Ежегодно в Сибирское объединение ВВС и ПВО прибывает более ста выпускников военных вузов России. Одни начинают службу в отдаленных гарнизонах Забайкалья, другие - в приграничных с Монголией районах, третьи - на горном Алтае...
Некоторые лейтенанты могут попасть служить в такие климатические условия, которые иной обыватель, проживающий в городе, может увидеть разве что в документальных фильмах о дикой природе. Представьте, например, отдельную радиотехническую роту на песчаной сопке. Никакой растительности вокруг - лысая гора, на ней какие-то серые бетонные сооружения, рядом с которыми возвышаются радиолокационные станции и антенны. И все, больше ничего нет, разве что редкие степные птицы в солнечном забайкальском небе. Или представьте аналогичное воинское подразделение в глухой сибирской тайге...
Всякий ли сегодняшний выпускник военного вуза хочет и готов - прежде всего морально, - служить в столь экзотических местах? А ведь и там, где гуляют песчаные бури и от лютых морозов трещат сосны-исполины, кому-то нужно стоять на страже России. Впрочем, не кому-то, а хорошо подготовленным военным профессионалам. Потому что соединения и части данного объединения располагают сложной военной техникой и вооружениями, которые эксплуатируют лишь расчеты и экипажи, укомплектованные исключительно офицерами. Что это за техника? Истребители МиГ-31Б и МиГ-29, бомбардировщики Су-24М и штурмовики Су-25, самолеты-разведчики Су-24МР и вертолеты Ми-8 и Ми-24, самолеты Ан-26 и Ту-134, зенитные ракетные комплексы Бук-М1...
При переходе к новому облику в этом объединении ВВС и ПВО под сокращение попали порядка полутора тысяч офицерских должностей, однако сугубо боевых специальностей это коснулось мало. Потребность в молодых офицерских кадрах меньше не стала.
Рассказывает временно исполняющий обязанности командующего объединением генерал-лейтенант Олег Миленин:
- Ежегодно мы ждем выпускников военных вузов и встречаем их, как полагается. Не стал исключением и этот год. Всех молодых офицеров назначили на воинские должности и разместили, используя тот жилфонд, который у нас имеется. В соединениях и частях были заблаговременно созданы необходимые социально-бытовые условия для проживания молодых офицеров и их семей. Я беседовал со многими из этих лейтенантов, и радует, что все они нацелены на службу.
О сегодняшних выпускниках военных вузов и их настроениях говорит начальник отдела кадров объединения полковник Сергей Черненко:
- Количество выпускников военных вузов по сравнению с прошлыми годами у нас увеличилось, несмотря на организационно-штатные мероприятия, связанные с переходом объединения к новому облику. К нам прибыли выпускники Военно-воздушной инженерной академии, Военной академии воздушно-космической обороны, Воронежского высшего военного авиационного инженерного училища, Санкт-Петербургского высшего военного училища радиоэлектроники, Ярославского высшего зенитного ракетного училища противовоздушной обороны, Ейского высшего военного авиационного училища и из ряда других военных вузов, в том числе так называемых непрофильных для ВВС. Из всех выпускников сейчас к нам не прибыл только летный и штурманский состав. Эти специалисты придут в ноябре, так как у них выпуски из вузов позже. Тех же лейтенантов, которые прибыли, мы распределили во все рода авиации. В общем, служить будут все, и по своим специальностям.
Когда генерал Миленин говорил, что выпускников ждали, то имел в виду прежде всего проведение в объединении целого комплекса различных мероприятий по встрече молодых офицеров - мероприятий социально-культурных, бытовых, морально-психологических. Так, в ходе беседы полковник Черненко и ряд офицеров из других отделов штаба объединения рассказали, что вопросы подготовки, размещения и встречи выпускников рассматривались военным советом объединения еще в мае. Командирам ставилась задача подготовиться к встрече лейтенантов, причем самым главным вопросом являлся жилищный.
- Как только в июне мы получили расчет распределения выпускников из управления кадров ВВС, то на его основании сразу же составили наш расчет распределения лейтенантов по соединениям и частям, который утвердил командующий объединением, - продолжает рассказывать полковник Черненко. - Данные из этого расчета мы довели до каждого командира части, поэтому каждый из них знал, сколько выпускников придет к нему и на какие специальности. Исходя из этого количества в частях готовили жилье лейтенантам.
Полковник Черненко отметил, что по такой схеме работа по встрече и размещению выпускников ведется ежегодно. Поэтому нет такого, что, например, приехал лейтенант в бомбардировочный авиаполк, скажем, в Бурятию, и командиры не знают, куда его поселить.
- Сергей Анатольевич, много ли выпускников соглашаются служить в отдаленных гарнизонах Сибири и Забайкалья, где суровые климатические условия и практически нет нормальной социально-культурной инфраструктуры? - спросил я у начальника отдела кадров объединения. - И если, например, женатый лейтенант обращается к вам с просьбой отправить его не в населенный пункт Степь, а в место более цивилизованное, скажем, в Бердск или в Новосибирск. Что тогда?
- Естественно, мы не отправим женатого офицера с маленьким ребенком в какую-нибудь из отдаленных радиолокационных рот, ведь этому малышу может понадобиться помощь педиатра, - ответил полковник Черненко. - Кроме того, стараемся направить офицера туда, где есть работа для его жены. Так что нет такого: мол, лейтенант, тебя назначили - езжай в эту Тмутаракань, ничего не знаем, приказ. Понятно, что эти парни молодые. Они начинают свой жизненный путь, и нельзя, чтобы в начале офицерского пути к ним отнеслись бездушно или хотя бы не с должным вниманием и пониманием их желаний и просьб.
- Хорошее место службы, плохое место - это понятия относительные, - философски, но совершенно рационально продолжал рассуждать начальник отдела кадров. - Допустим, мы распределим выпускника, как вы говорите, в Бердск или в Новосибирск. Что его ждет? Прежде всего то, что у него возникнут сложности с жильем. И общежитием его обеспечить проблематично. А это значит, что квартиру ему придется снимать самому или на так называемых паях с кем-то еще. Если же этот лейтенант поедет в Забайкалье, то его ждет квартира, причем со всеми удобствами. В отдаленных гарнизонах у нас нормальные военные городки. Конечно, там нет баров и ночных дискотек, оперного театра и всего остального яркого и звонкого. Но вы же понимаете, что человек ходит в театр или цирк не каждый день. А вернуться после службы домой, где можно нормально отдохнуть, помыться, поесть - это надо всем каждый день. Поэтому не все выпускники военных вузов стремятся попасть в крупные города. Большей частью этого желают неженатые молодые офицеры. Очень многие лейтенанты просят направить их служить в отдаленные районы Сибири и Забайкалья. Какие в этом плюсы? Выслуга лет идет в льготном исчислении, и денежное довольствие на порядок выше. И, как я уже сказал, там нормальные благоустроенные квартиры, а в любом из таких военных городков можно купить в магазинах все, и по нормальным ценам. Там «Военторг» работает с хорошим, качественным ассортиментом товаров.
В то же время полковник Черненко заметил, что многие выпускники непрофильных для ВВС военных училищ не совсем понимают, в каких местах им, возможно, придется служить. Потому что после выпуска из своих вузов они получили предписание в Новосибирск и были уверены, что будут служить здесь. Но в Новосибирске всего лишь находится штаб объединения, в котором лейтенанты получают предписание убыть к такому-то месту службы. И когда в этом штабе иному лейтенанту показывают на топографической карте, где ему предстоит служить, то молодой человек порой испытывает чувство, похожее на шок.
Вместе с тем, по словам полковника Черненко, в отделе кадров работают очень опытные офицеры, большинство из которых прошли службу в отдаленных гарнизонах Забайкалья и Сибири. Причем помотались по разным местам не один год. И каждый из этих офицеров может на конкретных примерах рассказать такому удивленному лейтенанту, какие жилищно-бытовые и социально-культурные условия в том или ином гарнизоне, в чем плюсы и минусы службы в «отдаленке» и в большом мегаполисе. То есть офицеры отдела кадров выступают в качестве психологов.
- Как сложилась служба у тех выпускников, кто прибыл к вам в прошлом году? - спросил я у полковника Черненко.
- Прежде всего хочу сказать, что в нашем объединении командиры бережно относятся к тем людям, которые к нам приходят, потому что сами прошли суровую школу службы в Сибири и Забайкалье, - подчеркнул Сергей Анатольевич. - У нас увольняются единицы, и из прошлого года ни один из выпускников не был уволен. Они хотят служить и служат. Увольняются офицеры по окончании первого контракта. Это их право. Но вместе с тем я хочу сказать, что таких людей мало.
А вот что рассказал главный штурман штурманской службы управления авиации Сибирского объединения ВВС и ПВО полковник Александр Лехер:
- На лейтенантов сделан главный акцент, и это особенно важно сейчас, когда с 1 июня наше объединение выполняет боевые и другие задачи в новом качестве, в новом облике. Мы, опытные офицеры, столько не летаем, как лейтенанты. Главнокомандующий ВВС генерал-полковник Зелин требует в первую очередь профессионально подготовить лейтенантов, чтобы они как можно больше летали. Разработана соответствующая программа, и она выполняется безукоризненно. Наша первоначальная задача - подготовить лейтенантов к полетам днем в простых метеоусловиях. Для того чтобы потом они готовы были летать в сложных метеоусловиях, в том числе и ночью. Ожидаем в октябре приезда выпускников штурманского училища. А те, что прибыли к нам в прошлом году, летали и летают. И все у них нормально и в личной жизни - по долгу службы мне приходится встречаться с этими людьми, обучать их.
В августе у выпускников прошла первичная адаптация на их первых местах офицерской службы. А это значит, что именно сейчас лейтенанты привыкают к новой обстановке, климату, жилищно-бытовым условиям, своим коллективам. В это время молодые офицеры следуют планам подготовки к выполнению своих должностных и специальных обязанностей, видят свое место в боевом расчете или в эскадрилье. У семейных офицеров дополнительные хлопоты по устройству ребенка в детский сад, а жены на работу.
В сентябре лейтенантам предстоит пройти учебные сборы. В ходе них специалисты ведущих отделов и служб читают лейтенантам лекции по различным предметам обучения и проводят с ними показные и инструкторско-методические занятия. Оценивается уровень их подготовки по общевойсковым дисциплинам. Молодые офицеры сдают зачеты по основным предметам обучения.
Во время отработки плана вхождения в должность за каждым выпускником закреплен опытный наставник. Это, как правило, офицер, который старше лейтенанта по должности минимум на одну ступень. Он должен быть и специалистом хорошим, и мудрым в решении чисто житейских ситуаций, которых на пороге самостоятельной жизни может возникнуть немало. Ведь не секрет, что суровые климатические условия Сибири и Забайкалья, какие-то социально-бытовые неурядицы, отдаленность от цивилизованного мира - все это способно разрушить молодую офицерскую семью.
Во время работы в штабе этого объединения мне довелось встретиться и побеседовать с несколькими выпускниками Ейского высшего военного авиационного училища. Действительно, лейтенанты настроены оптимистически, нацелены на службу. Тем более что у многих есть с кого брать пример. Например, у лейтенанта Дмитрия Федоринова, отец Геннадий Васильевич - подполковник запаса, выпускник Кемеровского высшего военного училища связи, долгое время служил в Омском общевойсковом командном училище. Старшая сестра Дмитрия Ирина окончила Академию МВД, а их мама работает в школе милиции.
- В высшее военное авиационное училище я попал, так как спланировал это, еще будучи кадетом Омского кадетского корпуса, - сказал лейтенант Федоринов. - Рад, что у меня все получилось и теперь я лейтенант ВВС!
Удачи, лейтенанты! Пусть в холодной Сибири вам будет тепло, а далекое Забайкалье станет вам родным и близким. Ведь служба в этих краях породнила многих людей.
На снимке: Выпускники Ейского высшего военного авиационного училища на открытой площадке музея авиационной техники и вооружений Сибирского объединения ВВС и ПВО.