на главную страницу

4 Сентября 2009 года

Армия и общество

Пятница

«Читателям «Красной звезды»...»

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».



Сегодня - девять дней со дня смерти патриарха российской словесности Сергея Михалкова.
  Добрые пожелания читателям «Красной звезды» Сергей Владимирович передал во время интервью нашей газете в начале мая 2004 года. Разговор тогда шел о важности государственной символики страны, а конкретно - гимна.

     XX век дал России их целых три! И, что удивительно, все они были созданы практически одними авторами: композитором А. Александровым и поэтами С. Михалковым и Г. Эль-Регистаном. Была и еще одна попытка «перестроить» и этот государственный символ. Но все же и в XXI веке страна начинает новый день под гимн на музыку А. Александрова и слова С. Михалкова. Именно Михалков вновь нашел верный камертон в строках, которые заставляют людей по велению души вставать во время торжественного исполнения гимна.
     Но у Сергея Владимировича был повод для тревоги. Когда 1 января 1944 года по радио прозвучали слова про «нерушимый братский союз», то уже через короткое время гимн пела вся страна. Еще бы: ноты и текст выпустили тиражом 1 млн. экземпляров! Нынешнее время «фанерит» другие песни. Нет, гимн в народе признан, но вот новые слова помнят не все. Миллионные тиражи остались в прошлом.
     Как-то Сергей Владимирович признался, что лучше, чем Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова, Государственный гимн не исполнял никто. И наша тогдашняя встреча с патриархом поэзии была связана с тем, что именно александровцы 24 апреля 2004 года в тон-студии «Мосфильма» осуществили новую запись современного гимна. Как и 60 лет назад, в составе хора было 120 человек, а в оркестре - 80 исполнителей. С помощью спонсоров было изготовлено 25 тысяч компакт-дисков с классической записью гимна (хотя для страны - это капля в море), которые были переданы в посольства, государственные структуры Российской Федерации, учебные заведения страны, дома офицеров и воинские части. И Сергей Владимирович был очень благодарен главному армейскому ансамблю страны за такую инициативу.
     ...Все регалии Михалкова-старшего перечислить сложно. Неоднократный лауреат самых престижных премий страны, орденоносец, поэт, драматург, сатирик, баснописец, будучи по своей сути человеком государственного уровня мышления, он до последних дней продолжал служение Отечеству.
     Его читательская аудитория - многомиллионная. Но все же самыми благодарными читателями Сергея Владимировича всегда были дети. «Дядя Степа», «Мы с приятелем», «Упрямый Фома», «Веселый турист» по сути современны и сейчас, и читаются с не меньшим удовольствием. При этом легкость языка, стиль, манера повествования органично сочетались с глубиной подхода к выбранной теме и глубокой философичностью. Стройность его стихотворного лада сродни музыкальному. Он не позиционировал себя как поэт-песенник, но многие композиторы, в том числе пишущие песни для детей, взяли его тексты на вооружение. Будучи человеком остроумным и критичным, Михалков не мог не писать басни. У этого жанра особая «дальнобойность». Это оружие бьет бескровно, но точно. Не поленитесь, почитайте или перечитайте хотя бы несколько из них, и вы почувствуете их очищающее от бытовой шелухи влияние. Великолепным продолжением его басен стал любимый многими сатирический киножурнал «Фитиль», над которым Михалков трудился постоянно.
     Человек сугубо гражданский, Михалков имел особую, военную выправку. Не все знают, насколько серьезное место в его творчестве занимала военно-патриотическая тема. Еще в тридцатых годах прошлого века он заявил о себе и как писатель-трибун, откликаясь на героические события тех лет. Его герои - челюскинцы, папанинцы, пограничники. Все «горячие» темы того порохового времени - в его стихах.
     Товарищ! Винтовку в ладонь зажми/И пульса ускорь бег,/Смотри, как Запад сегодня дымит/Кострами библиотек...
     Осенью 1939 года Сергей Михалков призван в армию, участвует в освобождении Западной Украины. Так началась деятельность военного писателя-корреспондента (на снимке). В начале Великой Отечественной войны он работает в газете Южного фронта «Во славу Родины», затем в центральной газете Военно-воздушных сил, бывая на Северо-Западном фронте, пишет и для здешней газеты. Позже Михалков вспоминал: «Памятна мне... морозная ночь на полевом аэродроме, когда я с непередаваемым волнением провожал моих друзей - летчиков Северо-Западного фронта, вылетавших в партизанский край. На борт самолета погружали пачки сочиненных мной листовок. Помню и заголовки листовок: «Пусть не дрогнет твоя рука!», «Ты победишь!», «Не быть России покоренной».
     А вот что писал после войны редактор газеты «За Родину» Николай Кружков: «...помню Сергея Михалкова как отличного фронтовика - поэта и сатирика, который мог в любое время дня и ночи, всегда, когда нужно, и всегда с блеском написать фельетон, боевое и возвышенное стихотворение, разбросать на газетной полосе язвительные эпиграммы, развеселить своих читателей, заставить их покрутить носом и сказать: «Ну и Михалков, ну и молодец!»
     Там, на фронтах Великой Отечественной, берут начало строки гимна про «дружбы народов надежный оплот». Вот что написал поэт в октябре 1942 года:
     Войди в блиндаж, пройди по батареям, -/Везде они, бойцы моей страны./Мы вместе спим и вместе воду греем,/И друг для друга жизни не жалеем,/В одну семью войною сплочены.
     В рядах действующей армии писатель находился до сентября 1945 года, уволился в запас в звании подполковника. Его фронтовой путь можно проследить не только по страницам газет, но и по «говорящим» наградам. Три ордена и медали «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За освобождение Праги», «За Победу над Германией». По окончании войны Михалков еще лет десять находился под наблюдением врачей из-за остаточных явлений контузии, полученной летом 1941 года.
     ...Говорить о вещах сложных и важных кратко, просто и доходчиво, при необходимости с тонким юмором, с жестко выраженной гражданской позицией - вот самобытность таланта Михалкова. И есть еще малоисследованная сторона его уникальности: он прирожденный педагог. Все это вместе и дало поэту право всю жизнь считать себя именно детским писателем. Вот что писал Михалков о детях, считая воспитание нового человека важнейшим государственным вопросом: «Мы обязаны научить их... любить и понимать этот мир, чтобы сделать их умнее, добрее, душевно богаче. В этом задача всех детских писателей и, конечно, драматургов, ибо драматургия - одно из звеньев драгоценной цепи, которую мы называем эстетическим воспитанием, то есть благотворным воздействием искусства на душу, мысли и характер человека... Не может быть детской поэзии «вообще»... Нужно помнить, что дети очень чутко, хотя и по-своему, реагируют на события эпохи. Детям нужны стихи забавные, занимательные, как игра, совершенно конкретные по мысли, с интересным сюжетом, проникнутые бодростью и оптимизмом, свойственным детскому возрасту, точные и ясные по языку, несущие воспитательный заряд».
     Бывает, что «оживают» даже литературные персонажи. Вот они, среди нас, добрый и умный дядя Степа-милиционер, девочка Светлана, для которой поэт написал замечательную колыбельную, мужественные челюскинцы, герои Великой Отечественной...
     Те, кого мы любим, живут. В наших сердцах, в памяти. Среди них и детский, взрослый поэт Сергей Владимирович Михалков.
     На снимке: Авторы советского гимна Г.А. Эль-Регистан, А.В. Александров и С.В. Михалков (слева направо).


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex