на главную страницу

12 Сентября 2009 года

Армия и общество

Суббота

О броне - с любовью!

Тарас РУДЫК, «Красная звезда».
  Фото автора.



     20 лет тому назад сюда, к большому оврагу, подошли бульдозеры. После их работы получилась ровная, как взлетно-посадочная полоса, площадка в сотни гектаров. Военнослужащие стали устанавливать на ней специальные бетонные лежни для хранения на них танков и других боевых машин. Работы было много, и требовалось уложиться в отведенный срок. Ведь задача стояла государственная, и выполнение ее контролировалось Главным автобронетанковым управлением Минобороны РФ. В то время продолжался вывод соединений и частей Советской Армии из Западной группы войск в соответствии с Договором от 12 сентября 1990 года, подписанным канцлером ФРГ Гельмутом Колем и президентом СССР Михаилом Горбачевым. По этому договору предусматривалось вывести из Германии советские войска с конца 1990 по 1994 год. А это 338.000 военнослужащих и вместе с ними 115.000 единиц боевой техники, в том числе 4.000 танков, 11,5 тысячи других бронемашин и 4.000 различных орудий.
     Многих из этих военнослужащих собиралась приютить Сибирь. Впрочем, не «приютить», потому что эти люди возвращались на Родину. А куда поместить столько техники? В то время в частях нашей армии не было такого количества боксов, ангаров и эллингов на арсеналах вооружений и в парках боевых машин, чтобы поставить в них всю эту броню. Этого нет и сейчас. Поэтому в военных округах, в том числе и в СибВО, в спешном порядке строили такие площадки для техники, которые со временем стали парками боевых машин со всеми необходимыми постройками и караульной охраной.
     Что можно увидеть здесь сегодня? Ровными рядами стоят танки из бывшей ЗГВ, очень много танков: Т-64А и Т-64Б, Т-72А и Т-72Б... Сколько их - знают лишь те, кто их охраняет и обслуживает, и те, кому это положено знать. Это часть броневой мощи России. Есть еще боевые машины пехоты - БМП-1 и БМП-2, бронетранспортеры и боевые разведывательные машины, но этой техники мало. Так в СибВО создавалась центральная база резерва танков (ЦБРТ).
     
Что такое ТЛГХ?

     - Наша база предназначена для хранения, содержания и передачи в особый период в войска боевой техники, - говорит начальник ЦБРТ полковник Сергей Артемьев. - Если в боевой машине не проводить положенные по срокам регламентные работы по ее техническому обслуживанию, то через 3—5 лет она превратится в груду металлолома. Техникой надо заниматься постоянно, тогда она в бою не подведет.
     Мы подходим к одному из танков. Здесь кипит работа. На несколько секунд она прерывается, потому что полковнику Артемьеву представляется и рапортует старший механик-водитель одного из подразделений старшина контрактной службы Дмитрий Лозовой. Затем по моей просьбе он уже более подробно объясняет, чем сейчас занимается вместе с двумя солдатами - старшими механиками-водителями рядовыми Русланом Будкявичусом и Александром Моисеевым:
     - Мы устанавливаем коробки динамической защиты на танк Т-72, проводим его регламентное техническое обслуживание, консервируем двигатель и красим машину. Все это делается при постановке танка на длительное хранение.
     Я слушаю Лозового и смотрю на его руки - крепкие, узловатые, почерневшие от работы. И думаю о том, что благодаря этим рукам трудяг-контрактников, всех солдат и офицеров базы эти тысячи тонн брони здесь не утратили своей боевой мощи и ходовых качеств. А ведь иной человек, даже с погонами на плечах, при взгляде на эту внушительную железную армаду может действительно подумать - ржавеет техника, летом и осенью - под дождями, зимой - под снегом, танки ведь на улице на этих самых бетонных лежнях. Однако это не так. Потому что сюда и раньше, и сейчас приезжают комиссии Главного автобронетанкового управления Минобороны и Генерального штаба ВС. Их проверяющие - генералы и офицеры - указывали на десятки-сотни боевых машин и просили завести двигатели, показать работу прицелов-дальномеров, стабилизаторов, механизмов пушек и многих других агрегатов боевого и силового отделений. Все машины были на ходу и по нормативам приводились к бою. Это подтвердили и две антитеррористические операции в Чечне. В разное время по указанию Главного автобронетанкового управления Минобороны эта сибирская ЦБРТ передала Российской группировке войск на Северном Кавказе в общей сложности несколько десятков танков. Машины сняли с длительного хранения, подготовили к эксплуатации, в том числе сделали выверку прицелов-дальномеров.
     Неудивительно, что некоторые из технарей умеют стрелять из танка или БМП. Раньше они служили на командных должностях. Также при переходе к новому штату соединений и частей не только СибВО, но и других военных округов из сибирской ЦБРТ шли и идут по назначению танки. Например, в одном из гарнизонов СибВО в Забайкалье пришлось «освежить» техникой целый танковый полк. Недавно с этой же целью было направлено большое количество БМП в Дальневосточный военный округ в подразделения постоянной готовности. В то же время и в ЦБРТ поступают танки из реформируемых частей, например из бывших мотострелковых дивизий, на базе которых созданы бригады.
     Главный вопрос - как хранить эти машины, чтобы спустя годы они не утратили свои ходовые качества и огневой потенциал?
     - Раньше мы хранили все танки методом так называемой встроенной вентиляции, - говорит полковник Артемьев. - Его разработал наш бывший главный инженер базы, когда учился в академии. Он и дипломную работу по этой теме защитил на «отлично». Фактически это была целая программа по содержанию техники таким способом. У нас и сейчас есть машины, которые хранятся методом встроенной вентиляции, но это техника старых годов выпуска.
     - В чем все-таки суть этого метода? - поинтересовался я у Сергея Геннадьевича.
     - Он достаточно прост, - принялся пояснять офицер. - Снизу на днище в танке открываются все лючки, а на башне устанавливается труба ОПВТ. Таким образом в машине происходит циркуляция воздуха. Получается, поддувает, как в печке: снизу идет воздух через лючки, сверху труба. Но в то время мы были вынуждены применить этот, как я уже сказал, простой метод встроенной вентиляции из-за нашего безденежья. Сейчас же, если вы обратите внимание, мы стоим у технологической линии группового хранения (ТЛГХ). На сегодня это самый современный метод хранения техники на открытых площадках парков боевых машин. Как видите, танки в водонепроницаемых гермостойких чехлах и соединены трубами и шлангами, - показывает рукой начальник ЦБРТ. - В машины вмонтированы датчики, которые замеряют влажность воздуха. На установке осушки техники табло показывает коэффициент влажности воздуха в танках. И если он выше нормы, тогда мы включаем эту установку, и она вбирает из танков влажный воздух, а подает туда обезвоженный, сухой. По нормативу одна такая установка обеспечивает семь линий боевых машин.
     Полковник Артемьев и главный инженер базы подполковник Олег Калинин рассказали, что первые установки осушки стали поступать на базу еще в 2004 году и с каждым годом их становилось все больше. Сегодня здесь работают 14 технологических линий группового хранения техники, еще 8 новых линий ЦБРТ уже получила. Продолжается работа по их установке, и в перспективе вся база перейдет на такой способ хранения техники.
     
В ПТОРе, как на военном заводе

     Все же каким бы совершенным ни было хранение бронемашин, но для каждого узла и агрегата, для каждой системы и прибора установлены нормативные сроки их проверки, обслуживания и по необходимости замены.
     - План годового технического обслуживания разработан, и все виды технического обслуживания - ТО-1, ТО -2 проводятся по графику на всех машинах, - говорит подполковник Калинин.
     Олег Викторович также рассказал, что один раз в пять лет танк снимается с хранения и делает контрольный пробег 50 км. Проверяется работа всех систем, узлов и агрегатов боевой машины. И если обнаруживается неисправность, то ее устраняют специалисты самой базы. Для этого в ЦБРТ есть пункт технического обслуживания и ремонта (ПТОР). В нем проводятся восстановительные работы боевой техники, и после них она вновь устанавливается на площадку и подключается к технологической линии группового хранения. 50-километровый пробег проводится зимой, потому что, по словам офицеров, именно в таких сложных условиях при низких температурах нужно проверять работоспособность техники.
     Вместе с начальником базы и главным инженером мы направляемся в ПТОР. Здесь есть все участки, которые необходимы для ремонта бронемашин. Этим занимается личный состав штатного ремонтно-восстановительного батальона под командованием майора Владимира Баранова. В подразделении трудятся токари, фрезеровщики, сварщики, автоэлектрики и электрики по ремонту электроспецоборудования танков.
     Мы зашли в цех по ремонту электроспецоборудования. Здесь обычная рабочая обстановка, которую можно увидеть, например, на заводе оборонно-промышленного комплекса. За столами мастера собирают блоки и приборы, колдуют над сложными электросхемами.
     - Такого цеха в Вооруженных Силах просто нет! - с гордостью произнес полковник Артемьев.
     Этими словами Сергей Геннадьевич не набивал цену ни себе, ни своим подчиненным. Ведь когда командующий войсками округа и его заместитель по вооружению впервые зашли в этот цех и оценили его технические возможности, то фактически сразу же приняли решение: ЦБРТ должна ремонтировать электрооборудование не только своей техники, но и восстанавливать его на боевых машинах из частей СибВО. Для базы это несколько хлопотно в том смысле, что она меньше внимания уделяет своим танкам и БМП. Но вместе с тем это выгодно. Потому что командование СибВО через Главное ракетно-артиллерийское управление (ГРАУ) выделяет ЦБРТ средства для восстановления боевых машин. Поступают деньги или радиодетали.
     Словом, этот ПТОР здесь - мини-завод по ремонту бронемашин.
     - Из частей поступают различные блоки на технику, но электросхем на них нет, - говорит полковник Артемьев. - Эти схемы есть на предприятиях ОПК, но вы же понимаете, что ни один завод не поделится своими разработками. Тем более сейчас, когда на рынке технологий жесткая конкуренция. Поэтому в свое время нашим мастерам пришлось самим разбирать эти блоки, изучать их и потом вычерчивать по ним электросхемы. Зачем, спросите вы. Чтобы потом восстанавливать аналогичные блоки. Ведь нередко эти блоки поступают к нам из частей полностью разукомплектованными. Например, видите этот, - показывает полковник Артемьев.
     - Какой же это блок? - недоумеваю я. - Обычная коробка с тумблерами, в ней никакой «начинки».
     - Об этом-то я вам и говорю - вот такое приходит из войск в ремонт. А в этой, как вы сказали, коробке должно быть 54 платы. Мои люди паяют их с нуля, и фактически получается, что они заново делают блоки.
     Чтобы проверить качество этой работы, в цехе по ремонту электроспецоборудования есть стенды по испытанию блоков. Многие из них сделаны руками людей, которые здесь трудятся. Как и другие стенды, с помощью которых можно проверить практически всю «начинку» силовых и боевых отделений танков и БМП. Например, систем управления огнем боевых машин, средств связи и многих других приборов. А кое в чем специалисты цеха по ремонту электроспецоборудования дошли, скажу без преувеличения, до уровня ученых НИИ.
     - Фара-луна танка имеет пусковое устройство для того, чтобы она загоралась и светила, - говорит начальник ЦБРТ, а затем показывает: - Эти заводские танталовые конденсаторы сопротивления со временем выходят из строя, и они дорогие, так как сделаны из редкоземельных металлов. Цена одного такого конденсатора около 800 руб. Наши специалисты нашли ему заменитель, который стоит 28 рублей. Мы отправили эту разработку в 38-й НИИ Министерства обороны танкостроения и получили положительное резюме. Более того, с нашими конденсаторами фара-луна горит более продолжительное время.
     - Аккумуляторно-зарядная станция - это сердце нашей базы, мы ее построили своими силами, и она - одна из лучших в округе, - продолжает экскурсию по цехам ПТОРа полковник Артемьев. - Здесь в короткие сроки необходимо привести в рабочее состояние большое количество аккумуляторных батарей в соответствии с планами поставки техники.
     В аккумуляторной есть ремонтный цех. АКБ, которые выходят из строя, специалисты сами ремонтируют и устанавливают на технику. На другом участке - топливной аппаратуры - дают вторую жизнь топливным насосам и проверяют их работу на проверочном стенде. На пункте технического обслуживания и освидетельствования воздушных баллонов под руководством старшего сержанта контрактной службы Николая Калдаева проводится испытание этих баллонов.
     Военнослужащие базы не только занимаются вопросами хранения и ремонта танков, БМП, БТРов и БРДМов, но и отрабатывают нормативы.
     
Командирский экипаж

     Полковник Артемьев 18-й год в должности начальника ЦБРТ, и я слышал, что эту работу он не променял бы даже на генеральские звезды. Вот такая любовь к броне у Сергея Геннадьевича. Эта любовь крепкая, как сама броня.
     - Говорят, в армии самые трудные должности - командир роты и командир части, - размышляет полковник Артемьев. - Когда был командиром роты - день и ночь с личным составом, очень сложная и ответственная работа. И командиром части отвечаешь за все. Но я благодарен своим учителям и наставникам. Особо благодарен я за хорошую командирскую, управленческую школу бывшему командующему войсками округа генералу армии Макарову Николаю Егоровичу, сегодня он - начальник Генерального штаба Вооруженных Сил - первый заместитель министра обороны. И новый командующий войсками СибВО генерал-полковник Постников Александр Николаевич много внимания уделяет нашей базе, помогает нам в обеспечении запчастями.
     Полковник Артемьев говорит, что для командира части очень важно, чтобы у него был, говоря языком танкистов, свой экипаж. Это его заместители.
     - Вместе мы работаем в одной связке и решаем одни задачи, и все у нас получается, - утверждает он.
     Переход к новому облику соединений и частей СибВО коснулся и ЦБРТ. Несмотря на то, что сократилось число офицерских должностей, общее количество личного состава даже увеличилось.
     - Все офицерские должности, которые у нас сокращаются, становятся сержантскими и старшинскими, - говорит полковник Артемьев. - На них назначаются наиболее подготовленные контрактники. Недавно к нам прибыли 14 младших лейтенантов с 34-х курсов подготовки младших офицеров из Читы. Также ждем выпускников военных вузов. Те лейтенанты, которые пришли к нам в прошлом году из Омского и Тульского военных училищ, в основном показали себя с положительной стороны. Радует, что они хотят служить. А для этого у нас созданы все условия. Практически все семейные военнослужащие имеют квартиры, холостяки - в общежитиях.
     Еще в 2005 году сибирская ЦБРТ была признана лучшей среди всех баз Вооруженных Сил. В связи с этим именно тут проводились сборы руководящего состава ГАБТУ. Эта сибирская база ЦБРТ и сегодня на высоте. В этом не сомневаются те, кто здесь служит и бережно хранит русскую броню.
     На снимке: Они дают машинам вторую жизнь.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex