
Встреча проходила в загородной резиденции «Барвиха». Открывая ее, Дмитрий Медведев заявил, что пора сверить часы и поговорить о развитии российско-венесуэльского сотрудничества по всем направлениям. «У нас подготовлен огромный, я считаю, беспрецедентный набор документов для подписания, очень важных, которые досконально проработаны», - подчеркнул он при этом.
В ответ Уго Чавес сообщил, что Каракас выполнил все формальности и признал независимость Южной Осетии и Абхазии. «В скором времени мы начнем необходимые действия для установления дипломатических отношений с этими странами», - добавил он. В свою очередь Дмитрий Медведев сказал, что России «не безразлична судьба этих государств», и потому он благодарит Чавеса за это решение. Президент при этом отметил, что «развитие отношений между Россией и странами Латинской Америки, Венесуэлой - нашим важнейшим партнером - приобрело значимый характер».
Продолжая эту мысль, Уго Чавес подчеркнул, что «мы уже союзники». И добавил, что обе страны - Россия как супердержава, а Венесуэла как символ силы и власти - должны идти впереди хаоса, о котором предостерегал Че Гевара. По его словам, однополярный мир, поддерживаемый искусственно огромным рынком потребления США, на основе их огромного дефицита и на основе валюты, которая рушится, разрушен. Новую же мировую систему будут строить Венесуэла, Сирия, Иран, Белоруссия, Италия, Россия.
В ходе состоявшихся затем переговоров стороны обсудили большой круг вопросов, охватывающих сферы ТЭК, военно-технического сотрудничества, финансов, политического взаимодействия, реализации инфраструктурных проектов, в том числе в области транспорта, сельского хозяйства и т.д. Как сообщил прессе помощник Президента РФ Сергей Приходько, в большом пакете документов для обсуждения главами государств были традиционно представлены проекты соглашений (пока общего порядка) по ВТС. Речь, в частности, идет о взаимной охране интеллектуальной собственности в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества, защите классифицированной информации, подготовке военных кадров, обменах делегациями и информацией.
Кроме того, в настоящее время Россия изучает возможность поставок крупной партии танков для венесуэльской армии. Как отметил вице-премьер РФ Игорь Сечин, возглавляющий российскую часть двусторонней межправительственной комиссии, это позволит разместить выгодные заказы на отечественных предприятиях, что тем более важно в условиях мирового экономического кризиса.
Одной из обсуждавшихся тем был космос. А точнее, заинтересованность Венесуэлы в использовании спутников для нужд национальной службы по чрезвычайным ситуациям.
В повестке переговоров Чавеса с Владимиром Путиным была особо выделена реализация крупных совместных проектов в области энергетики, горнорудной промышленности, машиностроения, нефтехимии и высоких технологий. В частности, рассматривался вопрос о финансировании разработки нефтяного блока «Хунин-6» в дельте реки Ориноко, где объем добычи может составить 400 тысяч баррелей в день в течение 25 лет. Совокупные вложения тут потребуются внушительные - до 30 миллиардов долларов. В связи с этим у некоторых российских специалистов есть даже сомнения в целесообразности участия в этом проекте.
Напомним, что российско-венесуэльские отношения активизировались в 1999 году с приходом к власти Уго Чавеса, который постоянно заявляет, что Венесуэла является стратегическим союзником России. Придерживаясь этого курса, Каракас стремится выйти за рамки прежней схемы зависимости от стран, с которыми отношения строились на уровне торгового обмена, без передачи технологий. Кроме вооружений, Россия поставляет в Венесуэлу станки, сталь, удобрения, синтетический каучук, оборудование, оптику. Венесуэла экспортирует в Россию искусственный корунд, глинозем, алюминиевые концентраты, кофе, какао-бобы.