на главную страницу

27 Августа 2009 года

Армия и общество

Четверг

БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА: ПРИОРИТЕТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Фото Юрия ШИПИЛОВА и Павла ГЕРАСИМОВА.



В июле этого года повышенный интерес средств массовой информации вызвало оперативно-стратегическое учение «Кавказ-2009». О его итогах и новых подходах к организации боевой подготовки на основе опыта проведения масштабных учений и операции по принуждению Грузии к миру рассказывает генерал-лейтенант Валерий ЕВНЕВИЧ, который Указом Президента РФ, о чем уже сообщала «Красная звезда», назначен начальником Главного управления боевой подготовки и службы войск ВС РФ.

     Оперативно-стратегическое учение «Кавказ-2009» подтвердило, что Вооруженные Силы Российской Федерации способны эффективно противодействовать как глобальным, так и локальным угрозам. Специалисты всех уровней продемонстрировали хорошую выучку, которая достигается в рамках современной, высокоэффективной системы боевой подготовки, проводимой сегодня с учетом перехода на годичный срок службы по призыву.
     В ходе проведения оперативно-стратегического учения «Кавказ-2009» оценено состояние боевой и мобилизационной готовности войск (сил), дислоцирующихся в Юго-Западном регионе, проверены возможности вновь сформированных соединений и воинских частей при подготовке к общевойсковому бою и его ведении, дана практика органам военного управления Северо-Кавказского военного округа по управлению войсками в решении задач при нейтрализации вооруженного конфликта и ликвидации террористических групп. При этом совершенствовалось взаимодействие органов военного управления с другими войсками, воинскими формированиями и органами исполнительной власти Южного федерального округа Российской Федерации.
     В соответствии с планом учения практические действия войск (сил) были направлены на решение актуальных задач развития и подготовки Вооруженных Сил РФ. Прежде всего отрабатывались такие вопросы, как участие в обеспечении режима чрезвычайного положения, проведение контртеррористической операции, организация территориальной и гражданской обороны, создание и функционирование единой системы тылового и технического обеспечения войск (сил), взаимодействие с другими войсками и воинскими формированиями Российской Федерации. На учении был изучен широкий спектр возможных адекватных мер по обеспечению безопасности граждан, важных транспортных коммуникаций, экономических интересов России в Юго-Западном регионе.
     К маневрам привлекались воинские части Северо-Кавказского военного округа, Военно-воздушных сил, Черноморского флота и Каспийской флотилии, Регионального пограничного управления ФСБ России по ЮФО, Северо-Кавказского регионального командования Внутренних войск МВД России и Воздушно-десантных войск обшей численностью до 8,5 тыс. человек, около 200 танков, до 450 бронированных машин и 250 артиллерийских орудий различного назначения.
     Необходимо отметить, что после проведения оперативно-стратегического учения «Кавказ-2009» были сделаны выводы и внесены корректировки в планы подготовки войск (сил). Кроме того, в связи с переходом на перспективный облик Вооруженных Сил и проведением соответствующих мероприятий по реформированию соединений и воинских частей были изменены подходы к организации боевой подготовки органов военного управления и войск (сил) тактического уровня. Суть их заключается в следующем.
     Именно в этом году основной упор сделан не на количество, а на качество подготовки и проведения занятий и учений.
     В подготовке сформированных к 1 июня соединений и воинских частей особое внимание уделяется совершенствованию индивидуальной подготовки военнослужащих (солдат, сержантов), повышению их мастерства, умению командиров управлять своими и приданными подразделениями в современных условиях высокоманевренного боя, требующего принятия решения за короткий промежуток времени. Все эти качества проверяются в ходе проведения боевых стрельб (отделений, взводов) и тактических учений различного уровня.
     Для совершенствования индивидуальной подготовки военнослужащих (солдат, сержантов) проводятся тактико-строевые занятия в целях выработки и доведения до автоматизма навыков и практических действий при вооружении и на поле боя. Для повышения методического мастерства командиров, а также изучения возможности применения своих и приданных подразделений для данной категории проводятся показные тактические учения с боевой стрельбой.
     Такой подход позволяет поддерживать боевую готовность войск (сил) на уровне, обеспечивающем гарантированное выполнение ими задач по предназначению в условиях перехода на новые организационно-штатные структуры и систему базирования войск (сил).
     Следует подчеркнуть, что в армии и на флоте существуют виды специальной подготовки, которые требуют от военнослужащих качественных знаний, высоких практических навыков, а также значительного психологического напряжения. Это, к примеру, прыжки с парашютом у десантников, подводное вождение у танкистов, разминирование у саперов, борьба за живучесть корабля у моряков и т.п. Однако заложенные в новых программах боевой подготовки возможности, к сожалению, еще далеко не в полной мере используются для умелого формирования высоких профессиональных качеств военнослужащих, необходимых в боевой обстановке. Поэтому нельзя забывать, что лучше пролить ведра пота в ходе боевой подготовки в мирной обстановке, чем пролить одну каплю крови в бою. Недопустимо и преступно проводить мероприятия боевой подготовки по упрощенной схеме. Военнослужащий должен идти на любое занятие, как в бой, - полностью экипированным и готовым к немедленным действиям в любых сложных условиях.
     В течение длительного времени основным подходом к подготовке являлось «натаскивание» личного состава и подразделений, когда многократно повторялось одно и то же упражнение по вождению, выполнялись стрельбы по одной и той же мишенной обстановке с одной целью - получить более высокие результаты. Таким образом, мы фактически готовили людей к высоким оценочным показателям, а не к реальному бою, для победы в котором недостаточно обладать только умением просто поразить цель на заданной дальности за определенное время или преодолеть на танкодроме препятствия по определенным шаблонам.
     Такое положение дел продиктовало необходимость приступить к разработке современной, гибкой системы боевой подготовки, которая должна в полной мере учесть не только наш, но и зарубежный опыт. Мы должны подходить к боевой подготовке так, чтобы войска были готовы к действиям в любой тактической обстановке, на местности, характерной для различных театров военных действий и климатических условий.
     Опыт локальных войн и вооруженных конфликтов последнего десятилетия показывает возрастающую роль объединенной, межвидовой подготовки войск (сил). Исход вооруженной борьбы главным образом зависит от слаженности действий различных видов и родов войск Вооруженных Сил. Примером тому является операция по принуждению Грузии к миру. Детальный ее анализ показывает, что подготовка войск к практическому выполнению задач по предназначению благодаря принятым на государственном и ведомственном уровне мерам позволяет сегодня гарантированно отразить агрессию.
     Новые средства вооруженной борьбы сделали боевые действия более скоротечными, динамичными и решительными, что требует максимального использования боевых и технических возможностей привлекаемых для выполнения задач сил и средств, тесного взаимодействия между органами управления соединений, воинских частей и подразделений видов и родов войск ВС РФ. Все это говорит о возрастании значения межвидовой (совместной) подготовки.
     

     
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

     Валерий Геннадьевич ЕвневиЧ родился 2 сентября 1951 года. В 1972 г. окончил Рязанское воздушно-десантное командное училище. До поступления в 1980 г. в Военную академию им. М.В. Фрунзе служил на основных командных должностях в Воздушно-десантных войсках. По ее окончании продолжил службу в ВДВ, где прошел путь от начальника штаба полка до командира бригады. В 1992 г. окончил Военную академию Генерального штаба ВС РФ и был назначен командиром дивизии в Московский военный округ. В 1995 г. назначен заместителем командующего армией МВО. В 1995-2002 гг. - командующий оперативной группой российских войск в Приднестровье. В 2002-2006 гг. - заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками по миротворческим силам. В 2006-2009 гг. - заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками.
     Указом Президента РФ в 1993 г. присвоено звание Герой Российской Федерации. Награжден орденами Красного Знамени, «За военные заслуги», двумя орденами Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», Жукова, «Участнику чрезвычайных и гуманитарных операций» и другими наградами.

     

     В этом году наряду с глубинными структурными изменениями всей системы военного ведомства перед Вооруженными Силами вместе с сохранением устойчивого уровня боевой готовности стоит задача неуклонного повышения качества боевой подготовки как основного инструмента реализации военного потенциала страны во взаимодействии с другими силовыми структурами и вооруженными силами других государств.
     В интересах развития международного военного сотрудничества и отработки вопросов взаимодействия, а также повышения уровня боевой подготовки ежегодно проводятся такие учения, как «Мирная миссия», «Боевое содружество», «Стабильность». В их рамках проходят тактические маневры различного уровня, в ходе которых проверяются готовность аппарата руководства армий дружественных стран к решению вопросов планирования, обеспечения и проведения учений, а личного состава и штатной техники - к переброске войск на большие расстояния для выполнения совместных боевых задач в различных климатических условиях и на незнакомой местности. Результаты совместных учений находят свое отражение в разрабатываемых наставлениях, программах и курсах подготовки.
     ЗатрагиваЯ тему разработки документов, регламентирующих боевую подготовку, необходимо отметить, что в этом вопросе в течение года проведена кропотливая работа. Основные усилия были направлены на разработку программ боевой подготовки для реформируемых (создаваемых) соединений и воинских частей. На первом этапе были разработаны программы боевой подготовки подразделений общевойсковой направленности Сухопутных, Воздушно-десантных и береговых войск Военно-морского флота, на втором - для специалистов видов и родов войск ВС. Подготовка подразделений по вновь разработанным (переработанным) программам боевой подготовки начнется в 2010 учебном году.
     БольшаЯ работа проводится по вопросам оптимизации учебно-материальной базы Вооруженных Сил.
     На начало года в ВС РФ имелись полигоны различной подчиненности и классификации. С переходом на новый облик Вооруженных Сил изменяется структура полигонов, делается упор на формирование (создание) региональных центров совместной (межвидовой) подготовки и применения войск (сил).
     В качестве региональных центров планируется использовать территории крупных полигонов военных округов, центров боевой подготовки (боевого применения) видов Вооруженных Сил, которые на время проведения учений объединяются под единое руководство.
     Опыт боевых действий на Кавказе показал недостаточный уровень подготовки органов управления, командиров и военнослужащих к выполнению задач в горных условиях. В целях решения данной проблемы на базе полигона Северо-Кавказского военного округа Дарьял планируется создать центр горной подготовки ВС РФ.
     Новшеством в предлагаемой структуре учебно-материальной базы Вооруженных Сил являются учебные комплексы подготовки (подразделений, военнослужащих по военно-учетным специальностям). Одиночная подготовка военнослужащих и подготовка подразделений до роты включительно (при возможности - до батальона) будут проводиться на учебных объектах классной, приказарменной, полевой учебно-материальной базы, расположенных вблизи пунктов постоянной дислокации, без выхода на полигоны. Состав каждого учебного комплекса будет индивидуальным, учитывающим специфику подготовки военнослужащих и подразделений.
     Мероприятия оптимизации полевой учебной базы изменят порядок управления деятельностью учебных объектов, порядок их снабжения, развития и содержания. В частности, планирование использования учебных объектов полевой учебной базы, обеспечение их полигонным и учебным оборудованием будут осуществляться по территориальному принципу - через военные округа и флоты. В целях уменьшения затрат на капитальное строительство объектов полевой учебной базы будут применяться готовые модули. При оборудовании мишенных полей объектов огневой и тактической подготовки планируется использовать преимущественно современные технологии автономного радиоуправляемого полигонного оборудования. Это позволит существенно экономить финансовые средства.
     Особо подчеркну, что главная цель боевой подготовки войск (сил) в летнем периоде обучения 2009 года - не допустить в условиях перехода Вооруженных Сил на новый облик снижения уровня полевой, воздушной и морской выучки, обеспечить готовность соединений и воинских частей к выполнению боевых задач в соответствии с предназначением.
     Решаемые под руководством министра обороны Российской Федерации и начальника Генерального штаба задачи по созданию компактных, мобильных Вооруженных Сил, способных гарантированно обеспечить безопасность Российской Федерации в любых условиях, требуют от органов боевой подготовки направить свою деятельность на обучение командиров всех степеней умению мыслить нестандартно, принимать неординарные решения, учить войска действовать нешаблонно, используя высокую мобильность и маневренность, их огневую мощь, упреждая поражение противника.
     В основу планирования и проведения мероприятий боевой подготовки должен быть положен принцип целесообразности и эффективности достижения конечного результата, оправданного расходования выделяемых материальных и финансовых средств на боевую подготовку.
     Основными направлениями повышения эффективности подготовки войск (сил) на современном этапе строительства ВС РФ являются методическое обеспечение войск (сил), в первую очередь, вновь сформированных соединений и проведение принципиального анализа итогов обучения во всех звеньях управления, так как это во многом будет способствовать развитию принципа состязательности - важнейшего фактора, позволяющего существенно повысить результаты боевой учебы. Командующему (командиру, начальнику) любого ранга следует подводить итоги и анализировать сложившуюся ситуацию прежде всего для того, чтобы своевременно определить или уточнить цели и задачи обучения, учесть особенности подготовки каждого соединения (полка, батальона, роты, взвода), поставить четкие промежуточные цели на неделю (месяц), а затем строго и настойчиво добиваться их достижения. К сожалению, эта проблема в войсках не решается, состояние дел зачастую вовсе не анализируется (или это делается поверхностно), вследствие чего и подведение итогов нередко проводится формально.
     По итогам этого года необходимо дать объективную оценку подготовки органам военного управления, соединениям, воинским частям, а также каждому военнослужащему, определив при этом лучших для включения в приказ министра обороны РФ «О награждении деньгами офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex