Известный ученый, кораблестроитель Алексей Крылов в свое время сказал так: «...Часто истинная причина аварии лежала не в действии неотвратимых и непреодолимых сил природы, не в неизбежных случайностях на море, а в непонимании основных свойств и качеств корабля, несоблюдении правил службы и самых простых мер предосторожности, отсутствии предусмотрительности и тому подобных отрицательных качествах личного состава». Пожалуй, это высказывание не потеряло своей актуальности и сегодня. Электроэнергетическую установку корабля порой называют сердцем боевой единицы. От слаженной, четкой работы механизмов, двигателей во многом зависит то, как себя будут «чувствовать» заведования других боевых частей...
Командир электромеханической боевой части гвардейского ракетного крейсера «Варяг» гвардии капитан 2 ранга Анатолий Васильчук хоть и родился далеко от моря - в молдавском городе Бельцы, но, как принято говорить, с детства мечтал о службе на флоте. Поэтому сначала успешно окончил Нахимовское военно-морское училище, а затем и Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского. Лейтенантские погоны получил в 1991 году.
Был выбор - начинать офицерскую службу на Балтике или на ТОФе. Выбор пал на Тихоокеанский флот. «Был здесь на практике, и мне очень понравилось», - объясняет Анатолий Николаевич. Практику проходил на большом противолодочном корабле «Маршал Ворошилов». В эту же бригаду попал служить лейтенантом, на сторожевой корабль «Горделивый». Службу начал с должности командира электротехнической группы. Затем был назначен командиром группы на БПК «Петропавловск», на котором служил до 1997 года. Следующим кораблем в служебной биографии стал «Варяг». В 2000 году на крейсере занял должность командира БЧ-5.
Рассказывая о своей службе, капитан 2 ранга Васильчук вспомнил такой эпизод. В 2006 году встали на ремонт в Дальзавод, где Анатолий Николаевич стал автором одной своеобразной новаторской идеи. «Придумали технологию выгрузки промежуточных валов правой линии вала не традиционно через вырез днища, а через газоход второго котла». Специалисты завода с таким предложением согласились, и в результате объем работ значительно уменьшился. В итоге - большой выигрыш во времени. А сэкономленные деньги пошли на ремонт другого оборудования.
- Прослушав версию завода о выгрузке этой линии вала, я пришел в ужас от объема работ и сроков. Причем надо было разрывать системы, магистрали - все, что шло через энергоотсеки. Это заставило подумать о другом варианте. Тем более что шел ремонт второго котла, техвырезы уже были готовы... - вспоминает капитан 2 ранга Васильчук. - Тут нам очень помог представитель завода Олег Иванович Данилов. Он в общем-то и воплотил все в жизнь. Специалист очень хороший, ветеран. Месяца на четыре минимум сократили время ремонта. Причем традиционный вариант предполагал док. Затраты, естественно, огромные. Замену двигателей произвели тоже с меньшими затратами и времени, и сил. И к главной энергетической установке сейчас никаких вопросов...
Под стать командиру боевой части и его подчиненные. Капитан-лейтенант Василий Еремеев - командир машинной группы. Говоря коротко, офицер хороший. На корабле - сразу после выпуска из училища. Четыре года в должности. В один из дней недавнего похода в Циндао, когда снизилась мощность двигателей, он быстро организовал работу по замене и чистке топливных фильтров.
О своих подчиненных капитан 2 ранга Васильчук добрых слов не жалеет. А они действительно специалисты замечательные. Командир дивизиона движения гвардии капитан 3 ранга Алексей Нога. Командир дивизиона живучести гвардии капитан 3 ранга Евгений Ткаченко... Гвардии мичман Сергей Червенко. Давно служит. Уходил на «гражданку», на судах работал, но все равно в итоге вернулся на крейсер. По моральным соображениям. Здесь люди лучше, коллектив надежнее. Гвардии старший мичман Кирилл Вашурин - старшина команды электриков. Очень ответственный человек. Воспитывает подчиненных в такой же ответственности. А еще старшина команды маршевых двигателей гвардии мичман Владимир Капустин, командир машинной группы номер один гвардии старший лейтенант Виталий Волгин, командир отделения основных двигателей гвардии старшина 1-й статьи Сергей Гасилов, командир отделения газотурбогенераторов гвардии главный старшина Владимир Гончаров, гвардии матрос Максим Гореликов... На каждого из них можно положиться в трудную минуту. В каждом из них командир уверен: такой моряк не подведет...
- К тому походу - в Циндао - сильно и не готовились, - вспоминает командир БЧ-5. - У нас готовность постоянная. Мы всегда готовы. Вся подготовка сводилась к проверке материальной части, пополнению ЗИПом, горюче-смазочными материалами. Мы очень благодарны довольствующим органам. Особенно начальнику технического управления капитану 1 ранга Василию Анатольевичу Шевченко, начальнику отдела снабжения капитану 2 ранга Александру Владимировичу Даниличеву. Это люди, которые всегда принимают участие в нашей работе по подготовке боевой части к любому походу. Еще хотелось бы поблагодарить капитана 1 ранга Александра Александровича Торопова - начальника отдела эксплуатации технического управления. Они всегда нам помогают, всегда идут навстречу...
Останавливаясь на некоторых трудностях, капитан 2 ранга отмечает: «Очень много механизмов и систем были изготовлены, к примеру, на Украине или уже прекращен их выпуск на российских заводах. Запчастей соответственно очень мало или их вообще нет. Приходится что-то другое придумывать вместо них. Есть и токарный станок свой, но в основном ищем подобные запчасти, лишь бы подошли...»
Семья у капитана 2 ранга во Владивостоке. Два сына, и даже внук есть уже - Никита. Так что можно сказать: смена растет.
На снимках: «Варяг» - флагман Тихоокеанского флота; Гвардии мичман Владимир КАПУСТИН; В штормовом море; Обычная работа; Гвардии капитан 2 ранга Анатолий ВАСИЛЬЧУК; Гвардии мичман Сергей ЧЕРВЕНКО; Спуск катера; Гвардии капитан-лейтенант Василий ЕРЕМЕЕВ; Чистка топливных фильтров.