на главную страницу

2 Сентября 2009 года

Без камуфляжа

Среда

«Аквариум» для музыканта

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».



     Рок-музыка в России - явление не отечественное. Вызванное скорее «оттепелью» 1960-х, она пришла в СССР на волне «битломании» и лет десять представляла собой скорее подражание творчеству западных рок-исполнителей. Но отечественная «музыкальная» система с традициями самобытной авторской песни, которая исполнялась обычно под акустическую гитару, столь сильна, что уже в 1980-х годах можно было говорить о расцвете именно русского рока. Новый век пока не подарил новых «звездных» имен в этой на самом деле «музыке не для всех». На вершине музыкального Олимпа, видимо, навсегда остается легендарная британская рок-группа из Ливерпуля.
     Но в России тоже имеются свои звездные «маяки». В нашу жизнь вошли и остались в отечественной поп-культуре группы «Аквариум», «Зоопарк», «Кино», «ДДТ», «Машина времени», «Браво», «Бригада С», «Ария», «Наутилус Помпилиус» и другие. Имена, например, Александра Градского, Андрея Макаревича, Бориса Гребенщикова, Петра Мамонова, Гарика Сукачева, Армена Григоряна, Евгения Хавтана, Вячеслава Бутусова, Александра Башлачева, Владимира Шахрина, Юрия Шевчука на слуху даже у далеких от любителей такого музыкального направления. К ряду видных отечественных музыкантов можно отнести и известного солиста наших ведущих рок-групп («Аквариум», «Наутилус Помпилиус» и др.), музыковеда, автора песен и инструментальной музыки различных жанров Олега Сакмарова. В музыкальной «армии» любой страны на самом-то деле не так много «полководцев». Пример Олега - яркое подтверждение известного изречения, что «согласных судьба ведет, а несогласных - тащит». И что «дорогу осилит идущий по ней».
     ...В детстве Олег любил рисовать танки. 1960-е годы были патриотическими. Все мальчишеские игры были «военными». И он помнит, как с ребятами осваивал старые самолеты, которые какое-то время еще оставались на бывшем аэродроме недалеко от дома. А из окон квартиры в Казани, где прошло его детство, были видны корпуса артиллерийского училища, где его отец много лет работал преподавателем. Человек сугубо гражданский, он привил сыну уважение к военной среде, и, вполне вероятно, что Олег выбрал бы себе именно такой путь служения Отечеству. Кстати, с газетой «Красная звезда» музыкант был знаком практически с младенчества. Он до сих пор помнит, как внимательно изучал логотип заглавной полосы, вырезал ордена со страницы газеты, а став постарше, и прочитывал чуть ли не каждый номер. Профессионально с музыкой в семье никто не был связан. По маминой линии было все больше ученых-филологов. А мамин отец, известный профессор Галеев, прошел всю Великую Отечественную войну и в майорском звании расписался на рейхстаге. Чудом остался жив, а ведь имел бронь и вполне мог заниматься в тылу своими научными изысканиями. А вот дед по отцу, Александр Ефимович Сакмаров, с фронта не вернулся, погиб в страшных боях подо Ржевом и где похоронен - неизвестно. Отец Олега мог остаться в блокадном Ленинграде, но семья чуть ли не последним поездом успела покинуть осажденный город.
     Так что когда пришла пора служить в армии, то Олег, имея законную возможность этого избежать, честно служил музыкантом в военном оркестре Ленинградского суворовского военного училища.
     А музыка к Олегу пришла через бабушку, профессорскую жену, Магиру Садыковну, которая в пять лет отвела его на подготовительное отделение Казанской консерватории. Ребенок оказался чрезвычайно способен к музыке. Последовательно были окончены классы флейты, саксофона, музыковедения. Вместе с одноклассником Олег создал известную тогда в Казани рок-группу «Ди-эз», где играл на флейте, саксофоне и бас-гитаре. Музыка группы определилась как «рок-арт» - рок с опорой на славянские и татарские народные музыкальные традиции. Но Олег по натуре - системный исследователь. Интерес именно к изучению музыки привел его в Ленинградскую консерваторию. Там же позже работал научным сотрудником, подготовил диссертацию по социально-психологическим проблемам восприятия музыки. Впереди была блестящая научная карьера, специально под него была оформлена годичная командировка в США, в престижный Принстонский университет. Для 1990-х годов это был прорыв! Но музыка пришла в его жизнь уже и с другой стороны. Пришел серьезный сценический успех. И наука отошла на запасной путь. Собирая материал для диссертации, Сакмаров изучал рок-группы Ленинграда, который тогда был одним из центров этого музыкального направления. Написал множество статей, в том числе о жизни и творчестве «Аквариума». Подружился с Борисом Гребенщиковым. Оказалось, что научные музыкальные изыскания для Олега не главное. Талант музыканта вывел его в сентябре 1989 года в составе «Аквариума» на сцену ленинградского рок-фестиваля «Аврора». И скоро Сакмаров стал ведущим солистом-мультиинструменталистом группы. Звучание «Аквариума» 1990-х он определил своими яркими соло на флейте, гобое и других инструментах. Олег фонтанировал аранжировочными и композиционными идеями. Позже в его жизнь вошла группа «Наутилус». Он участвует в сольных проектах Вячеслава Бутусова, играет в известной группе «Ю-Питер». Но только исполнительским творчеством Сакмаров не ограничивался. Стали появляться и собственные стихи, песни, инструментальная музыка. В сотрудничестве с Ильей Кормильцевым в 1998 году выходит альбом «Химический ангел», изданный в 2000 году в Нью-Йорке. Он стал первым масштабным авторским проектом Олега, отражением его увлечения техно-трансовой музыкой и психоделическими опытами 1990-х годов.
     Поиск своего пути у Сакмарова продолжается. В 2002 году он создает группу «Sak-mar», начинает активно петь под гитару уже и сам. Его музыкальные поиски, базовое образование, профессиональное изучение хрупкой структуры волшебства сочетания нот с их последующим духовным «озвучиванием» в душах помогают создавать уникальный сплав фольклорных, рок-н-рольных мотивов, симфонической и оперной музыки. Поэтика стихов Олега восходит к традициям «умного» русского рока, когда смысловое содержание, словно правильно подобранный пазл, органично дополняет музыкальный ряд. Композиции Сакмарова уже не вмещаются в традиционные рамки классического рока. В этом есть природная логика развития, а значит, рок в нашей стране «прижился», врос в культурную среду.
     В марте нынешнего года Олегу исполнилось 50 лет. Его полвека - это практически столько же русскому року. Праздничный концерт, в котором участвовали друзья Сакмарова Сергей Галанин («Серьга»), Армен Григорян и «Крематорий», фри-джаз Сергея Летова, музыканты «Аквариума», «Зерна», «КарТуш», «Акустический лес», «Сон Лемура», «The СкаZки», Дмитрий Певцов и многие другие, транслировался в том числе в прямом эфире интернет-сайтов и вызвал огромный интерес. Кстати, с актером Дмитрием Певцовым Сакмаров работает в необычном совместном проекте. Ценителям творчества замечательного российского писателя Василия Аксенова будет интересно узнать, что его связывала с Олегом Сакмаровым долгая творческая дружба. Буквально за месяц до рокового инсульта Аксенов презентовал книгу своих стихов в том числе под музыкальное сопровождение Олега...
     А с армией Сакмаров связан и сейчас. В составе группы «КарТуш» регулярно выступает с военно-шефскими концертами, не было случая, чтобы он не откликнулся на просьбы военных...


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex