Сегодня развелось уж слишком много скептиков, зачастую огульно и безосновательно заявляющих, что, мол, отечественная «оборонка» уже не может ничего создать и живет лишь советским багажом. К счастью, это не так. Конечно, есть предприятия и НИИ, которые действительно так и остались в прошлом веке. Но есть и «оборонщики» другого рода, они развивают производство, внедряют ноу-хау, в условиях кризиса выдают на-гора современный и востребованный продукт.
9 августа 2008 года при проведении операции по принуждению Грузии к миру батальонная тактическая группа 135-го мотострелкового полка попала в хорошо организованную засаду. В ходе боя получили ранения командующий 58-й общевойсковой армией генерал-лейтенант А. Хрулев, журналисты, следовавшие с ним, и военнослужащие. Отражая нападение и спасая журналистов, погиб гвардии майор Денис Ветчинов. Раненым оказали первую медицинскую помощь и перевезли в Джаву.
Медики, оценив ранения «трехсотых» и состояние их здоровья, запросили срочную эвакуацию. На необорудованную площадку прибыл вертолет. Раненых загрузили на борт. Винтокрылая машина под артиллерийскую канонаду российской и грузинской артиллерии плавно взмыла в небо.
Командир экипажа подполковник Иван Гнетецкий работал филигранно. Во-первых, на борту раненые. Во-вторых, для горной площадки машина с ранеными имела предельный взлетный вес. Прямо по курсу взлета И. Гнетецкий увидел провода линии электропередачи. Он сманеврировал, избежав столкновения с препятствием, а дальше, используя рельеф местности, вывел остававшийся невидимым для врага вертолет из зоны боевых действий и доставил раненых на аэродром Беслан.
Журналисты, находившиеся на борту вертолета, посчитали полет не выходящим за рамки обычного. Летчики армейской авиации, в ходе боевых действий неоднократно проявляя мастерство и мужество, приходили на выручку тем, кто нуждался в их помощи. Эвакуация с поля боя стоит особой строкой в их работе. В таких случаях экипажи вертолетов, как говорится, готовы пройти по лезвию ножа, чтобы подарить тяжелораненым «сущую мелочь» - жизнь. В данном случае все прошло просто и буднично.
Вспоминая о событиях 9 августа, журналисты говорят, что бой под Цхинвалом стал для них вторым днем рождения. Они ошибаются. В тот день они «родились» дважды, и второй раз судьба была милостива к ним в вертолете.
Возможности вертолетчиков небезграничны. Сесть на необорудованную площадку и взлететь с нее в условиях боя можно, но не ночью. А ведь именно ночью выполнялся тот санрейс. Как подполковник И. Гнетецкий сумел заметить линию электропередачи, если у него были выключены посадочные фары и практически все остальное светотехническое оборудование вертолета?
Ответ банально прост. Убывшему в командировку командиру вертолета Ми-8МТКО торжокского Центра боевого применения и переучивания летного состава были выданы очки ночного видения (ОНВ) «ГЕО-ОВН-1-01». Выполняя боевые вылеты на тепловую разведку местности, поисково-спасательные операции ночью в горах, он, помимо всего прочего, выполнял исследовательскую работу.
Необходимо было получить практический опыт по применению новых ОНВ, сравнить их с предыдущими моделями, которые имелись у летчика-штурмана и бортового техника. Как и положено по техпаспорту ОНВ «правака», «бортача» в упомянутом вылете «заткнулись» от вспышек артиллерийского огня - сработала защита электронно-оптического преобразователя, спасая фотокатоды от прожога. Новинка осталась работоспособной. Вот почему по прилете в Беслан подполковник И. Гнетецкий смог отправить в НПО «Геофизика-НВ», создавшее новые ОНВ, короткое, но емкое сообщение: «Благодаря вашим очкам мы спасли жизнь командующему и всему экипажу».
Шаг за шагом
В 1994 году для серийного освоения электронно-оптических преобразователей (ЭОП) 3-го поколения в Москве был создан Федеральный научно-производственный центр ОАО «НПО Геофизика-НВ». Он объединил ученых и специалистов, занимавшихся разработкой ЭОП 3-го поколения и техникой ночного видения на их основе. В следующем году в России была создана серийная технология производства ЭОП 3-го поколения. Практически была решена проблема оснащения серийного производства всеми комплектующими материалами и элементами отечественного производства.
С 1996 года на производственно-технологической базе НПО «Геофизика-НВ» начат серийный выпуск ЭОП 3-го поколения с характеристиками, соответствующими зарубежным аналогам.
Применение ЭОП 3-го поколения обеспечило повышение основных параметров приборов ночного видения и обеспечило их эффективную работу при уровнях ночной освещенности, в десятки раз более низких, чем требовалось для преобразователей первого поколения.
Одним из основных направлений деятельности предприятия стала проводимая совместно с МВ3 им. М.Л. Миля и другими предприятиями комплексная модернизация вертолетов для обеспечения их действий в ночных условиях, в том числе путем оснащения их пилотажными очками ночного видения «ГЕО-ОНВ1», круглосуточными телевизионными камерами «ГЕО-НТК» и адаптированным под применение очков ночного видения светотехническим оборудованием.
В июле 2000 года первые отечественные пилотажные очки «ГЕО-ОНВ1» были приняты на снабжение Российской армии. С тех пор их стали использовать вертолетчики Минобороны, МВД, ФСБ.
По заказу силовых структур НПО «Геофизика-НВ» изготовило и поставило более 100 пилотажных очков ночного видения типа «ГЕО-ОНВ1», 8 круглосуточных телевизионных камер на основе ЭОП 3-го поколения и провело адаптацию светотехнического оборудования около 15 вертолетов Ми-8МТКО и Ми-24.
В ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе для бандформирований вертолеты-«ночники» стали кошмаром. Экипажи Ми-8МТКО, взаимодействуя со спецподразделениями и артиллерией, методично «зачищали» лесные массивы в ночное время. Бандитам пришлось менять тактику и вырабатывать способы защиты и противодействия от «ночных охотников». Именно поэтому и по сей день вертолетчики всех ведомств не спешат подробно рассказывать о специфике использования систем, разработанных в НПО «Геофизика-НВ».
Кстати, разработка и принятие на вооружение в России «ночных» вертолетов Ми-8МТКО привели к резкому возрастанию экспортных поставок этих машин в Словакию, Алжир, Пакистан, Йемен и другие страны. Только за последние два года по контрактам ФГУП «Рособоронэкспорт» поставлено на экспорт «ночных» вертолетов на сумму, превышающую 500 млн. долларов США.
В 2002 году в НПО «Геофизика-НВ» началась разработка ЭОП 4. Вместе с тем специалисты НПО «Геофизика-НВ» пришли к выводу, что в практике ночного видения еще не реализованы все возможности ЭОП 3-го поколения. Они весьма успешно продолжили работы по совершенствованию технических характеристик выпускаемой продукции и достигли хороших результатов.
21 июля 2003 года указом Президента России за разработку и серийное освоение ЭОП 3-го поколения и современной техники ночного видения на их основе сотрудникам предприятия присуждена Государственная премия в области науки и техники.
В 2004 году завершена разработка высокоэффективных ЭОП 4-го поколения. Созданные на их основе «ОНВ-1» обладают повышенной на 30-40 процентов дальностью действия и помехозащищенностью, а также возможностью работы при повышенных уровнях освещенности.
В дальнейшем после обобщения опыта боевого применения очков ночного видения специалисты НПО «Геофизика-НВ» в инициативном порядке разработали новую модификацию прибора, улучшив эргономические характеристики, повысив качество изображения и надежность. В частности, по многочисленным пожеланиям летного состава батарейный отсек очков переместился в противовес, дав существенную экономию массы. Достаточно сказать, что «ГЕО-ОНВ-1-01» на 30 процентов легче американского аналога. А что это значит, осознает любой летчик, хоть раз вылетавший в очках на боевое задание. Оптики фирмы смогли, сохранив малый вес, улучшить качество выходного изображения, доработав конструкцию окуляров. В результате снизилась утомляемость зрения, увеличилась дальность обнаружения малоразмерных препятствий.
Заколдованный круг
Эксперты отмечают весьма парадоксальную ситуацию. Даже на государственном уровне зарубежным покупателям предлагается российская техника и при этом сразу выражается готовность оснастить ее иностранными комплексами и системами. Мотивировка проста: у нас нет аналогов. Однако это не всегда соответствует истине. Пример с ОНВ - лучшее тому подтверждение.
К разработкам НПО «Геофизика-НВ» на МАКСе-2009 большой интерес проявляли посетители. При этом все они интересовались, когда будет налажен серийный выпуск ОНВ. Ответ сотрудников их шокировал: «Научно-производственное объединение готово к ежегодному выпуску до 8.000 штук ОНВ, но госзаказа на такой объем нет».
Россия - вторая страна в мире, вышедшая на уровень ЭОП, близкий по своим параметрам к технике, производимой США. При этом объем финансирования несопоставим. Наша страна в настоящее время имеет прекрасный базис, способный послужить хорошим трамплином для дальнейшего развития в данном направлении.
В настоящее время российские вертолетостроители сотнями поставляют военные вертолеты с кабинами, адаптированными для применения ОНВ. Только все они предназначены для зарубежного потребителя, а для отечественных силовых структур техника с таким оснащением все еще в диковинку. И это при том, что, по оценке экспертов, при сравнительно небольших затратах на доработку российских боевых и транспортно-боевых вертолетов область их применения существенно расширяется, а боевая эффективность возрастает в 3-5 раз.
Опыт эффективного применения средств ночного видения на вертолетах для обеспечения их действий в ночных условиях используется в настоящее время при решении аналогичных задач для боевых самолетов. В странах НАТО вся авиационная техника адаптирована под применение ОНВ.
Не отстает в подобных разработках и
Россия. Практический опыт по созданию «ночных» вертолетов типа «Ми» используется в ОКБ «Сухого», РСК «МиГ» и Авиационным комплексом им. С.В. Илюшина при создании и поставки партии «ночных» самолетов Су-30МКМ ВВС Малайзии на сумму около 1 млрд. долларов США, «ночных» самолетов МиГ-29К/КУБ ВМФ Индии для авианосца «Адмирал Горшков» на сумму 1,4 млрд. долларов США. К сожалению, из «ночных» самолетов для ВВС России имеется только Ил-112.
Область применения ОНВ необходимо расширять. К примеру, их можно и нужно адаптировать для использования в Сухопутных войсках, спецподразделениях силовых ведомств. Казалось бы, теперь на фоне увеличения ГОЗ будут сделаны заказы на продукцию НПО «Геофизика-НВ». К сожалению, этого не произошло. Зато нашлись те, кто увидел для себя другие заманчивые перспективы с Федеральным научно-производственным центром.
Сегодня, когда особое внимание уделяется высокотехнологичным и наукоемким производствам, с НПО «Геофизика-НВ» происходят события, вызывающие недоумение среди специалистов. Фирма существует более 15 лет, а руководство Росимущества возбуждает судебные процедуры по факту законности нахождения у предприятия того или иного имущества, занимаемых площадей.
Кому это нужно и для чего? Ответ напрашивается сам собою. Место нахождения НПО «Геофизика-НВ» в Москве очень привлекательно для тех, кто желает без особых усилий заработать деньги на распродаже территории. По сути, под маской защиты государственных интересов предпринята попытка рейдерского захвата. По мнению экспертов, даже если в конце прошлого века и были допущены какие-либо ошибочные действия, то сегодня чиновникам Росимущества не надо делать шаги, ведущие к ликвидации предприятия, имеющего стратегическое значение для оборонобезопасности страны. В противном случае в производстве ЭОП Россия будет отброшена в прошлый век, а это недопустимо.