на главную страницу

9 Сентября 2009 года

Армия и общество

Среда

Комендоры туманного мыса

Александр ЧЕБОТАРЕВ, «Красная звезда». Фото Андрея Тарамана.



В нашей стране оснащение армии и флота современным оружием выступает одним из важнейших направлений реформы Вооруженных Сил России. Освоение новой боевой техники – само по себе дело непростое. Но как происходило принятие на вооружение нового оружия в непростые годы начала нового тысячелетия?

     В Новороссийской военно-морской базе в конце 2003 года состоялись государственные испытания нового артиллерийского комплекса береговой обороны. Шесть лет уже на вооружении одного из черноморских артиллерийских дивизионов состоит оружие, достойное называться оружием третьего тысячелетия. Событие на тот период времени было знаковое. Ведь, несмотря на огромные трудности, удалось завершить начатое дело. Федеральное государственное унитарное предприятие «Баррикады» (Волгоград) подтвердило свою репутацию законодателя мод в области развития и производства артиллерийских систем.
     Как это было? Артиллерийский комплекс рождался буквально в муках. И «пробивать» его пришлось сквозь многочисленные препоны кризисного десятилетия. Некогда налаженные связи между различными предприятиями были утрачены. Пришлось во многом восстанавливать деловые контакты. Кстати, в создании оружия России приняли участие и специалисты из Белоруссии.
     ...Тогда, шесть лет назад, на полигоне на берегах Кубани колоссальный труд тысяч людей на протяжении многих лет сконцентрировался в коротких мгновениях артиллерийского залпа. И канонада «бога войны» в российском исполнении поставила точку в заводском этапе «жизни» современного артиллерийского комплекса береговой обороны.
     О том, как развивались события в последние дни уходящего 2003 года на мысе Железный Рог, что неподалеку от Новороссийска, о том, что довелось увидеть во время той своей командировки, и пойдет речь.
     
Там, на кубанских берегах

     Предложение съездить на кубанский берег в ноябре 2003 года было довольно внезапным. На мысе Железный Рог происходили события, которые иначе как значимыми и не назовешь. Впервые за последнее десятилетие береговые артиллеристы-черноморцы готовились принять на вооружение новые образцы морского «бога войны». Сборы были недолги. И вот мы уже вместе со старшим офицером отдела боевого применения береговых войск Черноморского флота подполковником Игорем Багмой под проливным дождем проскочили на его «девятке» большую часть Крыма. Ближе к Феодосии погода немного улучшилась. Сплошной фронт свинцовых облаков уходил в сторону моря. Солнце робко осветило поля и пригорки Керченского полуострова.
     - О, глядишь, ребятам и привезем хорошую погоду, – произнес Игорь. – Они, если честно, уже порядком устали. Четвертый месяц в полевом лагере. Тяжело, что ни говори.
     Ребята – офицеры, прапорщики и моряки артиллерийского дивизиона подполковника Игоря Зарькова. Они с середины августа находятся на полигоне. Испытания нового артиллерийского комплекса – дело трудоемкое. Тем более, что аналогов подобной системы в мире не существует. И волгоградское федеральное государственное унитарное предприятие «Баррикады», несмотря на свой почти девяностолетний «возраст», впервые дает путевку в жизнь подобным орудиям.
     Игорь Багма по каким-то своим приметам сворачивает с главной дороги. Еще несколько поворотов, и мы останавливаемся возле шлагбаума. Полевой лагерь освещают несколько прожекторов. Палатки, запах дыма печей. Дождь только-только закончился. На территории лагеря полно липкой кубанской грязи. Сразу жалею об отсутствии незаменимых в таких условиях резиновых сапог. Проходим в штабную машину, где нас встречает командир дивизиона подполковник Игорь Зарьков. Как выяснилось, со своим тезкой Игорь Багма знаком и дружит еще с Камчатки.
     Утро освещает лагерь серым, неярким светом. Неподалеку виднеются маяк, балки, горки. Невдалеке слышен шум морского прибоя. Относительно хорошая видимость в этих краях, да еще поздней осенью – большая редкость. И всего через пару дней густые, молочные туманы начнут приходить с моря ближе к рассвету, скрывая здешние окрестности почти на весь день. Видимость может составлять всего сто-сто пятьдесят метров.
     
«РАТЕП» и «Баррикады»

     Автобус с инженерами и специалистами серпуховского ОАО «РАТЕП» и волгоградского ФГУП «Баррикады» подъезжает в начале девятого. Работы начинаются без раскачки. Ревут мощные двигатели тягачей. Оружие береговых войск флота нового тысячелетия выдвигается по проселкам на высокий морской берег. Я решил немного пройтись пешком, до рубежа развертывания береговых артиллеристов около полутора километров.
     Грозные самоходные установки занимают позиции. Вновь начинается трудоемкий процесс налаживания аппаратуры, подготовка ее к передаче на эксплуатацию в Вооруженные Силы. Для представителей военной приемки Минобороны России, курирующих ФГУП «Баррикады», капитана 2 ранга Андрея Шатилина, капитана Александра Демина, капитана 2 ранга запаса Александра Писарькова, подполковника запаса Валерия Карпова сейчас наиболее ответственный период. Все параметры, допуски, особенности эксплуатации техники необходимо приводить в полное соответствие с требованиями государственного заказа. Руководит специалистами предприятия по передаче артиллерийского комплекса флоту Геннадий Ермилов. Для заводчан подобное дело – вопрос престижа.
     Рабочие, инженеры сейчас находятся в сложнейших условиях, явственно чувствуется усталость. Поражаешься их терпению, самоотдаче. Конструкторы Светлана Лукьянскова, Владимир Сердюков, заместитель начальника производства Олег Ковалев, слесарь-механик Вячеслав Кулаков, слесарь-электрик Виктор Улизи, специалист Владимир Вишня, водители Юрий Есиков, Владимир Вязанов и многие другие трудятся с полной самоотдачей. Внешне современные артустановки выглядят весьма грозно. Возможности берегового артиллерийского комплекса подкупают с первых минут знакомства с ним.
     
Дивизион наследников «тридцатки»

     Народ в дивизионе береговых комендоров подобрался самый разный. Командир подполковник Зарьков до нынешней своей должности в Новороссийской ВМБ служил на Камчатке по специальности «Ракетчик». Хотя каких-либо сверхтрудностей при освоении нового для себя оружия и тактики его применения не испытывал. На третьем, береговом факультете ЧВВМУ имени Нахимова учили на совесть. На должностях подобного ранга с 28-летнего возраста, различными дивизионами прокомандовал в общей сложности двенадцать лет. Комдив – настоящий командир, из рода морских артиллеристов, дед воевал на крейсерах комендором. Хотя на первый взгляд кажется очень мягким человеком, за те несколько дней общения ни разу не повысил голос. С другой стороны, люди после нескольких месяцев, проведенных в поле, порядком измотались. В коллективе чувствуется усталость. И нагнетать обстановку излишней нервозностью первое лицо в части, понятное дело, считает совершенно излишним.
     Спокойствие командира, его самообладание имеют вполне практический смысл. Сложные условия службы выработали совершенно иное к ней внутреннее отношение моряков-артиллеристов. Сама по себе ценность общей цели – прием на вооружение нового артиллерийского комплекса – объединяет людей. Боевой дух моряков – артиллеристов дивизиона подкупает. В полевых условиях, терпя неудобства полевой жизни, они находятся уже четыре месяца. Отступать же никто не собирается. Флот непременно должен получить качественно новое оружие.
     С легкой руки московских журналистов дивизион подполковника Зарькова окрестили «артиллерийским спецназом». И береговые артиллеристы с немалой гордостью говорят об этом при знакомстве. Впрочем, морские комендоры имеют более чем славную историю, им есть чем гордиться. Сама часть в относительно недавние исторические времена располагалась в районе Мекензиевых гор в Севастополе, имела задачей обслуживание находящихся на консервации оружия, техники, сооружений знаменитой 30-й батареи. Наследниками по прямой линии героев-канониров второй обороны Севастополя и являются морские артиллеристы Новороссийской ВМБ.
     Отношение к своему оружию, настоящую гордость за него испытывают все без исключения морские комендоры. Командир и сам этого не скрывает. Во многом его решение оставаться на военной службе оказалось предопределено именно причастностью к процессу создания нового флота, оснащенного современным разящим «мечом».
     Похоже, новое оружие покорило в дивизионе всех без исключения. Старшина машины обслуживания боевого дежурства (МОБД) старший прапорщик Владимир Солодухин с гордостью показывает свою вотчину. Вся бытовая неустроенность полевой жизни преодолевается весьма удачными техническими решениями. Артиллеристы в боевых условиях без особых затруднений смогут принять душ, высушить одежду, приготовить горячее питание, к их услугам два купе в стиле фирменного поезда. Командир орудия прапорщик Евгений Буслов лестно отзывается о возможностях нового оружия береговой обороны.
     Как-то я решил задать немного «провокационный» вопрос – мол, а зачем в XXI веке, в эпоху ракет, электронного высокоточного ракетного оружия необходимы пушки?
     - Как зачем? – Береговые артиллеристы посмотрели на меня с некоторым непониманием. – Ирак и Югославия все показали. Даже суперракета подвержена в полете воздействию средств ПВО, радиоэлектронным помехам. А снаряд, когда он устремился к цели – попробуй сбей! В истории подобных случаев еще не зафиксировано.
     Гордость за причастность к возрождению славы русского морского оружия здесь не грешит наносной бравадой, она в сердце каждого комендора. Профессиональный уровень подготовки офицеров и прапорщиков в подразделении, их опыт службы достаточно высоки. Случайных людей здесь нет. Вряд ли тот же старший прапорщик Виктор Тучурин нуждается в каких-либо «детальных» поучениях или наставлениях. За его плечами и служба в воздушно-десантных войсках, морская пехота Северного флота. Под утро, когда Виктор дежурил по дивизиону, мы разговорились. Школа воинской службы в войсках «первого броска» в нем чувствуется весьма добротная. Патрули, дневальные с постоянной периодичностью ему докладывают. Дивизион находится на «выселках». Всякое может произойти. На вопрос, не устал ли жить в полевом лагере, он отшутился – мол, что дома печка, что в палатке. А так, по жизни, заботы обычные. Сыновья растут, старший наследник уже учится в коммерческом институте.
     Запас терпения командира взвода поражает. Да и что толку в бесполезных стенаниях? Надо выполнять свой долг перед семьей, поднимать детей, давать им образование, коль самому не довелось обрести вузовский ромбик. Сыновья пойдут дальше, в них – продолжение его фамилии. Он не говорит высоких слов о верности долгу, Отечеству. Но когда уже затемно застревает водовозка – Виктор не заставляет командира повторять дважды приказ. И тотчас же садится в личную машину, отправляется вытаскивать плотно засевшую в удивительно липкой кубанской грязи автоцистерну.
     Среди молодых офицеров выделяется командир батареи капитан Михаил Кривушин. Комбат пока числится здесь в командировке, официально находясь в штате отдельного батальона морской пехоты береговых войск НВМБ. Со временем его переведут в артдивизион. По характеру целеустремлен, наделен незаурядной силой воли. Про него еще говорят: настоящий «черный берет». Вполне способен в интересах дела жестко: поговорить с заводским специалистом, если почувствует где-то его недоработку.
     Сам Михаил из сугубо гражданской семьи. На вопрос, отчего решил стать офицером, отвечает без лукавства и лицемерия. После школы прикинул как-то на досуге, что вместо службы по призыву лучше поучиться в «минобороновском» вузе. Преимущества военного образования даже в 90-е годы пошлого уже века не нуждались в особой рекламе. Полное государственное обеспечение, неплохое денежное содержание курсантов говорят сами за себя. Потом, уже ближе к выпуску, понял, что военная стезя подходит его душе как ни одна другая. Михаил гордится тем, что именно ему посчастливилось принимать в эксплуатацию современное оружие. Одним словом, своими руками и делами творить современную историю береговых войск отечественного флота.
     Когда прощались, командир дивизиона пошутил. Дескать, принимали первого в новейшей истории подразделения корреспондента отнюдь не по «высшему» уровню. Ночевать представителя своей, флотской «четвертой власти» определили в палатке, где жили офицеры, прапорщики и контрактники, столовали на общем камбузе без разносолов. На что я возразил: а вы-то, сами живете в других измерениях? С одной лишь сноской. Военный корреспондент у вас был всего неделю. Подразделение же находилось в поле без малого четыре месяца. В отличие от вполне оборудованного за годы и годы использования крымского полигона тех же морских пехотинцев условия здесь куда более приближены к экстремальным.
     Тесный мир людей в военной форме, разных по возрасту, в разных званиях, с жизненным различным опытом, с неповторимыми характерами, еще раз подтверждает ведомую многим служилым людям истину. Все бытовые трудности преодолеваются сообща. Главное, в тесноте не быть в обиде.
     
...Из официальных документов

     Из отчета государственной комиссии:
     «с 15 по 21 декабря 2003 года в Новороссийской ВМБ, в районе мыса Железный Рог, проведены испытания берегового самоходного артиллерийского комплекса «Берег». В составе комиссии по подготовке и проведению испытаний комплекса работали офицеры управления береговых войск ЧФ в составе: заместителя начальника береговых войск ЧФ капитана 1 ранга С. Гросса, начальника артиллерии БВ ЧФ подполковника С. Тутуева, старшего офицера отдела БП УБВ ЧФ подполковника И. Багмы».
     17 декабря 2003 года с 8.00 до 11.00 проведено контрольное комплексное занятие на допуск батареи к боевой стрельбе. В ходе занятия установлено: моряками приобретены необходимые навыки в использовании комплекса. Затем 17 декабря 2003 года с 11.30 до 16.00, проведены квалификационные испытания комплекса без боевой стрельбы. Задача – определить его возможности при обнаружении морской цели. СКР «Пытливый» был обнаружен в 09.36 на весьма приличной дальности. Сторожевой корабль был захвачен в автоматический режим сопровождения.
     Предварительный вывод: береговой самоходный артиллерийский комплекс способен обнаруживать и автоматически выдавать данные для стрельбы по движущимся морским целям в соответствии с тактико-техническими данными.
     Важный этап наступил 18 декабря 2003 года. С 11.30 до 14.00 по плану боевого слаживания проведена учебно-боевая стрельба по имитированной наземной цели в морской акватории на дальности 6.000 метров. Произвели проверку технической готовности артиллерийского комплекса «Берег» к проведению приемо-сдаточных и квалификационных испытаний. В связи со сложными погодными условиями стрельба по движущейся морской цели перенесена на 19 декабря 2003 года.
     Начальник артиллерии береговых войск Черноморского флота полковник Сергей Тутуев здесь как бы раскрашивает свой внешне небогатый эмоциями рассказ. С августа прошлого года береговые комендоры подполковника Игоря Зарькова находились в полевых условиях. Заводские специалисты вдали от привычного и устроенного домашнего быта «доводили» до ума свое многострадальное детище. Причем моряки-артиллеристы, представители славного в России и за ее пределами корпуса оружейников, с невероятной любовью отзывались о новом оружии береговой обороны. Командир дивизиона его иначе как «130-милиметровой снайперской винтовкой с электронным прицелом» и не называет. Точность, с которой бьет в цель «Берег» поразительна. Подполковник Игорь Багма – друг и давний сослуживец комдива, несколько месяцев безвыездно находился на кубанском береге. Природа добавила новых «вводных». Пошел снег, началась пурга. Видимость составила 100-150 метров.
     Время «Ч» приближается. 18 декабря 2003 года произведена боевая стрельба по движущейся морской цели. С достоверностью установлено пять явных повреждений цели. Оценка – пока лишь государственная «троечка». В ходе разбора упражнения выявлены определенные недостатки. Оказалось, своевременно не ввели корректуры на центральный пост по результатам разрывов. Заводские специалисты немного перестраховались. И неоправданно вмешались в работу расчетов.
     Время «Ч». На 19 декабря 2003 года назначаются квалификационные испытания комплекса. Наступает решающий момент. Раздаются первые выстрелы береговой артиллерии. Затем стрельба ведется одновременно по двум целям. Под огонь попадает движущаяся морская и имитированная наземная цели.
     В результате оценки боевой стрельбы наблюдали 12 накрытий морской движущейся цели и 15 попаданий в имитированную наземную цель. Оценки соответственно «хорошо» и «отлично». Разбор командования боевого упражнения лаконичен. Задержек при стрельбе не произошло, темп стрельбы составил 6-8 снарядов в секунду. Возможности комплекса вместе с тем гораздо выше.
     Итог испытаний. Береговой самоходный артиллерийский комплекс А-222 «Берег» прошел приемо-сдаточные и квалификационные испытания с общей оценкой «хорошо». Личный состав сводной батареи готов выполнять задачи в соответствии с боевым предназначением. Отличились капитан Михаил Кривушин, старший лейтенант Роман Михалкив, старший прапорщик Владимир Солодухин, прапорщик Евгений Буслов, младшие сержанты Спартак Замтриули, Владимир Мельников, Матросы Роман Сырцов, Юрий Хомяков, Алексей Кабанов.
     Почти пятнадцатилетняя одиссея с принятием на вооружение артиллерийского комплекса завершилась общим успехом военных моряков, заводских специалистов, инженеров-конструкторов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex