на главную страницу

2 Сентября 2009 года

Лёгкая атлетика

Среда

13 — много или мало?

Леонид ХАЙРЕМДИНОВ, «Красная звезда».
  Фото Александра ЧЕРНЫХ.



     Завершившийся XII чемпионат мира по легкой атлетике оставил в душе странные ощущения. Вроде россияне выступили не так чтобы провально - четыре золотые, три серебряные и шесть бронзовых медалей, но особой радости от этих 13 наград немного. Хотя бы потому, что три «золота» из четырех - это в первую очередь триумф наших скороходов. Другими словами, не будь победных финишей Ольги Каниськиной, Валерия Борчина и Сергея Кирдяпкина, смотреть на итоговую таблицу чемпионата мира в Берлине было бы чрезвычайно уныло и тоскливо, поскольку один-единственный успех не скороходов («золото» Ярослава Рыбакова в прыжках в высоту) слишком скуден для такой легкоатлетической страны, как Россия. Но получилось, как в самые трудные для нас годы, - и беговые дисциплины, и технические (за исключением высоты) принесли нам большей частью разочарования, а не положительные эмоции.
     Результат 4-3-6 и четвертое общекомандное место - это худшие показатели за последние 12 лет. Только на чемпионате мира 1997 года было еще хуже - одно «золото» (Людмилы Галкиной в прыжках в длину), четыре «серебра», три «бронзы» и девятое общекомандное место.
     Перед стартом первенства некоторые специалисты раздавали утопические прогнозы о 8 - 10 наградах высшей пробы. Более реальные цифры - 6 - 7 золотых медалей, и это было вполне достижимо, не будь срывов у Елены Исинбаевой, Гульнары Галкиной и будь Мария Абакумова чуть удачливее в метании копья. Но дело не только в провальных выступлениях тех, от кого мы ждали победы, а в общем фоне, который отнюдь не настраивает на оптимистический лад.
     А этот фон таков. В Берлине в составе нашей команды выступали 103 спортсмена. Из них лучшие результаты в карьере показали всего четыре спортсмена. Это десятиборец Александр Погорелов (бронзовая медаль), выступавшая на непривычной для себя дистанции Наталья Антюх (шестое место в беге на 400 м с барьерами) и дебютанты сборной России - 23-летняя Юлия Заруднева («серебро» в стипль-чезе) и 22-летний Александр Грипич (пятое место в прыжках с шестом).
     Еще показательны другие выкладки, касающиеся лучших собственных результатов в сезоне (в титрах это обозначается SB - season best). Так вот на чемпионате мира лучших результатов в сезоне на 103 россиянина набралось всего 18. Кроме уже вышеуказанных четырех спортсменов, показавших лучшие результаты в карьере, это Роман Смирнов (200 м), Алевтина Биктимирова (марафон), Гульнара Самитова-Галкина (стипль-чез), Юлия Кондакова (100 м с/б), Анна Чичерова (высота - «серебро»), Татьяна Лебедева (тройной и длина - «серебро»), Мария Абакумова (копье), Алексей Сысоев (десятиборье), Сергей Кирдяпкин (ходьба 50 км - «золото»), женская эстафета 4х100 м (квалификация и финал) и женская эстафета 4х400 м (квалификация и финал - «бронза»).
     За вычетом результатов в эстафетах, которые россиянки бежали до Берлина по разу, выходит, что к чемпионату мира из более чем сотни человек были готовы всего полтора десятка спортсменов.
     Лучше всего это демонстрируется на конкретных примерах. За месяц до чемпионата мира на национальном первенстве в Чебоксарах наша Надежда Алехина улетает в секторе для тройного прыжка на 15,14 м. Это не просто личный рекорд - это лучший результат сезона в мире. В квалификации на «Олимпиаштадионе» наша прыгунья показывает ужасающие 13,60 м, занимает 14-е место в своей подгруппе (в «тотале» еще хуже - в третьем десятке) и прощается с Берлином, поскольку даже до квалификационного норматива (14,45 м) она не долетела без малого метр! А до чебоксарского прыжка пропасть еще больше - 1 метр и 54 см! Самое смешное, что чемпионке мира в этой дисциплине кубинке Яргелис Савиньи для победы не потребовалось прыгать за 15 м - ей было достаточно попытки на 14,95!
     С Анной Альминовой, нашей бегуньей на средние дистанции, похожая история. В Чебоксарах она выиграла забег на 1.500 м со временем 3.58,38, что являлось вторым временем сезона на женской «полуторке». В Берлине она, так же как и Алехина, не проходит квалификацию, с десятым временем в своем полуфинале - 4.12,55 - у нее не было никаких шансов выйти в финальный забег. А там никто из участниц не выбегает из четырех минут: первенствовавшая Мариам Юсуф Джамаль из Бахрейна показывает 4.03,74.
     Или взять Ивана Ухова. Зимой наш прыгун в высоту «залетал» на 2,40 м. В Чебоксарах победил с попыткой на 2,35, а в Берлине высота 2,28 стала для него непреодолимой.
     Прыгун в длину Александр Меньков: 8,16 м на чемпионате Сибирского федерального округа (то есть турнир еще более низкого статуса, чем первенство России!) и 7,72 в квалификации чемпионата мира. Действующая чемпионка мира в стипль-чезе Екатерина Волкова бежит в предварительном забеге нынешнего чемпионата почти на 14 секунд хуже, чем месяц назад на коммерческих турнирах в Бельгии и Италии. Прыгун с шестом Виктор Чистяков в июле выигрывает чемпионат страны с прыжком на 5,70, в августе в Берлине не может преодолеть больше 5,55. А в мужском метании копья ни один из трех российских участников не выполнил квалификационный норматив (лучшим из них был чемпион мира-2003 Сергей Макаров с результатом 78,68 м), притом что все трое (помимо Макарова, Александр Иванов и Илья Коротков) в этом году метали за 80 м.
     Что это такое? Разве это нормально, когда спортсмен выстреливает на чемпионате страны и бесславно сдувается на главном старте года? Разве это нормально - громить всех на второсортных турнирах, основное достоинство которых заключается в том, что там платят хорошие призовые, и позорно уходить в подтрибунные помещения «Олимпиаштадиона» после безуспешных попыток отобраться в финал? Очевидно, что нет!
     Получается, что большинство наших спортсменов подводят пик своей спортивной формы к чемпионату России, являющемуся отборочным этапом к чемпионату мира. Они проходят сквозь сито домашних квалификационных соревнований, становятся обладателями путевок на мировое первенство, а там будь что будет. Вот как все это представляется. Да и предельно насыщенный календарь коммерческих стартов напоминает о себе. От этого никуда не деться - хотим мы того или нет, но карьера спортсмена слишком коротка, да и малейшая травма может поставить на ней крест в любой момент, так что многие наши ведущие легкоатлеты зарабатывают сегодня себе на жизнь почти как гастарбайтеры, переезжая с одного коммерческого турнира на другой. А микротравмы, полученные там, усталость, перенапряжение, спад в результатах - все это потом выплывает на поверхность на чемпионате мира, от которого порой даже отказываются в пользу «халтуры».
     Есть весомые основания считать, что фиаско двукратной олимпийской чемпионки Елены Исинбаевой как раз из этого рода. Держа в голове предстоящие этапы «Золотой лиги», где она претендует на джек-пот в миллион долларов, россиянка, похоже, решила выиграть свой третий чемпионат мира малой кровью, особо не напрягаясь, - одним-двумя прыжками. Поэтому явно пересидела в секторе, дожидаясь, когда планка поднимется на 4,75. Будь у Лены в сезоне прыжок на 5 метров - не вопрос, для начальной попытки в самый раз, но загвоздка-то в том, что на тот момент выше 4,85 Исинбаева в этом сезоне не брала. Поэтому события в секторе для прыжков с шестом иначе как авантюрой не назвать. Риск был огромный, а там, где тонко, всегда рвется, да и чудесные спасения, которые порой случались с рекордсменкой мира, когда-то все равно должны были кончиться. И как все-таки удивительно распорядилась судьба - в последний день чемпионата мира олимпийский чемпион Пекина в прыжках с шестом австралиец Стив Хукер показал Исинбаевой, как надо побеждать «малой кровью» - с травмой ноги он сначала не взял 5,85, перенес две попытки на 5,90 и первым же прыжком преодолел планку, выиграв «золото». Стив потом рыдал (только за счет обезболивающих средств он не испытывал боли в ноге). Исинбаева тоже рыдала в Берлине. Но почувствуйте разницу проявления этих эмоций!
     Увы, на этом чемпионате о россиянах говорили мало. Да, наши скороходы были на голову сильнее соперников, но признаемся: спортивная ходьба, где заход на 50 км длится без малого четыре часа, - далеко не самый популярный вид легкой атлетики и уж точно не самый телевизионный. Да и решение организаторов отойти от обычной практики финиша на стадионе (в Берлине скороходы финишировали под Бранденбургскими воротами) выглядело не более чем популистским шагом. Скажем, во время чемпионата мира в Риме его организаторам не пришло в голову перенести финишную зону в район Колизея, а в Париже в 2003-м финиш был на «Стад де Франс», а не под Эйфелевой башней.
     А вот о ком говорили в Берлине без умолку, так это о Болте. Запомнился форум и скандалами на средних дистанциях, когда странные решения судей позволяли спортсменам, упавшим в предварительных забегах, как ни в чем не бывало выступать и в финалах. Еще и южноафриканка Кастер Семеня подлила масла в скандальный огонь, спровоцировав дискуссию о том, женщина ли она или все-таки мужчина.
     Отвечая на вопрос, заданный заголовком, я отвечу, что это и не много, и не мало. То, что здесь не может быть однозначного ответа, подтверждают и мнения наших спортивных руководителей. Так, президент ОКР Леонид Тягачев полагает: «Результат стоит признать неудовлетворительным». У министра спорта, туризма и молодежной политики Виталия Мутко противоположная позиция: «Считаю, что сборная выступила успешно». Президент ВФЛА Валентин Балахничев был чуть конкретнее, выставив оценку по школьной системе: «Моя оценка выступления российской сборной - три с минусом».
     Так что как выражаться - стакан наполовину пуст или наполовину полон, - выбирать вам. Мы же поблагодарим тех, кто поднимался на призовой пьедестал Берлина. Спасибо вам!
     

     На снимке:Решающая попытка Ярослава РЫБАКОВА.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex