на главную страницу

8 Сентября 2009 года

Страна и мир

Вторник

КНДР ГОТОВА КО ВСЕМУ

Владимир КУЗАРЬ.



     В преддверии национального праздника, а КНДР 9 сентября отмечает 61-ю годовщину своего образования, Пхеньян объявил, что Северная Корея подошла к завершающей стадии обогащения урана, а также производит новые ядерные боеприпасы с использованием отработавших топливных стержней, которые извлечены из единственного действующего в стране реактора, предназначенного для получения плутония. В заявлении Пхеньяна, распространенном северокорейским информагентством, также говорится, что КНДР не согласна с резолюцией Совета Безопасности ООН за номером 1874 от 13 июня и не намерена ее выполнять, так как она не только нарушает суверенные права республики, но и является несправедливо сфабрикованной. При этом КНДР все еще привержена принципу денуклеаризации, однако возражает против продолжения шестисторонних переговоров, поскольку они использовались для нарушения и оскорбления ее суверенитета и права на мирное развитие. В заявлении подчеркивается, что КНДР будет готова к любым санкциям и ответит укреплением своего ядерного сдерживания.
     Это поистине сенсационное заявление, поскольку ранее Пхеньян категорически отрицал наличие подобной военной программы, не могло не привлечь к себе внимание, и сегодня аналитики пытаются понять, что за ним стоит в действительности. При этом многие из них сходятся во мнении, что заявление рассчитано как на внутреннее, так и на внешнее потребление. Считается, что Пхеньяну оно потребовалось, чтобы накануне праздника в очередной раз взбодрить свой народ, который, с одной стороны, вот уже 61 год живет в условиях «агрессивных устремлений американского империализма» и необходимости быть в постоянной готовности дать им отпор. А с другой - в последние годы ему приходится буквально выживать из-за экономических трудностей, свалившихся на страну в связи с постоянными природными катаклизмами, действиями различных международных санкций и мирового кризиса. Поэтому заявление о создании новых вооружений и тот решительный тон, в котором оно сделано, должны, наверное, прибавить северокорейцам энтузиазма, оправдать те лишения, которые им приходится переносить.
     И тем не менее это заявление все же больше имеет внешнюю направленность. Дело в том, что в последние месяцы Пхеньян достаточно много сигнализировал мировому сообществу, и прежде всего Соединенным Штатам, о своей готовности вернуться к диалогу, прерванному ракетными пусками и ядерными испытаниями КНДР. К ним следует отнести прием в Пхеньяне экс-президента Соединенных Штатов Билла Клинтона и главы южнокорейского концерна «Хёндэ-груп» Хён Чжон Ын. Оба они уехали с «подарками», увозя соответственно двух американских журналистов, приговоренных северокорейским судом к 12 годам исправительных работ за незаконное пересечение границы и «враждебные действия» в отношении КНДР, и южнокорейского инженера, задержанного за критику политической системы народной республики.
     Затем Пхеньян уведомил Сеул об отмене «Мер от 1 декабря», которые были приняты в связи с деятельностью «предательской клики», такое определение получила в КНДР администрация южнокорейского президента Ли Мён Бака, и которые предусматривали ограничения пропускного режима на межкорейской сухопутной границе и прекращение железнодорожного сообщения между Севером и Югом. Кроме того, Пхеньян вновь включил прямую «горячую линию» между обществами Красного Креста двух стран - канал официальных контактов Севера и Юга.
     23 августа в Сеуле президент Ли Мён Бак принял делегацию КНДР. По сообщениям южнокорейской печати, глава делегации секретарь ЦК Трудовой партии Кореи Ким Ги Нам передал Ли Мён Баку устное послание от лидера КНДР Ким Чен Ира. Содержание этого послания не раскрывалось, однако после этого стороны заговорили о восстановлении межкорейского взаимодействия. И свидетельством тому стала достигнутая договоренность о проведении в конце сентября - начале октября очередного раунда переговоров относительно разделенных войной 1950 - 1953 годов семей.
     Параллельно Пхеньян всячески стремился донести до Вашингтона важность налаживания двустороннего диалога. С этой целью северокорейские официальные и неофициальные лица стали активно посещать американских чиновников. Так, в августе два сотрудника постпредства КНДР при ООН в Нью-Йорке нанесли визит губернатору штата Нью-Мексико Биллу Ричардсону, в беседе с которым заявили о заинтересованности Пхеньяна в начале прямого двустороннего диалога с США. Пхеньян также пригласил специального представителя США по Северной Корее Стивена Босуорта и главу американской делегации на шестисторонних переговорах Сон Кима в КНДР для обсуждения вопроса о ядерной программе.
     Такая политика, когда после нагнетания напряженности наступает период «жестов доброй воли», для Пхеньяна, как отмечают наблюдатели, не нова. И чаще всего она приносила некие плоды. Однако на сей раз этот дипломатический ход пока не привел, если не считать определенных подвижек в отношениях Севера и Юга, к ожидаемым результатам. В Вашингтоне весьма холодно отнеслись к предложению КНДР о проведении прямых консультаций по ядерной проблеме. Как заявил тот же Стивен Босуорт, США готовы к диалогу с КНДР, но лишь в рамках шестисторонних переговоров. При этом, по его словам, Пхеньян должен четко подтвердить свои обязательства в рамках достигнутого ранее на шестисторонних переговорах соглашения. Более того, Соединенные Штаты, которые с 1 сентября председательствуют в Совете Безопасности ООН, намерены более активно использовать его для оказания давления на КНДР в плане ядерного разоружения. Уже 14 сентября состоится заседание ооновского комитета по санкциям, который обсудит эффективность международного воздействия на Северную Корею.
     В этих условиях Пхеньян, считают специалисты, вынужден был пойти на еще один демарш, признав, что занимается производством новых ядерных боеприпасов. Однако вряд ли он приведет к успеху. Представители Вашингтона уже выразили обеспокоенность действиями Северной Кореи и призвали к ужесточению санкций против нее. Совершенно очевидно, что подобные заявления, какими бы мотивами ни руководствовались в КНДР, не способствуют нормализации обстановки и могут стать толчком для начала гонки вооружений в регионе. Лишь за столом переговоров можно достичь желанной цели - денуклеаризации Корейского полуострова, обеспечения безопасности и создания условий для стабильного социально-экономического развития всех государств региона, выработки многостороннего механизма обеспечения мира в Северо-Восточной Азии. Поэтому Россия по-прежнему настаивает на продолжении шестисторонних переговоров для решения проблемы денуклеаризации Корейского полуострова.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex