на главную страницу

1 Сентября 2009 года

События

Вторник

НА ВЕСАХ ИСТОРИИ

Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда». Фото с сайта Правительства РФ.



Сегодня дата начала Второй мировой войны. Этот день премьер-министр России Владимир Путин проведет в Польше, где примет участие в мероприятиях, посвященных 70-й годовщине этой даты.

     Выбор места не случаен. Рано утром 1 сентября 1939 года именно в Польше Гитлер приступил к реализации своих далеко идущих планов. Польская армия, оказывая ожесточенное сопротивление, быстро теряла боеспособность, раскалываясь на отдельные куски. Тяжелый германский каток буквально сминал страну. Стремительное движение немецких войск на восток послужило сигналом тревоги для Москвы. Началось встречное движение, но уже без стрельбы и бомбежек. Для очередного (кажется, четвертого по счету) раздела Польского государства потребовался сущий миг европейской истории.
     Во вчерашнем же дне остались пропитанные страхом и лицемерием европейские интриги, каждая из которых предполагала хитроумную увертку от столкновения с набиравшей мощь нацистской военной машиной. Все в одну минуту рухнуло, обанкротилось, превратилось в политический хлам. В Лондоне и Париже декламаторы-миротворцы съежились в предчувствии расплаты за собственную трусость. Общеевропейская стратегия сдерживания и умиротворения агрессора (выражаясь, конечно, исключительно условно, поскольку не было никакой стратегии) сразу обрела еще более эгоистические черты. Вынужденно объявляя войну Германии, никто из объявителей и пальцем не пошевелил, чтобы двинуть армии к границам рейха и тем заставить Гитлера хотя бы мгновенно задуматься о необходимости войны сразу на два или три фронта. Нет, ничего подобного не случилось, и это еще больше вдохновило нацистов на «подвиги».
     Юбилейные даты, в какие бы краски они ни были окрашены, всегда мотивируют обобщения. Увы, судьба уготовила Польше обидную роль вечного ответчика за групповые европейские преступления. Но ведь и сама она не подарок. Да и кто подарок-то? Кто из крупных европейских государств на полном серьезе, положа руку на сердце может назвать себя воплощением честной политики в тот страшный для всего мира год? Все эти неуклюжие попытки обелить себя, подло кивая на соседа, заслуживают лишь тихого презрения. Разговор о Польше в скорбный для нее (и для всего мира) день полезен не только потому, что он шаг за шагом продвигает всех нас к осознанию истинных причин и настоящих виновников раскручивавшейся 70 лет назад спирали большой войны. Такой разговор необходим для выяснения нынешнего положения дел в Европе. Она, ясность-то, может быть, и есть. Да только у всех разная. При этом не вызывает никакого сомнения, что Польша и сейчас, в данный исторический момент, входит в число стран, от которых в известной мере зависит ход мировых событий. То есть она своим поведением, своей политикой может внести как позитивный, так и негативный вклад в эволюцию международных отношений.
     В конце 1930-х годов польское руководство стояло перед выбором. Оно выбирало между Гитлером и Сталиным. Выбор оказался роковым. Польских политиков подвел дремучий страх перед большевиками. Но не только. Их подвело еще и старозаветное стремление видеть свою страну равной среди первых европейских держав. Они хотели быть среди получателей экспроприированных территориальных «излишков». И ведь стали на коротенькое время, оторвав кусок от Чехословакии, ставшей жертвой европейского политического разбоя, возглавленного Гитлером. Вот оно, абсолютно реальное, доказанное документами и фактами проявление великодержавных амбиций Польши в момент, когда над ней самой висел безжалостный топор раздела и ликвидации как государства.
     События прошлого не должны омрачать нынешние отношения между двумя странами. Об этом говорится в статье Владимира Путина в польской «Газете Выборча», опубликованной накануне его приезда в Польшу. «Наш долг перед ушедшими, перед самой историей - сделать все, чтобы избавить российско-польские отношения от груза недоверия и предубежденности, доставшегося нам в наследство, перевернуть страницу и начать писать новую», - цитирует премьер-министра ИТАР-ТАСС.
     Путин выразил убежденность в том, что мемориалы «Катынь» и «Медное», как и трагическая судьба русских солдат, взятых в польский плен в ходе войны 1920 года, должны стать «символами общей скорби и взаимного прощения». Напомнив, что во время Второй мировой войны советские и польские солдаты находились по одну сторону баррикад, Путин подчеркнул, что «только от нас зависит, чтобы все лучшее и доброе, что связывает народы России и Польши, прирастало новыми делами, приумножалось в наступившем ХХI веке».
     При этом сегодня, по словам премьера, в российско-польских отношениях начинает проявляться именно такая «созидательная логика». После «неоправданно затянувшейся паузы возобновилась работа ключевых механизмов двустороннего диалога как на государственном, так и на общественном уровне, развиваются межрегиональные контакты, расширяются культурные, образовательные и иные гуманитарные обмены».
     Рассуждая о послевоенных судьбах Европы, Путин, в частности, отметил, что «историческое примирение Франции и Германии» позволило создать Евросоюз, а «мудрость и великодушие российского и немецкого народов, дальновидность государственных деятелей двух стран» открыли дорогу к строительству Большой Европы». Европейцам, по словам российского премьера, вполне по силам прийти «к общей объективной оценке трагического совместного прошлого и застраховаться от повторения прежних ошибок». Весь опыт между двумя войнами - от Версальского мира до начала Второй мировой войны - убедительно свидетельствует о том, что нельзя создать эффективную систему коллективной безопасности без участия всех стран континента, включая Россию, добавил Путин.
     Сегодня, выразил свою убежденность глава Правительства России, когда нас скрепляют единые ценности, необходимо «стирать такие анахронизмы, как разделительные линии, какой бы характер они ни носили». В своей статье Путин призвал все европейское сообщество помнить, «к каким трагедиям приводят трусость, закулисная кабинетная политика, стремление обеспечить свою безопасность и национальные интересы за счет других». Былые трагедии, «недоосмысленные либо осмысленные фальшиво и лицемерно, неизбежно ведут к появлению новых историко-политических фобий, которые сталкивают между собой государства и народы, влияют на сознание общества, искажая его в угоду недобросовестным политикам», отметил премьер. По его мнению, «историческое полотно - это не дешевая репродукция, которую можно халтурно подретушировать по желанию заказчика - убрать то, что не нравится, или изменить тон, добавив светлых или темных красок».
     К сожалению, как констатирует в статье автор, «с подобными примерами перелицовки прошлого нередко приходится сталкиваться в наши дни». И все мы видим попытки «переписать историю под нужды сиюминутной политической конъюнктуры». А в некоторых странах «зашли еще дальше - героизируют нацистских пособников, ставят в один ряд жертв и палачей, освободителей и оккупантов».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex