на главную страницу

27 Августа 2009 года

Страна и мир

Четверг

НА СЛУЖБЕ РОДИНЕ

Ярослав НЕЧЁСА, ветеран космодрома Байконур.



Как-то в купе поезда между пассажирами возник разговор: мол, дети генералов обязательно становятся большими начальниками, а у детей колхозников один удел - служить солдатами. Меня всегда раздражали подобные «страдальческие» мотивы, и в этот раз была возможность, мягко говоря, опровергнуть надуманное. С собой у меня была рукопись будущей книги «Байконур в лицах», где приводились биографические сведения о почти 150 генералах. Более чем две трети были выходцы из станиц, хуторов, поселков городского типа, крестьянских и рабочих семей. У них более сильная мотивация к получению качественных знаний, к здоровому карьерному росту, они легче переносят тяготы и лишения воинской службы, не чураются черновой работы, в сложной ситуации принимают прагматичные решения. И вот мой рассказ об одном из них.


     У выпускника средней школы украинского села Ивницы Станислава Лимонта особых размышлений о будущей профессии не было - старший брат уже давно носил офицерские погоны. В военкомате дали направление в Двинское военное авиационное радиотехническое училище ВВС. Вступительные экзамены сдал с трудом, да и учиться было сложно - преподавание в Ивнице шло на родном украинском языке, а здесь все нужно было переводить на русский. Училище Станислав окончил с красным дипломом. Техником-лейтенантом прибыл в формируемый в Прибалтике ракетный полк на должность старшего оператора машины горизонтальных проводок. Службу в зарождающихся Ракетных войсках стратегического назначения Станислав Валентинович Лимонт вспоминает с нескрываемым восторгом - надо было не только осваивать новую технику, но и отрабатывать документацию, создавать традиции. Самое мощное оружие, способное нанести по противнику ядерный удар, у руководства страны было в особом почете. Но работать приходилось с величайшей самоотдачей, при полном напряжении физических и моральных сил.
     В конце 1960-х годов Станислав Валентинович поступил в Военную инженерную академию имени Ф.Э. Дзержинского. Он выбрал радиотехнический факультет. Через семнадцать лет после ее окончания полковник Лимонт заочно окончил факультет руководящего состава. Летом 1971 года семья Лимонт прибыла на космодром Байконур - выпускник «Дзержинки» был назначен начальником команды испытательной группы 48-й отдельной инженерно-испытательной части. Подразделение к тому времени занималось испытаниями и подготовкой к запуску космических аппаратов для освоения дальнего космоса - «Луна» (Е8), «Марс» и блоков «Д». Безусловно, очень интересная работа, чувство сопричастности к проникновению человечества в тайны Вселенной порождало и законную гордость. Может быть, именно это чувство компенсировало накапливающуюся усталость от изнурительных ежедневных поездок в раскаленном солнцем вагоне (в те годы на Байконуре еще не было вагонов с кондиционерами), от затяжных циклов опытно-испытательной работы, от необходимости сочетать малосочетаемое - боевую и политическую подготовку, организацию службы войск и испытательную работу. Но, несмотря на постоянный дефицит времени и многочисленные командирские заботы, Станислав Валентинович оставался заботливым начальником и добрым семьянином. Все, кто с ним служил, вспоминают его умение говорить порой нелицеприятные слова, не вызывая озлобленность или растерянность, а наоборот, порождая стремление устранить недостатки и добиться лучших результатов.
     Будучи уже опытным испытателем и командиром, майор Лимонт принял у уволенного в запас подполковника Андрея Ивановича Масютина подразделение, в котором начинал байконурскую службу. Станислав Валентинович всегда считал - служить надо только в лучшем воинском коллективе, поэтому доминирующая мотивация «я командую только отличным подразделением» способствовала тому, что солдаты и сержанты передового офицера заслуженно чаще ездили в отпуск, офицеры получали повышение в должности и воинском звании, а дома... А дома все реже и реже видели отца и мужа.
     Через год Станиславу Валентиновичу выпала командировка в составе отдельного автомобильного батальона для оказания помощи колхозам и совхозам в перевозке сельхозпродуктов урожая 1976 года. Орден «Знак Почета» на парадном кителе Лимонта - показатель успешного выполнения задания Правительства СССР.
     В 1978 году в День космонавтики Анатолий Михайлович Челомбитько возглавил одну из самых уникальных частей Байконура, а заместителем взял подполковника Лимонта.
     В этой части за неполных сорок лет выросло восемь генералов, и основную закалку они прошли в 48-й оиич, два начальника космодрома и Герой России летчик-космонавт Юрий Георгиевич Шаргин. Боевой расчет части запустил в космос 22 космонавта, в том числе граждан Болгарии, Венгрии и Индии, космические аппараты для изучения Луны, Марса, множество спутников оборонного значения. Спустя два года именно эта часть стала «донором» для формируемого испытательского коллектива по программе «Энергия» - «Буран» - надо было испытать ракету «Зенит», первая ступень которой была одним из блоков носителя «Энергия». Вот почему летом 1979 года командиром опергруппы по формированию новой отдельной инженерно-испытательной части назначили Лимонта.
     «Со мной захотел встретиться подполковник Лимонт. На встречу к нему домой, так как был выходной день, я шел без всякого энтузиазма - при упоминании фамилии Лимонт в моей голове всплывал образ маленького толстого человека с черными завитушками волос и большой лысиной.
     Каково же было мое удивление, когда дверь открыл молодой мужчина высокого роста, атлетического сложения, одетый в футболку и шорты, которые выгодно подчеркивали его фигуру. И через несколько минут беседы я уже находился под обаянием этого человека, мир стал казаться гораздо лучше. Предложение возглавить штаб оперативной группы мною было принято безоговорочно», - вспоминает Анатолий Федорович Юкин.
     Период формирования требует крепких нервов и отменного здоровья всех военнослужащих части. Отдадим должное Станиславу Валентиновичу - часть в скором времени стала боеспособной, а затем боевой расчет впервые на космодроме Байконур выполнил пуск ракеты-носителя «Зенит». То, что в 1988 году ракетно-космический комплекс «Энергия» - «Буран» достойно выполнил основную задачу, во многом заслуга лично Станислава Лимонта и его соратников.
     В 1988 году титанический труд по разработке, созданию и освоению серийного производства системы управления ракеты-носителя «Зенит» был отмечен Государственной премией СССР.
     В сорок девять лет Станислав Валентинович возглавил штаб космодрома. В запас генерал-майор Лимонт уходил с должности заместителя командующего Военно-космическими силами по боевой подготовке.
     Затем почти четырнадцать лет Станислав Валентинович работал в НПО «Энергия» имени В.П. Глушко, далее - в Российском авиационно-космическом агентстве, потом - во ФГУП «КБТМ».
     А сегодня дед Станислав водит внука в детскую спортивную школу - будущий «Марадона» постигает азы футбольной науки - и ходит с ним на стадион, где подмосковные «Химки» иногда показывают здоровые амбиции в российском футбольном первенстве.
     Свое семидесятилетие генерал-майор в отставке Станислав Валентинович Лимонт встречает в кругу счастливой и благополучной семьи.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex