на главную страницу

10 Сентября 2009 года

Страна и мир

Четверг

ЧЕТЫРЕ ПЕРИОДА ЖИЗНИ ГЕНЕРАЛА ДЕМИНА

Марина ЕЛИСЕЕВА, «Красная звезда».



Разве мог предположить первый заместитель командующего Ленинградским военным округом генерал-лейтенант Вениамин Демин, что через несколько лет ему придется ползти по-пластунски под снайперским огнем? Да еще где - в Африке! А ведь жизнь действительно порой выдает такие повороты в судьбе, что и во сне не приснится.

     Вениамин Аркадьевич Демин родился 10 сентября 1929 года в Саратовской области. Что такое тяжелый физический труд вкупе с голодом, подобно другим опаленным Великой Отечественной войной мальчишкам, Вениамин узнал с детства. В первый раз досыта он наелся хлеба только в военном училище, поступлением в которое грезил с восьми лет.
     В 1950 году, окончив с отличием Ульяновское гвардейское танковое училище, Демин командовал танковым взводом и ротой в Калининградской области и Группе советских войск в Германии. Внезапные ночные тревоги, многокилометровые изматывающие марши, стрельбы... Для будущего генерала это был период становления, основа для дальнейшего профессионального роста.
     В 1953 году он поступает в Военную академию бронетанковых и механизированных войск, которую оканчивает с отличием. Местом службы выбирает Северо-Кавказский военный округ. Занятия, сборы, учения, тренировки, в ходе которых Демин на практике закреплял полученные знания, ковал командирский характер. В СКВО за 11 лет офицер прошел должности от заместителя начальника штаба танкового полка до командира танкового полка.
     С начала 1960-х годов обострились политические отношения между СССР и Китаем. Резко возросло число провокаций с китайской стороны. Советское руководство принимает решение укрепить границу и усилить Забайкальский военный округ. В 1967 году 5-ю гвардейскую танковую дивизию, в состав которой входил 406-й гвардейский тяжелый танково-самоходный полк, которым командовал подполковник Демин, с Северного Кавказа перебрасывают на границу с Монголией. 57 эшелонов с личным составом и вооружением прибывают на новое место дислокации в поселок Кяхта Бурятской ССР. Разбили палатки, организовали кухню, медицинский пункт. В голой степи строили казармы, штабы, жилые дома, склады и учебную базу. Вместе с тем дивизия продолжала заниматься боевой учебой: проводились полевые занятия по тактике, огневой подготовке, вождению боевых машин. «В одной руке мастерок, в другой - автомат», - вспоминает то время Вениамин Аркадьевич. Сказать, что было трудно, значит, не сказать ничего, однако благодаря правильно организованной командованием соединения работе, мужеству и самоотверженности всего личного состава городок был обустроен в кратчайшие сроки. Особо отличившиеся военнослужащие были отмечены государственными наградами. За свои организаторские способности подполковник Демин тогда получил свой первый орден - Красной Звезды.
     Вскоре его назначают заместителем командира дивизии в Улан-Удэ. После этого перспективному офицеру предложили учиться в Военной академии Генерального штаба. «Для меня это было настоящим событием, - возвращается мыслями в те годы генерал Демин. - Во время учебы я получил хорошие знания по вопросам военного дела, что позволило мне в будущем принимать правильные решения».
     По окончании академии Вениамин Аркадьевич получил назначение в Группу советских войск в Германии, где сначала командовал 25-й танковой дивизией, а затем был назначен начальником штаба 2-й гвардейской танковой армии. А через некоторое время вновь повышение - назначение командующим 6-й армией Ленинградского военного округа. Примечательно, что объединение, расквартированное на территории Заполярья и Карелии, раньше существовало как самостоятельный военный округ. «Это был очень ответственный и интересный период моей жизни, - рассказывает генерал. - Мне доверили такую «махину», что примерно полгода объезжал вверенные мне войска». Через четыре года Вениамина Демина назначают первым заместителем командующего войсками ЛВО. Люди военные хорошо знают, что эта должность связана с постоянными командировками: учения, проверки, организация мероприятий по повышению боеготовности войск. Но то, что произойдет позже, предугадать было сложно. В 1981 году генерал-лейтенанту Демину предложат пост главного военного советника при министре обороны Эфиопии. Именно этот африканский период службы Вениамин Аркадьевич считает особым в своей жизни.
     С 1974 года Эфиопия выбрала социалистический путь развития, что сблизило ее с нашей страной. В 1977 году стали осуществляться военные поставки из СССР. И когда в 1978 году началась война с Сомали, советские советники помогали отражать агрессию и бороться с вооруженными отрядами сепаратистов на севере страны - в Эритрее. Интернациональный долг в далекой африканской стране выполняли сотни советских военнослужащих. Наши военные советники и специалисты приняли активное участие в создании и обучении армии Эфиопии.
     «Я прилетел в Аддис-Абебу 7 октября 1981 года, - вспоминает генерал Демин. - Правда, во время перелета пришлось немного задержаться в Каире. Как нам пояснили, из-за покушения на египетского президента в стране было объявлено чрезвычайное положение. В аэропорту меня встретил посол СССР в Эфиопии Константин Фомиченко. И хотя до поездки я уже ознакомился со сложившейся обстановкой, военно-географическими и военно-историческими особенностями страны и всего африканского континента, от Константина Ефимовича узнал много деталей и тонкостей, которые, безусловно, пригодились мне в дальнейшей работе». Как раз планировалась подготовленная по рекомендациям советников из СССР стратегическая операция под кодовым названием «Красная звезда», в которой было задействовано несколько армий. Цель операции - закончить войну и присоединить Эритрею к Эфиопии.
     Аппарат советников Демина располагался в Аддис-Абебе, однако он посчитал, что не дело сидеть в столице и выдавать советы, не зная истинной боевой обстановки.
     Вот выдержки из характеристики в его личном деле относительно периода службы в Эфиопии: «Обладает высокой работоспособностью, достаточным дипломатическим тактом, что позволило ему создать теплые, доверительные отношения с эфиопским руководством. Его непосредственное участие способствовало успешному претворению в жизнь рекомендаций по ведению боевых действий в сложных и горных условиях. По отношению к подчиненным проявляет справедливую требовательность, пользуется непререкаемым авторитетом. По характеру энергичен, выдержан. В быту скромен. Морально устойчив, идеологически выдержан. Во время боевых действий постоянно находился на самых трудных и опасных участках фронта, проявляя выдержку, храбрость и способность трезво оценить сложившуюся обстановку, чем снискал заслуженный почет и уважение».
     Вот несколько примеров боевых операций, проводившихся с помощью главного военного советника.
     Правительственные войска атакуют эритрейцев в горах Молепсо. Первый раз - неудачно. Второй - опять атака захлебнулась. Эфиопские командиры обращаются к советникам. Генерал Демин рекомендует провести повторную артиллерийскую подготовку и применить маневр обходящим отрядом. С третьей атаки опорный пункт неприятеля взят. Сепаратисты отступили.
     Другой пример. Эритрейцы атакуют и теснят правительственные войска. Бой ведется в прямой видимости наблюдательного пункта, где находятся командование и группа советников. Эфиопский бригадный генерал Регассо мечется - прорыв возможен в любую минуту... Генерал Демин предлагает применить реактивный артиллерийский дивизион «Град», который находился на огневых позициях. Залп в гущу атакующих, и вот уже неприятель заметался, в его рядах паника. Ситуация резко изменилась в пользу правительственных войск, которые перешли в наступление, а сепаратисты отступили.
     За два с лишним года командировки Демину довелось побывать в разных переделках. Не раз смерть ходила рядом. Много таких случаев вспоминает Вениамин Аркадьевич и сегодня. К примеру, один из них.
     Наступление правительственных войск. Внезапно противник наносит мощный огневой удар, пытаясь зайти им в тыл. А там - Демин с группой советников. По ним начинают работать снайперы. Невозможно даже головы поднять - пули свистят. Но надо как-то выбираться. Ведь попасть в плен - верная гибель. В итоге советники во главе с Деминым почти два километра ползли по-пластунски за «своими» наступающими войсками. Вода во флягах закипала, жара за 50... Но выжили, доползли и не раз с улыбкой вспоминали этот случай.
     Потом еще несколько раз жизнь Вениамина Аркадьевича, что называется, висела на волоске. В горном районе после очередного штурма высоты Демин выехал на бэтээре проверить занятые позиции. Сидел на броне. Внезапно под машиной что-то рвануло, Демин потерял сознание. Когда пришел в себя, увидел, что референт-переводчик Юрий Ермаков жив, а эфиопский механик-водитель погиб...
     Словом, не пришлось генералу Демину наслаждаться тишиной и прохладой шикарного кабинета в столичном особняке на африканском континенте. Все два года был на передовой и принимал ответственные решения, от которых зависели жизни тысяч человек. Этот опыт генералу Демину очень пригодился, когда после жаркой командировки его назначили заместителем начальника Военной академии им. М.В. Фрунзе по учебной работе. Войсковому офицеру, за плечами которого была война, на этот раз пришлось осваивать организацию учебного процесса. Он разрабатывал учебные планы и структуру методических занятий, занимался совершенствованием учебно-материальной базы академии. Здесь проявились его лучшие качества и как аналитика. Видя радикальные перемены в военном строительстве и развитии военного искусства, Вениамин Аркадьевич выступал за необходимость использования опыта ведения локальных войн.
     И опять поворот в судьбе. Через два года службы в академии генералу Демину предложили должность первого заместителя председателя ЦК ДОСААФ. Конечно, Вениамин Аркадьевич знал о существовании этой структуры, но чтобы стать одним из ее руководителей... И здесь главным методом его работы стало не пребывание в кабинете, а общение с людьми на местах. Ведь оборонное общество включало в себя тысячи первичных организаций. Поэтому генерал-лейтенант Демин, как и прежде, вновь начал работу с ознакомления с обстановкой в городах и селах.
     Пришло время сменить военный мундир на гражданскую одежду. Но не привык сидеть без дела энергичный генерал. И здесь начинается не менее важная страничка его жизненной истории. В соавторстве с Ричардом Португальским написал книгу «Танки входят в прорыв» о боевом пути 25-го танкового корпуса. Сейчас работает над продолжением, есть желание рассказать не только о роли этого соединения в годы Великой Отечественной войны, но и о преемнице корпуса - 25-й танковой дивизии, которой он командовал в 70-х годах прошлого столетия. Пишет семейную хронику «Жизнь в службе». К слову, название этой книги глубоко символично. Ведь не только Вениамин Аркадьевич посвятил себя служению Отечеству, но и его дети и внуки выбрали этот нелегкий путь. Сын Григорий также окончил Ульяновское гвардейское танковое училище и Военную академию бронетанковых войск с отличием. Долгое время служил в Средней Азии, командовал полком 201-й дивизии в Таджикистане. Сейчас генерал-майор Демин проходит службу в Московском военном округе. Два внука Вениамина Аркадьевича - Антон и Вадим - также стали офицерами.
     Родина по достоинству оценила ратный труд генерала Демина. Он удостоен двух орденов Красной Звезды, ордена «За службу Родине» III степени, многочисленных медалей.
     Генерал Демин всегда с благодарностью вспоминает своих наставников - командиров, многие из которых прошли пекло войны. Среди них подполковник Константин Куренков - танкист, не раз горевший в танке. Именно он выдвигал тогда еще молодого капитана Демина командовать батальоном в Северо-Кавказском военном округе. И офицер оправдал доверие фронтовика, сделав подразделение лучшим. Потом довелось служить под командованием участников Великой Отечественной войны Маршала Советского Союза Василия Петрова, генералов армии Анатолия Грибкова и Михаила Сорокина, генерал-лейтенанта Ивана Магонова и генерал-майора Павла Фалынскова.
     Вениамин Аркадьевич считает, что может разделить свою жизнь на четыре периода по двадцать лет каждый. Первый включает предвоенное детство, военное отрочество и послевоенную юность, второй и третий - служба, или, как он говорит, жизнь в службе, ведь только «календарей» более сорока лет, а во многих местах засчитывался год службы за полтора. И четвертый период продолжается сейчас, после увольнения в запас.

     На снимке: С "Красной звездой" Вениамин Аркадьевич дружит давно.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex