на главную страницу

9 Сентября 2009 года

Армия и общество

Среда

Каспий: угрозы мнимые и реальные

Вадим ТИМОХИН, эксперт Института геополитической информации «Энергия».



13 сентября в казахстанском городе Актау (в советское время - Шевченко), что находится на берегу Каспийского моря, состоится неформальная встреча глав четырех прикаспийских государств - Азербайджана, Казахстана, России и Туркменистана. Договоренность о проведении этой неформальной встречи была достигнута в прошлом месяце в ходе телефонного разговора президентов Казахстана и России Нурсултана Назарбаева и Дмитрия Медведева. Темами для обсуждения станут вопросы сотрудничества в Каспийском регионе и проблематика правового статуса Каспия.

     АКТУАЛЬНОСТЬ встречи для экспертов очевидна. Прежде всего на повестке дня - правовой статус Каспийского моря. К консенсусу 5 государствам (4 постсоветские республики плюс Иран) пока прийти не удается. Морские границы между ними окончательно не определены, а нынешние представляют собой повторение прежних границ с двумя разными правовыми статусами: межгосударственным между РСФСР (СССР) и Ираном и внутригосударственным - между бывшими союзными республиками, имеющими выход к Каспию. Советско-иранский договор 1921 года, напомним, определил границы на Каспии по линии Астара - Гасан-кули.
     В августе 2009 года на прошедшем в Астрахани совещании по вопросам каспийского сотрудничества Президент РФ Дмитрий Медведев выступил против привлечения на Каспий «внерегиональных» сил и предложил разработать специальную межправительственную программу - «дорожную карту» - в рамках предлагаемой к созданию Организации каспийского экономического сотрудничества (ОКЭС). Глава нашего государства следующим образом охарактеризовал складывающуюся в регионе ситуацию: «Во-первых, неурегулированность международно-правового статуса Каспийского моря, во-вторых, ряд нерешенных двусторонних проблем, в том числе на региональном уровне. И, в-третьих, нестабильность ситуации в регионе в целом».
     Встреча в Актау позволяет бывшим советским республикам обсудить накопившиеся проблемы в «своем кругу», чтобы обеспечить успех последующих переговоров с участием Ирана. Частично правой статус Каспия уже определен в рамках существующих двусторонних соглашений по Каспию между Россией и Азербайджаном, Россией и Казахстаном, Азербайджаном и Казахстаном. Теперь важно достичь договоренностей с Туркменистаном и трансформировать двусторонние соглашения в своего рода «союз четырех».
     

     Наша справка. Необходимость подписания Конвенции о правовом статусе Каспийского моря обусловлена проблемой собственности на природные, прежде всего энергетические ресурсы. Пока продолжают действовать советско-иранские договоры от 26 февраля 1921 года и 25 марта 1940 года, в соответствии с которыми установлен режим свободы судоходства и рыболовства. Вопросы недропользования и природоохранной деятельности эти договоры не регулируют.
     После распада СССР Россия, Казахстан и Азербайджан заключили ряд двусторонних соглашений, по которым объекты разграничения - дно и недра, водная поверхность остается в общем пользовании. Дно Каспийского моря и его недра разграничиваются по методу срединной модифицированной линии по договоренности сторон. В 2003 году Россия, Азербайджан и Казахстан подписали трехстороннее Соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря. Документ, утвержденный на уровне заместителей министров иностранных дел, узаконил в трехстороннем формате правовой статус более 60 процентов недр всей акватории моря.

     

     СИТУАЦИЮ осложняет спор между Баку и Ашхабадом по поводу принадлежности месторождений углеводородов в центре Каспийского моря. Разногласия касаются месторождений Кяпаз (это азербайджанское наименование, туркменское - Сердар), а также Азери и Чираг (Осман и Омар). Месторождение Кяпаз (по оценкам, 50 млн. тонн нефти) находится как раз на срединной линии между Азербайджаном и Туркменией. Месторождения Чираг и Азери уже разрабатываются консорциумом иностранных компаний (английская «Бритиш петролеум», американская «Экссон Мобил», норвежская «Статойл Гидро» и др.) и обеспечивают основной объем нефти, добываемой в Азербайджане (в 2008 году было добыто около 45 млн. тонн).
     В Баку выступают за диалог с Ашхабадом и достижение компромиссного решения. Известно высказывание заведующего отделом внешних связей администрации президента Азербайджана Новруза Мамедова, смысл которого в том, что у азербайджанской стороны «есть хорошие предложения по решению вопроса». Эксперты считают, что, возможно, имеется в виду совместная эксплуатация спорных месторождений. Но пока Баку готов рассматривать вопрос о совместной эксплуатации только Сердара (в советское время было известно, как «Промежуточное»). В отношении же остальных двух месторождений азербайджанская сторона советует соседям «отказаться от необоснованных претензий». Надо заметить, что в советское время эти месторождения были открыты азербайджанскими нефтяниками.
     В июле с.г. в Баку при поддержке Евросоюза и США в очередной раз обсуждалась проблема спорных месторождений и предполагалось, что стороны (Азербайджан и Туркменистан) все же договорятся - с учетом заинтересованности обеих сторон в реализации проекта «Набукко» по транспортировке природного газа в Центральную Европу. Но Ашхабад предпочел решать вопрос с помощью международного арбитража. Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов заявил, что его страна намерена в Международном арбитражном суде отстаивать свои права на спорные с Азербайджаном нефтегазовые месторождения на Каспии. На заседании правительства он утверждал, что вопрос об определении границы по Каспийскому морю и серединной линии с Азербайджаном не решается в основном из-за позиции Баку.
     Одновременно стало известно о планах Ашхабада по созданию военно-морской базы на Каспии для защиты морских границ республики. По словам президента Туркменистана, «в настоящее время осуществляется специальная работа по укреплению нашей морской границы и охране побережья Каспия, относящегося к нашему государству, от чужих посягательств». В Туркменистане, заявил он, будет создана эффективная система локационного и оптического контроля морской акватории. Пограничная служба республики уже закупает современные скоростные патрульные катера, а для военно-морских сил будут закуплены два современных корабля, вооруженных ракетами. В водах Каспия военно-морские силы Туркменистана намерены регулярно проводить учения совместно с подразделениями пограничной службы.
     В Баку в ответ сообщили, что границы Азербайджана, как морские, так и сухопутные, охраняются на должном уровне, и в этих целях приобретается современная военная техника. «На должном уровне охраняются наши морские границы, и приобретаемая нами новая техника и оборудование, военные базы обеспечивают эти цели, одновременно на должном уровне охраняются наши границы в других местах - с соседними странами», - заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев на церемонии открытия в Баку спорткомплекса «Пограничник».
     Симптоматично, что азербайджанский военный эксперт Узеир Джафаров призвал к модернизации военно-морской базы на Каспии и привлечению к этой работе «партнеров из НАТО». По его мнению, альянс «не останется в стороне, если не дай Бог возникнет какая-то угроза на Каспии». Значительное число азербайджанских офицеров и мичманов, как следует из появившихся публикаций, прошло подготовку в Турции.
     Официальный Баку выступает вместе с тем за демилитаризацию Каспийского моря. «Мы хотим видеть Каспий регионом мира и сотрудничества, то есть демилитаризованным, а не милитаризованным», - сказал пресс-секретарь МИД Азербайджана Эльхан Полухов агентству «Интерфакс», комментируя планы Ашхабада создать военно-морскую базу на Каспии. «Азербайджан является сторонником того, чтобы в каспийском регионе происходило разоружение, а не вооружение», - отметил он.
     Судя по всему, между сторонами «мосты не сожжены», и шанс на компромисс остается. На днях состоялся телефонный разговор между президентами этих государств, в ходе которого достигнута договоренность о более детальном обсуждении проблемы на предстоящей неформальной встрече в Актау.
     ЗА РАЗВИТИЕМ ситуации в Каспийском регионе внимательно следят в США и Евросоюзе, заинтересованных по геополитическим соображениям в транзите углеводородного сырья из Азербайджана и стран Центральной Азии в обход России. И надо признать, они в этом за последние годы немало преуспели.
     Функционируют нефтепроводы Баку - Тбилиси - Джейхан (Турция) и Баку - Супса (Грузия), организована доставка нефти по железной дороге в направлении грузинских портов Батуми и Кулеви на Черном море. Кроме того, введен в эксплуатацию Южнокавказский газопровод Баку - Тбилиси - Эрзурум (Турция), благодаря которому азербайджанский газ поступает не только в Турцию, но и в Грецию, а вскоре будет экспортироваться в Италию. Азербайджанские транспортные возможности для вывоза нефти на европейский рынок стал использовать Казахстан, который перевозит свою нефть танкерами через Каспийское море.
     Страны НАТО стремятся развивать с прикаспийскими республиками бывшего СССР военно-политические связи, которые они сумели установить еще в 1990-е годы. После событий 11 сентября 2001 года, когда США, воспользовавшись воздушной атакой на две нью-йоркские башни, начали «войну с терроризмом», западные военачальники стали частыми гостями в этом регионе. Так, в августе с.г. в Ашхабаде побывала с визитом делегация США во главе с командующим Центральным военным командованием США генералом Дэвидом Петреусом. Это уже второй визит высокопоставленного американского генерала в Туркменистан в этом году. Предыдущий визит состоялся в январе. На этот раз проходили двусторонние консультации по вопросам сотрудничества в сфере обеспечения мира и безопасности.
     Не секрет, что американцы время от времени зондируют возможность втягивания в НАТО не только Грузии, но и Азербайджана. В СМИ уже обращалось внимание на заявления посла США в Баку на эту тему. Американцы выступают инициаторами двусторонних американо-азербайджанских консультаций по безопасности. «Болевые точки» Баку американцам хорошо известны. Это и непростая история отношений Азербайджана и РФ в газовой сфере, и конфликт вокруг Карабаха, и проблема «южного Азербайджана». Значительная часть исторического Азербайджана находится ныне в Иране, и это дает возможность раскладывать геополитические пасьянсы, особенно на случай военного конфликта между западными странами и Ираном.
     Между Азербайджаном и Ираном, кстати, есть разногласия относительно акватории Каспия. Месторождения «Араз-Алов-Шарг» находятся в зоне претензий Ирана, и в начале этого десятилетия (лето 2001 г.) дело дошло до вооруженного инцидента.
     Позиция Ирана относительно правового статуса Каспия далеко не идеальна. Тегеран, исходя из своих интересов, ведет собственную геополитическую игру в регионе, чему содействуют его работы в ракетной и ядерной областях, развитие военной промышленности. Это государство, имеющее наименьшую прибрежную полосу на Каспии, настаивает на равном разделении акватории Каспийского моря. Для Тегерана участие в определении правового статуса Каспия предоставляет возможность решать вопросы иного рода, связанные с проблематикой санкций и ограничений, наложенных на Иран в связи с его ядерными исследованиями, которые, как подозревают некоторые государства, могут иметь военный аспект.
     Иранцы умело воспользовались ситуацией, когда возникла проблема реализации туркменского газа в связи с аварией на трубопроводе, ведущем в Россию. В декабре с.г. будет сдан в эксплуатацию газопровод Туркменистан - Иран, берущий начало на газовом месторождении Довлетабате. Вместе с мощностями действующего газопровода Корпедже - Гуртгуи это даст возможность поставлять в Иран 14 млрд. кубометров природного газа в год, в перспективе - до 20 млрд. Генеральный директор Иранской национальной газовой компании Азизолла Рамазани заявил, что в связи с этим на северо-востоке Ирана рассматриваются проекты по строительству газовых хранилищ и увеличению перерабатывающих мощностей газоочистительного завода «Шахид Хашеминежад».
     США И ИХ СОЮЗНИКИ по НАТО рассматривают сегодня Каспийский регион как одну из зон «жизненного пространства» западной цивилизации. Каспийский регион многие десятилетия будет играть важную роль в обеспечении энергетической безопасности - такое заявление сделал в июне с.г. спецпредставитель США по вопросам энергетики в Евразийском регионе Ричард Морнингстар. Он подчеркнул, что Каспийский регион является стратегически важным источником энергоресурсов для мира. «Газовые ресурсы Азербайджана превышают 2 трлн. кубометров, нефтяные запасы Казахстана оцениваются в 40 млрд. баррелей (5,4 млрд. тонн. - Ред.), Туркмения обладает крупными запасами газа, составляющими более 3 трлн. кубометров», - отметил американский представитель.
     По его словам, повышение уровня добычи здесь дополняется наличием экспортных маршрутов. «Доступ к энергии является основным вопросом, который беспокоит США и Евросоюз», - сказал Морнингстар. С его точки зрения, события прошлого года в Грузии и «газовый кризис» между Россией и Украиной усилил уязвимость Европы в плане энергобезопасности. Поэтому «Южный коридор» является хорошей альтернативой для энергообеспечения Европы, и США поддерживают этот проект. Он с одобрением отметил растущую открытость Туркмении для иностранных инвесторов и призвал эту центрально-азиатскую страну к большей гибкости в вопросах разработки месторождений на суше.
     Углеводородные ресурсы прикаспийских стран действительно огромны. Туркменистан вслед за остальными прикаспийскими странами, в особенности Азербайджаном и Казахстаном, приступил к реализации больших планов по освоению прикаспийского шельфа. Запасы туркменского сектора шельфа Каспия, согласно некоторым западным оценкам, составляют 11 млрд. тонн нефти и 5,5 трлн. кубических метров газа. Это более половины ресурсов нефти и около одной четверти газа республики. Для освоения этих природных богатств Ашхабад намерен привлекать иностранные инвестиции и технологии. Ежегодный объем прямых иностранных инвестиций может составить до 10 млрд. долларов. В 2009 году они достигнут 4 млрд. долларов (2008 г. - 2,3 млрд., в 2007 г. - 0,9 млрд.). Благодаря внедрению новейших западных технологий к 2030 году Ашхабад намерен ежегодно добывать до 250 млрд. кубометров газа и 110 млн. тонн нефти (ныне 70 млрд. кубометров газа и 10 млн. тонн нефти). В Туркменистане в настоящее время с участием нефтегазовых компаний из десяти стран - Австрии, Великобритании, Германии, Италии, Индии, Малайзии, ОАЭ, Дании, Канады и Китая - осуществляются семь проектов, причем четыре из них - на шельфе Каспия.
     РОССИЙСКИЙ сектор Каспийского моря является также перспективным для поиска месторождений углеводородного сырья. Только запасы Астраханской области оцениваются в 5 трлн. кубометров природного газа и 1 млрд. тонн нефти и конденсата. В настоящее время на Каспии открыто шесть крупных нефтегазоконденсатных месторождений, промышленные запасы которых составляют по нефти и газовому конденсату около 300 млн. тонн, по природному газу - 700 млрд. кубометров. В этом регионе активно работают «ЛУКОЙЛ» и «Газпром».
     Российское государство заинтересовано в предотвращении вмешательства «внерегиональных» сил в отношения прикаспийских государств. Существующие проблемы Каспийского региона, включая безопасность нефтедобывающих, транспортных и рыболовных компаний, могут быть решены без «помощи» извне. Еще в 2005 году Россия выступила с инициативой создания сил по поддержанию безопасности в бассейне Каспия («Касфор») - по примеру партнерства на Черном море («Блэксифор»). Но, к сожалению, эта инициатива поддержки пока не получила.
     Очевидно, что гонка военно-морских вооружений в регионе не будет способствовать поддержанию мира и спокойствия на Каспии и чревата бессмысленным расходом ресурсов, которые можно использовать для решения социально-экономических проблем бывших советских республик. В условиях продолжающегося мирового экономического кризиса и попыток активизации религиозно-экстремистских организаций республики СНГ должны научиться различать мнимые и реальные вызовы новой эпохи.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex