на главную страницу

2 Сентября 2009 года

Россия и мир: события, комментарии

Среда

Гданьский поворот

Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда».



О возможности качественного поворота в российско-польских отношениях наблюдатели, а с ними и широкая общественность в обеих странах дружно заговорили сразу после публикации в «Газете Выборча» пространной статьи Владимира Путина. Это был очевидный призыв к взаимному снятию груза недоверия и обид, мешающего развитию многогранного и интенсивного сотрудничества. Статья вышла в свет за два дня до мероприятий в Гданьске, связанных с драматическими событиями начала Второй мировой войны. В целом, как передают источники, она вызвала положительную реакцию у польских читателей. И не только у них. К примеру, известный критик всего российского Збигнев Бжезинский, оценивая статью Путина, отметил ее «положительную тональность».

     Владимир Путин прибыл в Гданьск в числе глав государств и правительств 20 стран для участия в памятных мероприятиях, посвященных событиям 70-летней давности. 1 сентября 1939 года в 4 часа 45 минут немецкий броненосец «Шлезвиг-Гольштейн» открыл огонь по польскому военно-транзитному складу на полуострове Вестерплатте. В этот же момент вермахт вошел на территорию Польши сразу с трех направлений. Ожесточенные схватки с нацистами на польской территории принято считать началом шестилетней мировой войны.
     К сожалению, президент Польши Лех Качиньский, выступая на утренней церемонии поминовения, не смог отойти от старых штампов, приравнивающих Гитлера к Сталину. «В этот день Польша получила удар ножом в спину, - сказал он. - Этот удар был нанесен большевистской Россией». Качиньский, кроме того, сравнил с Холокостом расстрел польских офицеров в Катынском лесу, хотя и оговорился, что это разные по масштабам преступления.
     Позицию президента в Польше разделяют, конечно, не все. В частности, экс-премьер Польши, лидер партии «Польская левица» Лешек Миллер считает, что, не воспринимая примирительного жеста Москвы, официальная Варшава лишь закрепляет за собой клеймо «известных русофобов» и подтверждает тезис о том, что с Польшей «нельзя нормально говорить о мировой политике». По словам Миллера, к тексту своей статьи Путин мог бы добавить еще один тезис: «Польша была первой жертвой Второй мировой войны, а Советский Союз был главной ее жертвой».
     Кстати, среди высоких гостей Гданьска была и Ангела Меркель, расценившая полученное приглашение в своем выступлении в эфире накануне как «сигнал примирения» между Германией и Польшей. По ее словам, 1 сентября является днем памяти всех, кому Германия принесла страдания. В то же время она заметила, что не следует «постоянно бередить многочисленные раны». «Мы никогда не будем путать причину и следствие, - подчеркнула она. - На Польшу напала Германия. Германия начала Вторую мировую войну. Мы принесли миру неисчислимые беды. Однако изгнание более 12 миллионов человек из районов тогдашней Германии и сегодняшней Польши тоже было очевидной несправедливостью, и вещи надо называть своими именами».
     После памятных мероприятий проходили всевозможные официальные и неофициальные встречи. Особое внимание, как и предполагалось, пресса уделила встрече Владимира Путина и Дональда Туска. Переговоры были посвящены главным образом вопросам сотрудничества в экономической и научно-технической сфере, которые в условиях мирового кризиса приобрели исключительную важность. Стороны также затронули проблему противоракетной обороны - теперь уже через призму изменившегося отношения США к размещению противоракет большой дальности на польской территории. Ну и исторический аспект, который, к сожалению, продолжает муссироваться в Польше с болезненной настойчивостью.
     «Это важная встреча для наших государств», - заявил Туск на пресс-конференции по окончании переговоров. В первую очередь он выделил обсуждение «болезненных вопросов нашей истории». «Мы стоим на позиции, что не только должен быть поиск правды об истоках негативных событий, но мы хотим добиться больше доверия между политиками и нашими народами». Премьер высказался за «равное отношение к прошлому, сегодняшнему дню и будущему» в польско-российских отношениях.
     В свою очередь Путин высказался за то, чтобы Россия и Польша «не навязывали друг другу своих точек зрения», а «поднялись над проблемами прошлого и вместе шли вперед». Напомнив, что во время Второй мировой войны русские и поляки боролись вместе против общего врага, Путин подчеркнул, что в России «поляков всегда воспринимали как братьев по оружию в этой борьбе».
     Дональд Туск сообщил, что в ходе переговоров были рассмотрены вопросы энергетического сотрудничества. «Мы еще раз подтвердили, что газ из России не может находиться в сфере политики, он - в сфере хорошо понимаемых интересов».
     Со своей стороны Путин указал на то, что проект Северо-Европейского газопровода не имеет антипольской направленности. «Здесь нет никакого антипольского подтекста», - заявил он, добавив, что «Северный поток» направлен исключительно на диверсификацию поставок газа в Европу.
     «Мы достигли рекордного рубежа нашего торгового оборота, Россия - второй торговый партнер Польши после Германии, но этого недостаточно, - сказал Путин. - Экономическое сотрудничество должно включать не только энергетику, но и транспорт, высокие технологии, инновации, взаимное инвестирование».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex