ и четыре Су-30М2. Контракты подписали начальник вооружения Вооруженных Сил РФ – заместитель министра обороны России Владимир Поповкин и генеральный директор компании «Сухой» Михаил Погосян. Кстати, вчера на МАКСе Погосян заявил, что с учетом возросших закупок Министерством обороны военной авиационной техники и началом реализации широкомасштабной программы перевооружения ВВС доля «Сухого» на мировом рынке военной авиации составляет сегодня 15-20 процентов. И у компании есть все предпосылки, чтобы сохранить этот показатель к 2015 году. Погосян напомнил, что перед российским авиапромом также стоит задача через пять лет завоевать 10 процентов мирового рынка гражданской авиационной техники.
     Как отметил вчера в общении с журналистами генерал-майор Бармин, группировка ВВС получила на вооружение новую технику, превосходящую по отдельным показателям американские истребители F-22, которые являются самолетом пятого поколения. Российские ВВС в ближайшее время получат также более 25 новейших ударных вертолетов Ка-52. По словам Бармина, их поставки начнутся уже с этого года.
     МАКС приносит и другие интересные новости, касающиеся, к примеру, военно-транспортной авиации. Военные ведомства России и Украины подписали протокол о внесении изменений в действующее межправительственное соглашение о дальнейшем сотрудничестве в обеспечении создания совместного серийного производства и поставок в эксплуатацию оперативно-тактического военно-транспортного самолета Ан-70 и транспортного самолета Ан-70Т. Протокол подписан министром обороны РФ Анатолием Сердюковым и исполняющим обязанности министра обороны Украины в ходе двухсторонней встречи руководителей оборонных ведомств. По сообщению Управления пресс-службы и информации Минобороны РФ, стороны обсудили также вопросы сотрудничества в военной и военно-технической областях.
     Сегодня уже понятно, что, несмотря на трагические нотки, связанные с его началом, МАКС-2009 существенно повлияет и на дальнейшую судьбу наших авиастроительных предприятий. Как известно, в день открытия МАКСа председатель Правительства РФ Владимир Путин провел совещание по вопросам развития отечественного самолетостроения.
     Во вступительном слове он отметил, что на авиасалоне МАКС-2009 можно еще раз убедиться, каким серьезным потенциалом обладает отечественное авиастроение. Здесь был представлен целый ряд перспективных гражданских и военных воздушных судов, другой техники. Это «Сухой Суперджет», Антонов-148, транспортный «Ил-96-400», многоцелевые истребители поколения «4+» и другие разработки.
     «Развитие авиастроения наряду с космонавтикой, судостроением, атомной энергетикой мы выделили в качестве ключевых приоритетов промышленной политики России, - подчеркнул премьер-министр. - Именно за счет этих секторов мы рассчитываем существенно увеличить долю высокотехнологичных производств в отечественной экономике, а значит, и укрепить ее устойчивость, диверсифицировать экспорт».
     По словам Владимира Путина, за последнее время проведена серьезная реструктуризация отрасли, приняты принципиальные решения по «линейке» воздушных судов, которые будут производить отечественные предприятия. При этом учитывались как реальные возможности наших конструкторских бюро и предприятий, так и перспективы развития внутреннего и внешнего рынков.
     «Что касается боевой авиации, то это одно из ведущих направлений Государственной программы вооружений, предусматривающей качественное развитие ВВС России, - подчеркнул на совещании премьер. - Просил бы отдельно доложить, как идет работа по боевому комплексу пятого поколения - комплексу «ПАКФА». Это один из наших приоритетов, работа по которому должна быть, безусловно, обеспечена необходимыми ресурсами».
     Что касается ресурсов, то, начиная с 2004 года, объем финансирования авиации со стороны государства увеличился в 20 раз. «Не на какие-то проценты, а в 20 раз!» - подчеркнул председатель Правительства России. Только в текущем году, с учетом антикризисных мер, на эти цели было выделено еще 80 млрд. рублей. Средства эти пошли на закупку отечественных самолетов, субсидирование расходов на техническое перевооружение предприятий. Порядка 35 млрд. бюджетных рублей направлено на увеличение уставного капитала ключевых предприятий отрасли. Это ОАО «РСК МиГ» - 15 млрд. рублей, ОАО «ММП им. В.В. Чернышева» - 2,9 млрд. рублей; ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова» - 4,1 млрд. рублей; ОАО «Моторостроитель» - 1,4 млрд. рублей. Ежегодный взнос в уставный капитал ОАО «Объединенная авиационная корпорация» («ОАК») на цели постройки гражданских судов составил 6 млрд. рублей.
     Буквально на днях правительство приняло еще одно аналогичное решение: за счет бюджета на докапитализацию холдинговой компании «Сухой» выделяется 3,2 млрд. рублей. Кстати, на совещании обсуждалась возможность пополнения в текущем году и капитала ОАО «РСК МиГ» на 15 миллиардов.
     «В предыдущие годы, - обратил внимание Владимир Путин, - мы закупали для наших Военно-воздушных сил, по сути, единичные образцы современной техники. Максимум шесть машин в год приобретали. В прошлом году мы впервые перешли на долгосрочные контракты и подписали контракты на закупку 32 самолетов «Су-34». Общий объем финансирования - примерно 40 млрд. рублей. 34 самолета «МИГ-29СМТ» на общую сумму 17 млрд. рублей».
     И прямо перед этим совещанием, сообщил премьер, на МАКСе были подписаны рекордные для новейшей истории России контракты на приобретение 48 самолетов «Су-35С», 12 самолетов «Су-27СМ» и 4 самолетов «Су-30М2» на общую сумму более 80 млрд. рублей с поставкой до 2015 года. Это позволит оснастить новейшей техникой Военно-воздушные силы, загрузить авиационные предприятия, что в условиях кризиса важно вдвойне.
     Вместе с тем общая ситуация в авиапроме остается непростой. И дело, по словам премьера, не только в том, что экономический кризис привел к «сжатию» рынка, к дефициту кредитных ресурсов, негативно сказался на финансовом положении предприятий. Экономические трудности со всей очевидностью подчеркнули системные проблемы самой отрасли. А решаются эти проблемы, к сожалению, недопустимо медленно.
     «Я имею в виду и недостаточное качество корпоративного управления, - сказал Владимир Путин, - и высокие издержки, и низкую экономическую эффективность производительности труда. За примерами далеко ходить не нужно».
     Целый ряд контрактов Объединенной авиационной корпорации на поставку самолетов как внутри страны, так и за границу принес, как это ни странно, не прибыль, а... одни убытки. Премьер попросил «ОАК» и заинтересованные ведомства детально проанализировать такую ситуацию, представить предложения, которые впредь исключили бы повторение подобных ошибок.
     Не выполняются планы производства гражданских самолетов. Причем это относится не только к сегодняшнему дню, но и к докризисным временам.
     Авиастроительная отрасль, подчеркнул Владимир Путин, оказалась сейчас в крайне сложном финансовом положении. Общая сумма долговых обязательств «ОАК» и ее дочерних обществ составляет более 119-120 млрд. рублей. Причем порядка 64 млрд. - это дефицит, не обеспеченный выручкой или прибылью предприятий. На фоне благоприятной экономической обстановки погашение ранее взятых кредитов планировалось осуществить за счет распродажи непрофильных активов, перекредитования по меньшим ставкам, размещения акций. Сегодня все эти решения, конечно, работать уже не будут. Не надо было тянуть с этим, посетовал премьер.
     Бюджетные средства, напомнил он, предназначены прежде всего для того, чтобы помочь становлению по-настоящему конкурентных компаний. Предприятий, способных зарабатывать на рынке, самостоятельно генерировать и привлекать ресурсы для развития и технического обновления, формировать весомые портфели заказов как в России, так и за рубежом. Именно в этом заключается общая стратегическая задача.
     «Хочу еще раз повторить: мы, конечно, будем поддерживать авиастроение, - отметил Владимир Путин. - Без авиации у российской экономики нет будущего, да и обороноспособность обеспечить невозможно без современной боевой авиации, без современных комплексов. Но это не значит, что этими тезисами можно прикрывать расхлябанность, плохую организацию работы. Соответствующие ведомства должны внимательно следить за тем, как идет работа и на конкретных предприятиях, и в компаниях, и в отрасли в целом».
Задачи, поставленные премьером, постепенно начинают реализовываться. Так, вертолетостроительный холдинг «Вертолеты России» поставит компании Airfreight Aviation LTD из Объединенных Арабских Эмиратов 20 вертолетов Ми-171. Соответствующий контракт был подписан вчера на МАКСе между Улан-Удэнским авиационном заводом, который производит эти вертолеты, и компанией Airfreight Aviation LTD. По словам генерального директора холдинга «Вертолеты России» Андрея Шибитова, подписание этого контракта серьезно усиливает присутствие холдинга в регионе. Следующим этапом станет создание в ОАЭ совместного предприятия по сервисно-техническому обслуживанию вертолетной техники российского производства.     «Вертолеты России», отметил Шибитов, придерживаются концепции перехода от продажи продукта к продаже жизненного цикла изделия. Он сообщил, что вертолеты Ми-171 в транспортном варианте будут переданы заказчику в 2010 году.
ОАО «Вертолеты России» - дочерняя компания ОАО «ОПК Оборонпром», входящего в состав госкорпорации «Ростехнологии». Компания Airfreight Aviation LTD создана на базе сервисно-технического центра в Шардже (ОАЭ), она обслуживает и ремонтирует гражданские вертолеты Ми-8 и Ми-17. Деятельность центра сертифицирована Московским вертолетным заводом им. Миля. Холдинг «Вертолеты России» совместно с «ОПК Оборонпром» создают на базе компании Airfreight Aviation LTD региональный сервисный центр для обеспечения эксплуатации вертолетов российского производства в странах Ближнего Востока, Ираке и Афганистане.     Это как раз то, о чем говорил на совещании по вопросам развития отечественного авиастроения Владимир Путин. Нам надо действовать на этом направлении более наступательно и продуманно. Возможности для этого есть. Тот же вертолет Ми-171 идеально подходит для полетов в странах со сложными условиями эксплуатации. Эта машина отличается высокой надежностью и простотой обслуживания, что особо привлекает наших соседей с Ближнего Востока. Сегодня в этом регионе успешно эксплуатируется более ста вертолетов Ми-171. И нет сомнений, что цифра эта будет расти.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex