на главную страницу

25 Августа 2009 года

Спорт

Вторник

Все дороги ведут в Саранск

Михаил ШЛАЕН.
Берлин.



      Легкая атлетика


     Снаряд дважды в одну воронку не попадает. А тут трижды, да еще в золотой оболочке. Мало кто верил, даже руководители нашей легкой атлетики: не дадут выиграть, карточками «тормознут». Но назло всему выиграли, поздравим Сергея Кирдяпкина, чемпиона в ходьбе на 50 км.
     Все дороги в этом репортаже из Берлина ведут не в Рим, а в Саранск, а оттуда – ковровыми дорожками победителей который уж год расстилаются по белу свету. Еще никогда не было, чтобы на мировых первенствах (да и на Олимпийских играх) все три высшие награды в этой коварной технической дисциплине достались спортсменам одной страны. Более того, еще никогда не было, чтобы завоевавшие их спортсмены представляли один город. Страна эта – Россия, город – столица Мордовии. В местном Центре олимпийской подготовки на Аллее славы в ее нынешних размерах не хватает места, чтобы разместить портреты всех чемпионов.
     - Ничего, продлим, – тихо спокойным ровным голосом говорит Кирдяпкин. Он и есть «автор» третьей золотой медали российских ходоков.
     Вот он сидит за столом под пристальным оком пишущей прессы и теле- и фотообъективов – сосредоточенный, серьезный. Отчего не улыбается? Сил нет, выложился полностью, почти три минуты «привез», нет, «принес» (ходьба ведь) соперникам. После финиша ноги подкосило, его даже подхватили под руки. Вот так даются победы, да еще если надо вышагивать за ними полсотни километров.
     - Хоть бокал шампанского или глоток пригубите?
     - Это как тренер скажет. разрешит – тогда отчего не отметить.
     Тренер, Виктор Михайлович Чегин, для них, саранских ходоков, – и царь, и Бог, и родитель. Родитель чемпионов.
     - Строгий он у вас? – спрашиваю Сергея.
     - По ситуации. А вообще не разгуляешься, жесткий. А как с нами? Слабинку дашь – ничего не выйдет. Терпеть надо.
     - А что в вашем понимании – терпеть? – продолжаю атаковать вопросами Кирдяпкина.
     - Это когда через «не могу» переступаешь. Как сегодня – шел, а внутри клокотало: тяжело, но кровь из носу, а дойду. За тренировку так надергаешься, что иногда сомневаешься: зачем тебе все это нужно, служи в своей милиции, хотя и там неспокойно. 30, 40 километров за тренировку, а то и все 50, если две. Это в день, посчитайте сами, сколько за неделю, на передых – лишь воскресенье. И никакой пощады – не прогулка по лесу, у нас круг – 3.200 м, все в темпе, с ускорением, и за техникой следи. Это самое сложное, так-то я выносливый. Я ведь до ходьбы в стайерском беге пробовал себя, не очень-то получалось на дорожке, результатов не было, Виктор Михайлович посоветовал – давай к нам. Тут все иное, другая методика. Корженевский ее лучшей в мире признал. Его очень все уважают, поляк ведь – трехкратный олимпийский чемпион, часто к нам в Саранск приезжает.
     - Вашу технику как раз считают близкой к идеальной.
     - Какое там. Вот карточку повесили желтую, одну, но все равно, значит, изъяны есть, будем устранять. Хоть мне и 29, но завершать не думаю, еще похожу. Смотрите, мексиканец до сих пор как здорово выступает, он чемпионом мира еще в 1993 году был, сейчас – третий, а ему уже 40.
     Как все происходило на дистанции, вы видели. За кадром остались два телефонных звонка, которые, с позволения Кирдяпкина, публикую.
     - Да успокойся ты, перестань плакать, радуйся. Я, когда начинал, далеко в конце был, а ты с первого раза четвертая. Здорово. И Олю (Каниськину) поддержала, морально очень важно, когда за спиной чувствуешь поддержку.
     Это Кирдяпкин жене, родители нарекли ее именем, похожим на имя шолоховской героини, – Анисья.
     - Сережа, вы там с ребятами постарайтесь, отомсти за меня, отомсти за все.
     Это Анисья мужу. Семьей они уже почти два года. На свадьбе им наказали много детей, Кирдяпкин того же мнения, но считает, что пока немного рановато обзаводиться ими: Анисье только 20, пусть походит, впереди Олимпиада в Лондоне, университет надо окончить. Сам он, старший лейтенант милиции, намерен поступать в Высшую школу МВД.
     Призыв жены «отомсти за все» имел смысл. Четыре года назад в Хельсинки он первый раз стал чемпионом мира, а потом легла темная полоса: неудача на Кубке мира в Мексике, обморок в Осаке, не получилось с Пекином, недавно на Кубке Европы сошел. Сейчас в него тоже не особо верили, золотую медаль не планировали, оттого вдвойне радостна победа.
     - Какой-то спад внутри меня случился, что-то не то, не в своей я тарелке, – объяснял Кирдяпкин. – Вроде с «физикой» никаких особых проблем, но как в стену глухую упираешься. Опять же Чегину спасибо – вывел он меня из этого состояния.
     - Сергей, вернемся на дистанцию. Когда почувствовали, что поймали свой ритм и темп?
     - Если честно, я и сам не понял. Валерий Борчин и Ольга Каниськина советовали мне: начинай ровненько, а там как сложится. Был момент, когда стал отставать, и вдруг, как велосипедисты говорят, «нога пошла», вот и я пошел, вернее разошелся. Километров за шесть до финиша тренер даже крикнул: куда спешишь, аккуратнее, не рисковать, сконцентрируйся на технике, чтобы никаких поводов судьям для карточки. Да, еще был такой момент в середине дистанции. Когда поравнялся с Денисом Нижегородовым, он крикнул: «Серега, надо догонять двух австралийцев, а то далеко уйдут». Но я в тот момент внутренне ощущал, что еще не готов на такой рывок, не вработался, попозже попробую. Денис понял. Жаль, что он сошел, он же тех австралийцев нагнал и долго вместе с ними лидировал. Не знаю, что случилось, но в любом случае он лучший среди нас, столько громких побед. То, что Нижегородов совершил в Афинах, это подвиг же, золотом блестит его серебряная олимпийская медаль. Даром что ли В. Путин, вручая Денису орден Мужества, обнял и сказал: молодец, а министр обороны, знаю, крепко расцеловал.
     Таков он, Сергей Кирдяпкин, который очень расстроился, услышав после финиша, что у его друга и ровесника и, кстати, тоже по званию старшего лейтенанта Дениса Нижегородова внезапно так «схватили» ноги, что шага ступить не мог и вынужден был прекратить борьбу.
     «Золото» Кирдяпкина было третьим не только у ходоков, но и у всей российской сборной, а вечером в тот же день появилось и четвертое: зимний чемпион мира Ярослав Рыбаков стал наконец и летним.
     - Я десять лет шел к этой цели, – сказал счастливый Ярослав, – а то все «серебро» или «бронза». Я даже не знаю, кого прежде благодарить – моего отца-тренера, погоду, которая смилостивилась над нами, и жуткий ливень прекратился, или господа Бога. Всех поблагодарю, чтобы никого не обидеть.
     Как оказалось, эта золотая медаль Ярослава стала последней высшей наградой, завоеванной российскими спортсменами на чемпионате мира. В последний же день чемпионата копилка нашей сборной пополнилась «серебром» Татьяны Лебедевой в прыжке в длину и «бронзой» нашей женской эстафетной сборной на дистанции 4 по 400 метров. Таким образом, сборная России в неофициальном командном зачете заняла четвертое место, пропустив вперед американцев, легкоатлетов Ямайки и спортсменов Кении, которые оказались выше россиян лишь по дополнительным показателям, так как «золота» у нас с ними поровну – по 4.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex