на главную страницу

2 Сентября 2009 года

Армия и общество

Среда

Кузница армейских кадров

Виктор ХУДОЛЕЕВ, «Красная звезда».



Наряду со всеми государственными образовательными учреждениями России 1 сентября в военных учебных заведениях Министерства обороны РФ начался новый учебный год. Он будет непростым, так как изменения в армии и на флоте, связанные с переходом Вооруженных Сил России на новый облик, коснулись и системы военного образования.
  О текущих задачах и перспективах развития одного из ведущих военных вузов страны рассказывает читателям «Красной звезды» начальник Общевойсковой академии Вооруженных Сил РФ генерал-полковник Владимир ПОПОВ.

     
Визитная карточка

     Владимир Иванович Попов родился 24 декабря 1949 г. в городе Троицке Челябинской области. Окончил Челябинское высшее танковое командное училище (1971 г.), Военную академию бронетанковых войск (1978 г.), Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил РФ (1991 г.). Службу проходил на различных командных и штабных должностях. С 1992 г. командовал танковой армией, с 1994 г. - первый заместитель командующего войсками Приволжского военного округа, с 2001 г. - заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками. В 2002 г. назначен начальником Общевойсковой академии Вооруженных Сил РФ.
     Участвовал в боевых действиях. Награжден государственными наградами, в том числе орденами Мужества, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, «За военные заслуги». Кандидат военных наук.
     


     - Владимир Иванович, какие изменения произошли в академии в связи с реформированием системы военного образования?
     - С уважаемой газетой «Красная звезда» Общевойсковая академия ВС РФ постоянно поддерживает творческие контакты. Наши ученые выступают на ее страницах со своими статьями. Сейчас это особенно важно, потому что армия и флот находятся на этапе коренных изменений, рушатся привычные стереотипы, а у читателей газеты возникает много вопросов, в частности, как это непростое время, когда осуществляется переход Вооруженных Сил на новый облик, затрагивает старейшую кузницу офицерских кадров.
     Скажу прямо: происходящие изменения, например переход Сухопутных войск на бригадную структуру, неоднозначно воспринимаются офицерским составом. Но диалектика военного строительства такова, что каждая реформа - это кардинальные изменения. И все же надо осознать, что значительное сокращение Вооруженных Сил и уменьшение государственного заказа на подготовку офицеров - процесс объективный.
     Реформирование системы военного образования затронуло и академию. На ее базе ныне формируется Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации», который объединит 13 ведущих военных вузов (в частности, вузы Сухопутных войск, Главного автобронетанкового управления, Главного ракетно-артиллерийского управления и командования ракетных войск и артиллерии), осуществляющих подготовку всех военных специалистов в интересах Сухопутных войск, и будет иметь статус федерального образовательного военного учреждения высшего профессионального образования.
     Создание такого центра позволит оптимизировать структуру военно-учебных заведений, сосредоточить подготовку специалистов в едином базовом вузе, обеспечив повышение качества подготовки выпускников при рациональном расходовании денежных средств и формировании интегрированного военно-учебного заведения в соответствии с новым обликом Вооруженных Сил РФ.
     Все это, безусловно, поднимет престиж академии. Но мы сознаем, что это налагает на нас еще большую ответственность в подготовке военных специалистов в едином базовом вузе.
     - С какими результатами вуз подошел к началу нового учебного года?
     - Если говорить об итогах прошедшего учебного года, то он был для нас весьма напряженным. Академия подвергалась комплексной оценке деятельности, которую осуществляла Федеральная служба по надзору в области образования и науки России. По результатам ее работы мы получили положительное решение и новые аккредитационное свидетельство и лицензию на проведение образовательной деятельности по всем представленным специальностям подготовки.
     Комиссия отметила высокий научно-педагогический потенциал нашего учебного заведения и хорошие условия осуществления деятельности по всем образовательным программам.
     В июне мы провели очередной выпуск офицеров в войска. Государственная аттестационная комиссия отметила высокий уровень подготовки наших выпускников. Достаточно сказать, что четыре процента из них окончили академию с золотой медалью и дипломом с отличием, а 20 процентов - с дипломом с отличием. Но, конечно, не все было гладко в учебном процессе.
     Тяжелым грузом на обучение слушателей продолжают давить схематизм, склонность офицеров к привычным стереотипам в принятии решений в сложной обстановке. В этом отношении мы извлекаем уроки из опыта боевых действий во время операции по принуждению Грузии к миру, делаем основной упор в подготовке слушателей и курсантов на приобретение практических навыков в организации боя в нетиповых условиях. С учетом этого корректируются учебные планы и программы, разрабатывается необходимое для ведения учебной работы информационно-методическое обеспечение, совершенствуется учебно-материальная база.
     К началу нового года мы провели большую подготовительную работу. Скорректировали учебные планы и программы в соответствии с изменяющимся обликом Вооруженных Сил, разработали и подготовили необходимое для ведения учебной работы информационно-методическое обеспечение и учебно-материальную базу.
     - Каковы условия для поступления в ваш вуз и требования к военно-профессиональной подготовке кандидатов из числа офицеров?
     - Что касается условий для поступления в академию, то они установлены приказом министра обороны РФ от 24 июля 2006 года
     № 280. Главными из них являются: наличие полной военно-специальной подготовки, стаж кандидата на обучение в академии в офицерской должности не менее пяти лет, а также стаж службы не менее года на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание майор, ему равные и выше.
     В этом году конкурс при поступлении в академию составил (в среднем по специальностям подготовки) два человека на одно место.
     - Как осуществляется профессиональный отбор кандидатов на обучение?
     - Система отбора кандидатов на обучение в академию многоступенчатая. Офицер, имеющий право и изъявивший желание обучаться в академии, должен получить положительную характеристику в войсках, пройти испытания на сборах, организуемых в военных округах, по результатам которых военные округа формируют списки на поступление в академию. Каждый кандидат на обучение в академии обсуждается на заседании военного совета округа и при принятии положительного решения допускается к вступительным испытаниям, которые в последние два года проходят на базе академии.
     В ходе вступительных испытаний мы проверяем состояние здоровья, профессиональную подготовленность, физическую готовность, а также проводим профессиональный психологический отбор. Офицеры, принимавшие участие в боевых действиях, безусловно, пользуются преимуществом при поступлении.
     - Довольны ли вы сегодня уровнем подготовки поступающих в академию офицеров?
     - В последнее время уровень профессиональной подготовленности офицеров, поступающих в академию, несколько повысился. Это мы связываем с активизацией боевой подготовки в войсках, увеличением количества проводимых командно-штабных и войсковых учений.
     Отмечу, что академия принимает активное участие в подготовке офицеров к обучению в нашем вузе. Например, профессорско-преподавательский состав академии в ходе проведения подготовительных сборов, проводимых на базе военных округов, проводит цикл консультаций, читает лекции по различной тематике. Больше того, нами разработан комплекс информационно-обучающих программ, которые дают возможность каждому офицеру качественно подготовиться к вступительным испытаниям самостоятельно. Этот комплекс мы выдаем каждому поступающему через штаб военного округа.
     - Как проходит учебный процесс в вузе?
     - Образовательная деятельность в академии офицеров организуется с учетом возрастающих требований к выполнению государственного кадрового заказа по установленным специальностям и специализациям.
     Учебный план корректируется ежегодно. Он предусматривает изучение трех основных циклов учебных дисциплин.
     Первый - гуманитарные и социально-экономические дисциплины, на которые отводится примерно 14 процентов учебного времени. В рамках этого цикла слушатели изучают философские и экономические проблемы управленческой деятельности военных кадров, политологию, религиоведение и культурологию, военное и международное право, а также управление социальными процессами в воинских коллективах.
     Второй цикл составляют общепрофессиональные дисциплины, на которые отводится около 10 процентов учебного времени. В процессе их изучения у слушателей формируются твердые знания базовых теоретических знаний о методологии управленческой деятельности командных кадров. Они изучают вопросы всестороннего обеспечения деятельности войск, общие закономерности вооруженной борьбы, основные принципы военного искусства и тактики, а также другие теоретические вопросы.
     В тесной увязке с этим изучаются актуальные вопросы истории военного искусства.
     Третий цикл обучения - это военно-профессиональные дисциплины, на которые отводится около 76 процентов учебного времени. Изучение учебных дисциплин этого цикла позволяет слушателям приобрести глубокие теоретические знания и твердые практические навыки по организации боя и управлению подчиненными подразделениями и частями как в ходе боя и операции, так и в мирное время.
     Занятия со слушателями проходят, как правило, по следующей схеме - вначале читаются лекции, затем проводятся семинары, а в последующем - практические занятия, в том числе и в полевых условиях.
     Большое внимание в академии уделяется внедрению в учебный процесс новых технологий и средств обучения.
     - Каково состояние учебно-материальной базы?
     - Совершенствование учебно-материальной базы военных учебных заведений является одним из приоритетных направлений программы «Реформирования системы военного образования в Российской Федерации». В ее рамках мы получили и ввели в образовательный процесс классы моделирования практических учебных занятий, современные лингафонные кабинеты. Кроме того, в академию поступило современное типографское оборудование, которое позволило не только увеличить выпуск учебников и учебных пособий, но и повысить качество их исполнения.
     Мы уделяем большое внимание внедрению в учебный процесс новых технологий и средств обучения. Так, разработана и утверждена главнокомандующим Сухопутными войсками концепция информатизации академии, в рамках реализации которой у нас создан компьютерный центр оперативно-тактической подготовки, разработаны и внедрены в учебной процесс компьютерные программы различного назначения, созданы локальные сети, введены в строй два интернет-класса. Все это позволяет повысить качество обучения.
     В целом можно сказать, что существующая учебно-материальная база соответствует действующим учебным программам подготовки.
     И все же надо отметить, что существующая учебная материально-техническая и лабораторная база академии не в полной мере отвечает возросшим требованиям. Мы испытываем недостаток в компьютерных и телекоммуникационных технологиях.
     - Расскажите о командном и профессорско-преподавательском составе вуза.
     - Это наш золотой фонд. В нашем вузе трудятся более 600 ученых, из них более 70 докторов наук, более ста человек имеют ученое звание профессор, а около 250 человек - доцент. Кроме того, около 200 человек имеют почетные звания, такие как заслуженный деятель науки РФ, заслуженный изобретатель РФ, а также почетные звания специалистов Российской Федерации. Профессорско-преподавательский состав принимает самое активное участие в деятельности Академии военных наук. Более 200 человек имеют государственные награды.
     Среди командного состава все офицеры имеют богатый опыт службы в войсках на руководящих должностях, многие воевали, награждены государственными наградами, имеют ученые степени и ученые звания.
     - Ведется ли научная работа в вузе, каковы ее результаты?
     - Как научный центр Общевойсковая академия имеет богатые научные традиции, которые приумножаются в настоящее время.
     Мы ведем научную работу в интересах Сухопутных войск практически по всем направлениям. Например, ученые академии принимают активное участие в проведении системных исследований и обосновании направлений дальнейшего строительства и развития Сухопутных войск, разработке оперативно-тактических требований к перспективным системам вооружения, военной и специальной техники, развитии способов боевого применения соединений и частей Сухопутных войск в операции и бою, поиске эффективных форм и методов.
     В соответствии с планом академия ежегодно проводит исследования более чем по 100 научно-исследовательским работам, заданным министром обороны, Генеральным штабом, главными и центральными управлениями Минобороны РФ, Главным штабом Сухопутных войск.
     Кроме ведения научно-исследовательских работ ученые академии разрабатывают учебники, учебные пособия и монографии, публикуют свои статьи в журналах «Военная мысль», «Армейский сборник». За высокое качество статей, опубликованных в 2008 году, ученым академии вручена вторая премия министра обороны.
     В научной работе принимают участие и обучающиеся у нас офицеры. Действующее военно-научное общество слушателей организационно состоит из кафедральных отделений, объединенных в научные кружки.
     Особенно успешно в академии ведется инновационная деятельность в области военного образования, новых технологий ремонта, систем спасения и эвакуации людей и техники, оригинальных экологических и других народно-хозяйственных разработок. В течение года подается от 60 до 80 заявок на выдачу патентов РФ, более 80 процентов из которых удостаиваются их или решений об их выдаче.
     Рационализаторы академии представляют заявления на рационализаторские предложения. Академия ежегодно принимает участие во Всеармейском смотре изобретательской, рационализаторской и патентно-лицензионной работы и по его итогам традиционно занимает первое место среди вузов Минобороны РФ. Разработанные инновации академия представляет на международных салонах, выставках и презентациях. Так, за последний год по итогам выставочной деятельности академия награждена призом начальника управления интеллектуальной собственности Министерства обороны РФ, двумя Гран-при, 15 медалями, 17 дипломами и грамотами.
     Одним из важнейших направлений научной работы является подготовка научно-педагогических и научных кадров для вузов и научно-исследовательских институтов Министерства обороны.
     Ежегодно в академии успешно защищаются более 40 кандидатов наук и один-два доктора наук.
     - Куда в основном распределяются офицеры после окончания обучения?
     - Академия готовит офицеров с оперативно-тактической подготовкой. Наши выпускники предназначены для замещения воинских должностей в управлениях воинских формирований тактического и оперативно-тактического звена.
     - Довольны ли в войсках качеством подготовки ваших выпускников?
     - Ответ на этот вопрос дают войска. У нас налажено взаимодействие с командованием военных округов, в которых проходят службу наши выпускники. Ежегодно мы получаем на них отзывы, в которых представлена информация о периоде освоения офицерами своих должностных обязанностей, о сильных и слабых сторонах в их подготовке. Все эти отзывы анализируются, и при необходимости мы вносим коррективы в содержание подготовки слушателей академии.
     Хотелось бы отметить, что нареканий к качеству подготовки наших выпускников немного. Анализ отзывов, поступающих из войск, показывает, что примерно 65-70 процентов из них служат на «отлично» и «хорошо», 30-35 процентов на «удовлетворительно».
     В заключение подчеркну, что для нас большая честь, что академия является становым хребтом создаваемого Военного учебно-научного центра Сухопутных войск. Постараемся своей плодотворной работой оправдать возлагаемую на нас высокую ответственность.
     

     На снимках: Занятие в аудитории; и на полигоне; Практика - залог победы; Выпускники прощаются с академией.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex