на главную страницу

16 Сентября 2009 года

События. Комментарии

Среда

Это сотрудничество партнеров

Подготовил Михаил СЕВАСТЬЯНОВ.



О военном взаимодействии государств СНГ рассказывает секретарь Совета министров обороны государств – участников Содружества Независимых Государств Александр СИНАЙСКИЙ.


     - Грузия официально вышла из состава СНГ. Как воспринимается вами это событие? Как оно воспринимается в официальных органах СНГ, в том числе и военных?
     - Мною это событие воспринимается с грустью. Потому что жаль, конечно, что грузинский народ в силу обстоятельств, навязываемых нынешним политическим руководством Грузии, лишается огромных перспектив, которые открывает участие в Содружестве. Что касается официальной точки зрения нашего руководства, то она тоже изложена – это спокойно воспринимается. Каждое государство вольно определять участие в тех или иных региональных объединениях так, как считает нужным. На этом этапе Грузия вышла из состава Содружества де-юре. 18 августа 2009 года во всех структурах СНГ и, в частности, у нас в Секретариате СМО СНГ, флаг Грузии до лучших времен убрали. Хотя еще на последнем заседании Совета министров обороны государств – участников Содружества Независимых Государств, состоявшемся 3 июня, у нас этот государственный флаг стоял.
     Я не зря сказал, что флаг убран до лучших времен. Никуда мы друг от друга не уйдем, рано или поздно все станет на свои места, объективные обстоятельства заставят взаимодействовать официальные структуры. И, самое главное, народы Содружества как относились к грузинскому народу с искренней симпатией, так и будут дальше относиться.
     - Какой была мотивировка выхода из СНГ у грузинской стороны?
     - Официальная мотивировка сводилась к тому, что впервые в формате Содружества Независимых Государств одно государство воевало с другим.
     Я бы хотел сразу расставить акценты и сказать, что, действительно, впервые в современной истории два государства Содружества оказались на поле брани. Но вина в этом, конечно, не российской стороны.
     Сейчас совершенно однозначно с этим согласились не только страны Западной Европы, которые изначально понимали, о чем идет речь, но уже и покровители нынешнего грузинского режима в лице глав государств Прибалтики, Польши, Великобритании и США. Они также фактически согласились с тем, что Грузия была агрессором по отношению не только к российским гражданам, но и к российским военным в лице миротворцев.
     То есть было совершено нападение фактически на Российскую Федерацию в лице российских миротворцев. В соответствии со всеми международными соглашениями, международным правом это расценивается как прямой акт агрессии. Поэтому в данном случае грузинское руководство, заявляя о том, что причиной выхода страны из СНГ стали военные действия между двумя государствами Содружества, как говорится, пытается валить с больной головы на здоровую. Причиной все-таки стали их действия, а не военные действия вообще.
     - Проводился ли обстоятельный анализ того, что произошло в этой части Кавказского региона? Проводится ли ретроспективный анализ истории взаимоотношений в зоне соответствующего конфликта? И не только боевых действий, которые были, а причин, в том числе и военных причин, конфликта?
     - Как раз об этом мы серьезно задумались в настоящее время. В рамках работы нашего Военно-научного совета при Совете министров обороны СНГ мы размышляем над развитием направления, связанного с военно-исторической составляющей. Оно касается многих сегментов данной сферы, данного сектора военно-научного сотрудничества. Это можно отнести к истории Второй мировой войны – в том, что касается Великой Отечественной войны и оценки новых подходов, которые пытаются навязать людям во многих государствах Содружества.
     Нас интересует и то, что касается в том числе истории, скажем так, военных конфликтов, которые имели место на территории Содружества – с миротворческим участием Совета министров обороны СНГ. Прежде всего имеем в виду конфликт в Таджикистане, который был успешно погашен под флагом Содружества Независимых Государств. Это один из немногих в мировой практике примеров успешного проведения и завершения миротворческой операции.
     Что касается миротворческой миссии в зоне конфликта в Абхазии, это, конечно, тоже интересно. Здесь может быть серьезная ретроспективная результирующая, если посмотреть на нее с научных позиций. Потому что, по существу, когда говорят, что только российские войска участвовали в этом конфликте, – это не совсем так. Изначально коллективные силы по поддержанию мира включали в себя несколько государств Содружества, которые на разных этапах отошли от непосредственной деятельности. Сначала это были подразделения нескольких государств Содружества, потом были представители наблюдателей в лице офицеров, штабных структур. А в конце концов остались одни российские миротворцы. Это, конечно, предмет для серьезного научного анализа. И мы постараемся его сделать. Такие планы у нас есть.
     - Уверен ли Совет министров обороны СНГ, что в случае войны узбеки, армяне и белорусы с оружием в руках будут защищать российские интересы?
     - Вопрос, на мой взгляд, поставлен некорректно. Во-первых, никто никого не заставляет чьи-то интересы защищать индивидуально в формате Содружества – так вопрос просто не ставится. Содружество призвано обеспечивать гармоничное сочетание и отстаивание общих интересов. Отношения в формате СНГ должны строиться таким образом, чтобы никто не чувствовал себя ущемленным.
     Когда я говорил о Грузии, я ведь не зря сказал, что отношусь к ее выходу из Содружества Независимых Государств с грустью. По большому счету грузинский народ больше потерял, чем получил от того, что был совершен такой демарш. Грузия позже всех вступила в Содружество – в 1994 году, сейчас она вышла из него. И, в общем-то, самим себе сделать хуже для того, чтобы кто-то это почувствовал, – ну, наверное, не совсем продуктивный в этом отношении ход.
     Теперь, что касается сути. Россия никогда не ставила вопрос о том, что кто-то должен защищать ее интересы. Защищаются общие интересы. К примеру, в СНГ координируются вопросы внешней, оборонной политики, обсуждаются проблемы финансово-экономической сферы. Это и есть защита общих интересов.
     - Приходилось слышать такое мнение: «Зачем России СНГ? Может, Россия тоже выйдет из СНГ? Дескать, от этого плюсов будет гораздо больше»...
     - Никаких плюсов не будет. И, конечно, если Россия выйдет, СНГ сразу перестанет существовать. Содружество создавалось, конечно, на абсолютно добровольной основе всеми входящими в него странами, но Россия является системообразующим государством. Потому все государства СНГ заинтересованы в том, чтобы Россия в этом Содружестве, во-первых, сама сохранялась, а во-вторых, сохраняла свою роль. И Россия не меньше других заинтересована в том, чтобы оставаться в Содружестве, и выходить из него никакого смысла для себя не видит.
     Я думаю, что постановка вопроса о выгодах связана с излишним, может быть, если не потребительским, то эмоциональным подходом, когда мы начинаем сопоставлять плюсы-минусы исключительно в материальном измерении.
     - Каковы именно военные выгоды от участия в СНГ и для России, и для всех остальных стран? Что они получают в военном отношении от этого сотрудничества? Что оно собой представляет?
     - Многостороннее военное сотрудничество в формате СНГ развивается по трем основным направлениям: военно-политическое, военно-техническое и собственно военное. Если говорить о военно-политическом аспекте, то в формате Содружества у нас партнерские отношения, не союзнические, – то есть прямых обязательств защищать чьи-либо интересы в данном формате нет.
     В формате Содружества существует Договор о коллективной безопасности, и на базе этого договора в 2003 году сформирована Организация Договора о коллективной безопасности, в которую сейчас входят 7 государств – Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Эти страны поддерживают в формате Содружества союзнические отношения. И вот там есть определенные обязательства – и военно-политические и собственно военные.
     В военно-технической сфере, конечно, надо отдать дань тому факту, что до сих пор основу вооружений и военной техники всех государств СНГ составляет бывшая советская техника, которая сейчас модернизируется в нескольких государствах. Прежде всего в России, отчасти в Украине, в Белоруссии и в Казахстане. В других государствах также есть соответствующие сегменты – в Узбекистане, в Азербайджане.
     У нас имеется соглашение о военно-техническом сотрудничестве, подписанное десятью государствами.
     Если вернуться к разговору о собственно военной сфере сотрудничества, то необходимо отметить: только в ближайшие два месяца, в сентябре – октябре, мы будем свидетелями проведения трех учений. Прежде всего это «Боевое содружество-2009» – в сентябре пройдет заключительный этап. Это учение в формате Объединенной системы противовоздушной обороны государств-участников СНГ, которое будет проводиться на территории Казахстана и России – на полигоне Ашулук. Заключительная фаза с боевой стрельбой будет проведена с участием министров обороны. «Боевое содружество» – традиционное учение, в котором участвуют представители восьми государств. Это один пример многосторонней интеграции.
     Кроме того, мы будем свидетелями двусторонних учений «Запад-2009». Эти масштабные российско-белорусские учения уже начались на территории Белоруссии.
     И еще один формат регионального сотрудничества – это учения «Взаимодействие-2009» Коллективных сил оперативного реагирования – КСОР – в рамках Организации Договора о коллективной безопасности. Один из этапов начнется в сентябре, завершатся они в середине октября на территории Казахстана.
     Если говорить о военном сотрудничестве, то мы видим, что в формате Содружества проходят многосторонние учения противовоздушной обороны, где в формате партнерских отношений участвуют все государства СНГ. «Взаимодействие-2009» – это региональные учения в рамках ОДКБ. И «Запад-2009» – это двусторонние российско-белорусские учения. В последнем случае перед нами пример, когда в формате Содружества развиваются и двусторонние собственно военные отношения.
     - Вопрос насчет двусторонних договоров военно-технического сотрудничества. У нас есть какие-то рычаги, в том числе есть ли у нас что-то прописанное в договорах на предмет того, что стороны не имеют права направлять оружие или технологии друг против друга? Мы знаем, что наши солдаты, миротворцы погибали под ударами модернизированных советских систем залпового огня, наши самолеты сбивались советскими комплексами ПВО. Как мы контролируем этого джинна, которого сами же и выпускаем из бутылки?
     - В соглашении, о котором я говорил, эти вопросы не прописаны. Но в развитие заключенных уже соглашений, договоров мы сейчас пытаемся поставить под контроль, допустим, распространение противовоздушных средств. Это прежде всего переносные зенитно-ракетные комплексы – ПЗРК «Игла», «Стрела», которые производились в Советском Союзе. Сейчас они находятся на вооружении практически во всех государствах Содружества. Мы подготовили, приняли, подписали целый ряд соглашений, которые позволяют контролировать продажу, передачу или, так сказать, другое попадание из одного государства в другое этих очень опасных средств. Мы сейчас пытаемся держать в поле зрения данную сферу и регламентировать все процедуры, которые могут иметь отрицательный эффект.
     - Какие угрозы странам – членам Содружества рассматривает Совет министров обороны?
     - Угрозы рассматриваются общие. В рамках нашей работы мы подготовили концепцию военного сотрудничества до 2015 года. В 2010 году она должна быть принята. В рамках данной концепции мы предполагаем прежде всего развивать сотрудничество, направленное на противодействие современным вызовам и угрозам. Это общие вызовы и угрозы, которые существуют для всех государств Содружества. В военной сфере – это противодействие незаконному распространению средств массового уничтожения, прежде всего ядерного оружия. Это противодействие международному терроризму и другим проявлениям экстремизма. Одним словом, это те общие вызовы и угрозы, которые затрагивают все государства региона Северо-Восточной Евразии – территории СНГ.
     В целом же концепция направлена на укрепление сотрудничества и предполагает взаимодействие в плане обмена опытом в области военного строительства, координацию усилий в проведении реформ в вооруженных силах стран Содружества – они практически одновременно идут во многих государствах СНГ.
     - Вы затронули тему терроризма. Сегодня вполне реальна угроза террористических атак с воздуха. В Российской Федерации принят закон, разрешающий сбивать гражданские самолеты при наличии достаточных оснований, подтверждающих, что террористическая угроза способна нанести непоправимый ущерб. Есть ли аналогичное законодательство в других странах СНГ?
     - Государства Содружества стараются сверять свою законодательную базу. Мы принимаем активное участие в деятельности Межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ, где проходит экспертизу большинство законодательных актов, которые принимаются в странах Содружества. Конечно, работа по унификации национальных законодательств идет с разной скоростью, но, я думаю, что модельные законы будут вноситься.
     Чаще всего инициатором внесения модельных законов, которые потом принимаются к обсуждению в формате Межпарламентской ассамблеи Содружества, – она находится в Санкт-Петербурге, в Таврическом дворце, - выступает Российская Федерация.
     - Какие мероприятия планирует провести Совет министров обороны СНГ в ближайшей перспективе?
     - Я уже сказал, какие мы проводим и планируем военные мероприятия в ближайшие два месяца. Есть еще целый спектр других мероприятий.
     В ближайшее время мы планируем провести заседание недавно созданного по инициативе министерства обороны Республики Беларусь Военно-мемориального комитета, который занимается увековечиванием памяти павших в Великой Отечественной войне.
     Кстати сказать, совсем недавно мы провели заседание Комитета руководителей органов по работе с личным составом (воспитательной работы) при СМО СНГ, где обсуждали вопросы подготовки к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Решено, в частности, провести конкурс на лучшее журналистское произведение, посвященное Великой Отечественной войне, смотр-конкурс национальных военных музеев, фестиваль армейской песни «Виват, Победа!». Сейчас в Москве и Подмосковье нами проводится конкурс военнослужащих-контрактников дружественных армий «Мировой парень». Одним словом, такой вот достаточно широкий спектр интересов, который не имеет прямого отношения к военной тематике, но позволяет всем государствам, в том числе и нейтральным, принимать в этом участие.
     Примерно месяц назад мы провели сборы руководителей военно-медицинских служб государств Содружества в Калининградской области, на базе Светлогорского военного санатория. Там, к слову, были руководители и представители военно-медицинских служб и Молдавии, и Туркмении – нейтральных государств в формате Содружества. Военные медики заинтересованы в том, чтобы продолжать сотрудничество.
     Будем собирать военных экологов, военных юристов. Последних планируем привлечь к работе в формате деятельности Межпарламентской ассамблеи СНГ с целью координации, мониторинга принимаемых в различных государствах Содружества законодательных актов, их сравнительного анализа.
     Мы стремимся к тому, чтобы не было жестких рамок, которые для того или иного государства, представителей его военного ведомства, становились бы тесными. Такой вот мягкий подход, когда находятся сферы приложения для всех заинтересованных сторон, дает результаты.
     - Опыт, накопленный армиями стран СНГ, в чем-то полезен для Вооруженных Сил России?
     - Конечно. Обновление в Вооруженных Силах Российской Федерации, которое сейчас вступило в активную фазу, строится не на пустом месте. Дело в том, что многие государства такие шаги уже предпринимали. Те же Белоруссия, Казахстан – это государства, которые уже шли по пути конкретных реформ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex