на главную страницу

26 Августа 2009 года

История Отечества

Среда

Владимир ЧУРОВ
ТАНКИ В ТРЕУГОЛЬНИКЕ

(из цикла рассказов «Путешествие с гвардии генерал-майором артиллерии Владимиром Иосифовичем Брежневым от Будапешта до Вены»)



(Окончание. Начало в №150 за 19-25 августа 2009 г.)

     Единственный бронетранспортер в альбоме генерала Брежнева не пронумерован. Это довольно редкая зенитная самоходная установка Sd.Kfz.30 с 20-мм автоматической пушкой Flak 38 на поворотном станке. ЗСУ создана на базе 3-тонного полугусеничного артиллерийского тягача Sd.Kfz.11, выпускавшегося в больших количествах фирмами Ганомаг, Адлер, Шкода и Вандерер. Такое же шасси использовалось для широко известной серии бронетранспортеров Sd.Kfz.251. Поэтому иногда ЗСУ Sd.Kfz.30 упоминают как Sd.Kfz.251/17 Ausf.D (Neu), то есть как еще одну упрощенную модификацию ЗСУ Sd.Kfz.251/17 с той же пушкой. Однако у этих ЗСУ совпадают лишь шасси и тип бронирования двигателя. Бронирование кабины со смотровыми приборами и отсека для хранения боеприпасов у Sd.Kfz.30 иное, пушка установлена на штатной трехлапой опоре с домкратами, а не на специальной повышенной платформе, легкие сетчатые борта откидываются.
     Три снимка и кроки обстрела позиций двухорудийной батареи легких пехотных 75-мм пушек образца 1927 года свидетельствуют о плачевном состоянии несамоходной артиллерии противника и неплохой стрельбе наших артиллеристов.
     Следует отметить, что любимым орудием генерала Брежнева всю войну были 122-мм гаубицы М30 образца 1938 года конструкции Ф. Петрова, пригодные для уничтожения живой силы и укреплений, не только полевых, противника, в том числе навесным огнем на обратных склонах высот, с закрытых огневых позиций. Хорошо «работали» они и по танкам прямой наводкой. В своем классе гаубицы М30 отличались высокой подвижностью, были надежны, изумительно прочны и живучи. Они составляли самую многочисленную часть артиллерийского парка 3-го Украинского фронта. Два таких орудия стоят на Фрунзенской набережной в Москве перед Главкоматом Сухопутных войск.
     ...Равнина севернее Секешфехервара стала для немецких танков и САУ «треугольником смерти». Потом вперед, через разбитые позиции врага устремились на запад гвардейцы-десантники (напомню, что 9-я гвардейская укомплектована была воздушно-десантными корпусами, переформированными в гвардейские стрелковые) и танкисты. 22 марта наши части «преодолели рубеж обороны в горах Баконь», то есть практически прошли через них колоннами по дорогам и уже 30 марта пересекли австрийскую границу. Через неделю они были в Вене.
     Фотография «мерседеса» с эмблемой «Мертвой головы» подтверждает, что под Секешфехерваром и в горах Баконь были разбиты подразделения 3-й танковой дивизии СС «Мертвая голова». У генерала Брежнева с этими подонками были давние счеты. В августе 1941 года они гоняли его, тогда еще полковника и начальника артиллерии дивизии из разбитой на южном берегу Ильмень-озера 34-й армии, как зайца по лесам и болотам. Владимир Иосифович чудом избежал плена. Он вышел из окружения в форме, с оружием и документами. Скоро его артиллеристы получили возможность отомстить эсэсовцам.
     Полковник Владимир Иосифович Брежнев в декабре 1941 года возглавил штаб артиллерии переформированной 34-й армии, а с февраля 1942 по июнь 1943 года руководил штабом артиллерии всего Северо-Западного фронта. «Участвовал в разработке артиллерийского обеспечения всех операций «Демянского котла» и последующего поражения немцев в этом районе силами 11-, 27-, 34-, 53- и 1-й ударной армий с декабря 1941 по июль 1943 года в условиях лесисто-болотистой местности».
     В феврале 1942 года фронт сумел загнать немцев в «Демянский котел». Много раз пять армий штурмовали котел, пытаясь уничтожить крохотный плацдарм, слегка нависавший над Москвой. С таким же упрямством немцы держались среди болот и лесов, неся огромные потери, прежде всего от советской артиллерии. Сидевшие в «Демянском котле» до октября 1942 эсэсовцы из «Мертвой головы» потеряли (с учетом пополнений) не менее 15.000 человек, а их командир, бывший комендант концлагеря Дахау психопат обергруппенфюрер СС и генерал войск СС Теодор Эйке окончательно сошел с ума. Он вернулся на Восточный фронт с заново сформированной во Франции, теперь уже моторизованной, дивизией СС «Мертвая голова» в феврале 1943 года и почти сразу погиб - его легкий самолет расстреляли с земли.
     Во второй половине марта 1945 года войска 3-го Украинского фронта почти окружили 6-ю танковую армию СС у Балатона и разбили две танковые дивизии СС, включая «Мертвую голову», севернее Секешфехервара. Очень скоро наша разведка обнаружила, что эсэсовцы и 6-й танковой армии, и IV танкового корпуса отступают на запад с максимально возможной скоростью, оставляя лишенную горючего и малоподвижную тяжелую технику, - при драпе полезнее грузовики, легковушки и БТРы. Вместо тяжелых боев с окруженной группировкой началось преследование до Вены.
     Немного о «моральном духе» и «героизме» эсэсовцев в эти весенние дни. Йозеф Геббельс 8 и 9 апреля на последних страницах своего дневника записал:
     «События в районе Венгрии и Австрии развиваются очень неудачно. Приказ о снятии нарукавных повязок в покрывших себя славой дивизиях СС произвел убийственное впечатление. Многие офицеры СС с горя застрелились. Одному из адъютантов фюрера, Керстену, побывавшему в дивизиях, авторитетные лица из этих дивизий сообщили, что Берлин теперь для них не существует, что за фюрера они будут драться до последнего дыхания, что они снова перейдут в наступление там, где им будет приказано, но что фюрер их больше не увидит. Это очень трагично и может вызвать слезы...
...Благодаря военным успехам в районе Вены Советы снова одержали верх. Они ведут сейчас бои в предместьях Вены и постепенно продвигаются к центру города. В предместьях подняли оружие большей частью в пользу      Красной Армии, в результате чего в городе, естественно, создалось довольно неутешительное положение. Таковы последствия так называемого веселого нрава венцев, которые вопреки моей воле всегда приукрашивали и прославляли нашу прессу и радио. Фюрер таки раскусил венцев. Это отвратительные подонки - смесь поляков, чехов, евреев и немцев».
     Вопреки обещаниям, данным адъютанту фюрера, остатки дивизий СС не стали:
     - упорно оборонять Вену;
     - наступать где-либо;
     - в массовом порядке совершать самоубийства.
     Сохранив 1.500 человек личного состава и 16 танков, 1-я танковая дивизия СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» сдалась американцам в мае. То же сделали 2-я танковая дивизия СС «Дас Рейх», 5-я танковая дивизия СС «Викинг», 9-я танковая дивизия СС «Гогенштауфен», молокососы 12-й танковой дивизии СС «Гитлерюгенд» (часть из них сдалась нашим войскам). «Мертвой голове» так не повезло. Оставшиеся от 3-й танковой дивизии СС 1.000 (из 19.000) человек при 6 танках попытались сдаться американцам 9 мая, то есть уже после капитуляции Германии, и были возвращены союзниками в советскую зону. Последний командир дивизии бригаденфюрер СС и генерал-майор войск СС Гельмут Беккер был осужден на 25 лет лагерей и 18 февраля 1952 года расстрелян за саботаж - он пытался замуровать в стену строящегося жилого дома гранату.
     
* * *

     Для обороны Вены у немцев оставалось немного танков. На фотографиях, сделанных в апреле 1945 года на улицах города с вновь поднятыми на флагштоках австрийскими красно-бело-красными флагами, в отличие от Берлина, практически нет разбитой техники. Несколько вполне целых «полицейских» танков можно увидеть на последних апрельских снимках из альбома генерала Брежнева. Это старые трофейные французские «Гочкисы» и разоруженный Т-3 (Pz.Kpfw.III Ausf.J).
     На снимках: Полугусеничный бронетранспортер Sd.Kfz.251/17 Ausf.D(Neu) со скорострельной зенитной автоматической пушкой 2 cm Flak 38 (20 мм) на штатной платформе с тремя лапами, на концах которых находятся винтовые домкраты для выравнивания лафета в горизонтальной плоскости. Платформа обеспечивала круговое вращение пушки. На переднем плане сетчатый барабан - гильзоулавливатель. Эта машина известна также как Sd.Kfz.30, Sd.Kfz.261. Подбит и подожжен артиллерией.
     

     Огневая позиция двухорудийной легкой полевой батареи. Первое орудие 7,5 cm Le.I.G.18 немцы успели увезти. На позиции остались гильзы и металлические укупорки для четырех унитарных кумулятивных снарядов каждая. В углу виден фаустпатрон.
     

     Огневая позиция второго 75-мм легкого пехотного орудия 7,5 cm Le.I.G.18, входившего в двухорудийную батарею. Боекомплект орудия состоял из выстрелов раздельного гильзового заряжания - на снимке хорошо видны стальные латунированные короткие гильзы, их кассеты, плетеные ящики для кассет, осколочно-фугасные снаряды и снарядный ящик. В гильзу помещалось пять зарядов пороха, часть из которых могла удаляться для уменьшения дальности стрельбы, то есть для маневра огнем.
     

     Моторизованные пехотные полки моторизованных дивизий имели роту из 8 легких пехотных орудий 7,5 cm Le.I.G.18. Сами немцы оценивали его как надежное, точно стреляющее орудие, безнадежно устаревшее к 1945 году. Учитывая оставшийся на огневых позициях боезапас, ясно, что первое орудие вело огонь кумулятивными снарядами с близкой дистанции по нашим танкам и САУ, расчет даже пытался использовать оружие ближнего боя - фаустпатроны. Второе орудие стреляло по пехоте осколочно-фугасными снарядами.
     

     Уничтоженный артиллерией на дороге из Секешфехервара в Замоль средний танк Pz.Kpfw.IV Ausf.J. Судя по фотографии, танк застрял в воронке от бомбы и был поражен прямым попаданием 100-мм бронебойного снаряда в корму башни. Из наших общевойсковых армий только 9-я гвардейская имела штатный полк новейших 100-мм полевых пушек образца 1944 года БС-3, изготовленных после снятия блокады на ленинградском заводе «Большевик». Видны открытые двустворчатые люки по бортам башни, одностворчатый круглый люк командирской башенки с пятью приборами наблюдения. Крышка кормового ящика для снаряжения, очевидно, пробитого снарядом, закрыта. На наклонном листе кормы - циммеритовая обмазка, нанесенная «волнами». В крыше моторного отделения - два люка, оборудованных жалюзи. Слева от люка лежат куски немецких лент от 7,92-мм пулемета MG 34.
     

     Машина с эмблемой 3-й танковой дивизии СС «Мертвая голова» (3. SS-Panzer-Division Totenkopf). Эта эмблема отличается от эмблем обычных танковых войск вермахта (тоже, как известно, щеголявших «мертвой головой» в петлицах и на пилотках) наличием нижней челюсти у черепа и более точной анатомией. Это - командирский «мерседес».
     

     Старший офицер Красной Армии осматривает на улице Вены необычную машину. В основе ее немецкий средний танк Pz.III Ausf.J (Pz.Kpfw.III, по сквозной системе обозначений - Sd.Kfz.141). О модификации J выпуска 1941 - начала 1942 годов свидетельствуют: переднее ведущее колесо нового типа, направляющее колесо старого типа, сравнительно тонкая наружная маска 50-мм пушки, шаровая установка курсового пулемета, броневые «карманы» воздухозаборников для тормозов и бортовых редукторов в верхнем лобовом листе корпуса, одностворчатая заслонка триплекса водителя, крепление запасного опорного катка на корме. Однако с этой машины снята 50-мм пушка, амбразура прикрыта заглушкой, курсовой пулемет MG 34 отсутствует, вместо командирской башенки - круглый одностворчатый люк, фара перенесена на крыло. Дверца бортового эвакуационного люка над первой и второй опорными тележками демонтирована. Одностворчатый люк над мотором с левого борта откинут. Возможно, танк использовался в качестве передвижного командного пункта в уличных боях. Подобный образец мне не встречался ни в одной книге о Pz.III.
     

     Немецкий «полицейский» танк Pz.Kpfw.38H 735(f) с короткой 37-мм пушкой, брошенный на улицах Вены. Это французский легкий танк Hotchkiss H38 с установленным немцами вместо полусферической командирской башенки двустворчатым люком. Передний люк механика-водителя открыт. Глушитель такой формы устанавливался на танки со 120-сильным двигателем. После поражения Франции в 1940 году немцам досталось почти 600 танков «Гочкисс» (Hotchkiss) модификаций H35, H38, H39. Применение их в апреле 1945 года на улицах Вены ранее не описывалось.
     

     Еще один Hotchkiss H38, превращенный немцами в Pz.Kpfw.38H 735(f) с двустворчатым люком на башне. Глушитель и плоская горизонтальная крыша моторного отсека - признаки 120-сильного 6-цилиндрового карбюраторного двигателя объемом 6 литров. Ранний H35 оснащался 75-сильным двигателем меньшего размера, имел наклонную крышу моторного отсека, иной глушитель и иные смотровые приборы. На следующую за H38 модификацию (H39) устанавливалась длинноствольная пушка. Номер 21 со стрелочкой нарисован мелом на борту нашими солдатами, и, скорее всего, служит указателем части, вроде прибитых к столбу за танком.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex