на главную страницу

5 Сентября 2009 года

Тема номера

Суббота

Успешно не значит легко

Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда».




     В пятницу в Москве были продолжены российско-индийские переговоры. С президентом Пратибхой Патил встречался премьер-министр Владимир Путин. В беседе соответственно затрагивалась в основном экономическая тематика. То есть вопросы взаимодействия в таких сферах, как энергетика, металлургия, машиностроение, наукоемкие отрасли, транспорт, банковский капитал.
     В ходе обсуждения намеченных вопросов стороны отметили в целом положительную динамику связей, несмотря на кризисные явления в мировой экономике. Оценочные показатели, представленные экспертами обеих сторон, свидетельствуют о том, что двум странам удается поддерживать на достигнутом в лучшие времена уровне обмен капиталами и услугами.
     Основная причина такой благоприятной ситуации в том, что, по мнению Путина, сторонам «удалось диверсифицировать товарооборот». При этом, как отметил премьер, в таких чувствительных областях, как военно-техническое сотрудничество, «есть и свои проблемы». И стороны постараются их разрешить.
     А накануне, как уже сообщалось, Пратибха Патил встречалась с Дмитрием Медведевым. Состоявшаяся между ними откровенная беседа, по словам главы российского государства, еще раз продемонстрировала «дальнейшее развитие особых стратегических партнерских отношений между Россией и Индией». Под «развитием» российский лидер имел в виду, в частности, существенный рост товарооборота, который, как он считает, не может «довольствоваться» даже намеченным на ближайшую перспективу объемом в 10 миллиардов долларов. Так что в этом плане экономике воистину предстоит «догонять политику», в области которой две державы отладили практически безупречные отношения.
     Достаточно отметить, что ежегодно стали проходить визиты на высшем уровне и всегда имеется возможность рассматривать любые вопросы, принимая по ним политические решения. Москва, признавая без всяких оговорок растущую мощь индийского партнера, поддерживает его в вопросе о реформировании Совета Безопасности ООН и включении в его состав Индии. Все более тесным и продуктивным становится взаимодействие в области обеспечения безопасности и стабильности. Две столицы имеют полностью совпадающие позиции по основной проблематике в самых разных частях планеты, включая Ближний Восток и Центральную Азию. Растет международный авторитет таких объединений, как БРИК и ШОС, что свидетельствует об укреплении многополярной модели современного мира.
     «Естественно, мы говорили и о борьбе с террористической угрозой, которая, к сожалению, представляет большую проблему и для Индии, и для РФ, борьбе с наркопреступностью», - сказал Медведев, отнеся эти направления сотрудничества к области «взаимной внешнеполитической координации».
     В связи с тем, что текущий год объявлен в России Годом Индии, особое внимание президенты уделили развитию двусторонних связей на гуманитарном и культурном направлениях.
     Вопросы ВТС - отдельная тема. Унаследовав роль СССР в военно-техническом сотрудничестве с Индией, Россия является основным поставщиком в нее вооружений и боевой техники. Кроме того, осуществляется ряд совместных проектов в сфере оборонной промышленности. Например, по созданию сверхзвуковой противокорабельной ракеты «Брамос» и боевого самолета пятого поколения.
     По заказу индийских партнеров Россия производит модернизацию авианесущего крейсера «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков»). Контракт был заключен в 2004 году, работы планировалось закончить в 2008-м. Уже проделанный объем усовершенствований индийцами оценен как «феноменальный». Тем не менее образовался дополнительный фронт работ, который потребует года три. Соответственно предстоят нелегкие переговоры о доплате Севмашу, на что индийцы идут без большого энтузиазма. Тем не менее в ходе состоявшихся на этот раз переговоров стороны условились, что где-то в середине октября дополнительное соглашение по коррекции контракта будет подписано. Что и подтвердил прессе начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров.
     Весной будущего года планируется завершить приемо-сдаточные испытания многоцелевой подводной лодки «Нерпа», построенной на заводе в Комсомольске-на-Амуре. После чего субмарину (определив ей сначала место в составе ВМФ России) передадут в долгосрочный лизинг индийским ВМС. Ожидается, что в этом месяце на «Нерпу» прибудет индийский экипаж, чтобы приступить к освоению подводного корабля.
     АПЛ «Нерпа» относится к подлодкам третьего поколения. Водоизмещением свыше 8 тысяч тонн, лодка может развивать скорость до 30 узлов и находиться в автономном плавании более трех месяцев. Вооружена она восемью торпедными аппаратами.
     Напомним, что субмарину планировали передать в аренду Индии уже этой осенью. Однако случилось происшествие, связанное с гибелью людей, - произошел сбой в функционировании системы пожаротушения. На ликвидацию последствий и замену части оборудования потребовались дополнительные средства.
     Напомним также, что 24 августа на заводе тяжелого машиностроения в городе Авади (Ченнай, Индия) состоялась торжественная церемония, посвященная выпуску первой партии из десяти танков Т-90С, изготовленных по российской лицензии из комплектующих изделий российского и индийского производства. Лицензионное производство российской бронетехники начато согласно контрактам, которые Рособоронэкспорт подписал с Управлением артиллерийских заводов министерства обороны Индии в 2001 году. Первоначально в дружественную страну из России было поставлено 124 готовых танка и 186 машинокомплектов, из которых и начато лицензионное производство Т-90С. Планируется, что в течение 15 лет в Индии будет произведено порядка 1.000 танков.
     Это не первый опыт взаимовыгодного сотрудничества двух стран. С 1982 года в Индии началось лицензионное производство российских танков Т-72М1. Всего было собрано около 1.200 машин.
     Наращивает свое глобальное присутствие в Индии и ОАО «Вертолеты России». Происходит это прежде всего за счет развития системы послепродажного сервисного обслуживания и установления новых взаимовыгодных связей с местными частными компаниями и госструктурами. По сообщению Романа Кириллова, руководителя пресс-службы компании, Россия и Индия имеют давние, проверенные временем связи в области поставок вертолетной техники, запасных частей, комплектующих, а также обслуживания российских вертолетов.
     Сегодня вертолеты российского производства являются основой вертолетного парка вооруженных сил Индии. По сообщению пресс-службы ОАО «Вертолеты России», в настоящее время только в индийских ВВС имеется 20 вертолетов типа Ми-25 (экспортная версия Ми-24Д) и 39 вертолетов Ми-35, а также 10 Ми-26, 50 Ми-8 и 100 вертолетов Ми-17.

     

     Во время учения «Индра-2007».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex