на главную страницу

16 Сентября 2009 года

Спорт

Среда

Новых взлетов тебе, Лена!

Леонид ХАЙРЕМДИНОВ, «Красная звезда».




     Об этом хотелось написать еще месяц назад, когда в Берлине Елена Исинбаева после третьего неудачного прыжка плакала горючими слезами, но до поры до времени замысел материала, что называется, настаивался. Благо наша замечательная прыгунья уже через 10 дней залечила душевные раны, взяв в Цюрихе рекордные 5,06 м, но полемика вокруг берлинского фиаско стала только острее. Как раз тогда довелось мне услышать многочисленные критические выпады в адрес Исинбаевой и от своих знакомых, и от тех, с кем приходится общаться на бескрайних просторах Интернета. Всю гамму реплик, которые мне запомнились, можно свести к одной: «Как за сборную выступать – так проиграла, а как деньги зарабатывать на коммерческом турнире – так, пожалуйста, рекорд!» И после успеха в Брюсселе – финальном этапе «Золотой лиги» – мне не оставалось ничего другого, как взглянуть на все эти события в секторе для женских прыжков с шестом с совсем другой стороны – через призму человеческих ценностей.
     Чересчур заносчиво, скажете вы, обсуждают Исинбаеву? А как же! Когда большая часть мужского населения страны по дороге на работу в общественном транспорте читает спортивную прессу, а в своем авто ищет волну спортивного радио, то иной реакции от таких «знатоков» и не ожидаешь. Ведь они-то лучше всех знают, кого целесообразно выпустить на замену, кого поставить на правый фланг, кого на левый и т.д., а в легкой атлетике все и того проще, поскольку в тактике разбираться не надо. Все заведомо: неправильно рассчитала силы, недооценила соперниц, стартовала со слишком большой высоты. В Цюрихе же, когда прессинг спал и замаячил джекпот, все было уже совсем по-другому. Вот по такой схеме выстраивают свои рассуждения «знатоки». Только схема эта однобока, не учитывает множества факторов и, кроме радикального эмоционального фона, ничего не несет.
     Если разбираться не поверхностно, а глубоко и детально, то отправной точкой станет высказывание президента Всероссийской легкоатлетической федерации Валентина Балахничева. Подводя итоги чемпионата мира, он сказал: «Лидеры всегда имеют право на ошибку».
     Да, Исинбаева проиграла, потерпели поражения и некоторые другие наши спортсмены, которых мы ожидали увидеть на верхней ступени пьедестала почета в Берлине. В конце концов не только в легкой атлетике такое случается: подобные казусы происходят во всех видах спорта. Но почему болельщики раз за разом разделяются на две категории – тех, кто всем сердцем сочувствует проигравшим, и тех, кто агрессивно нападает на них?
     Может, дело в ментальном отношении к поражению? Для одних поражение – это данность, от которой не уйти, для других – нечто выходящее за пределы их системы координат. Но возможно ли на протяжении спортивной жизни преодолевать все препятствия и неизбежно оставаться на вершине? Ответ, по-моему, очевиден: нет, такое невозможно.
     Внутри тех, кто не принимает проигрыш, скорее всего, скрыта непреодолимая боязнь поражения. И именно поэтому периодически приходится становиться свидетелем особенно бурной реакции таких субъектов. Но это в корне неправильно: бояться поражения означает не принимать важную составляющую познания, заключающуюся в том, что через собственные ошибки человек движется вперед, что ошибки вскрывают слабые места, чтобы человек превращал свои слабости в силу. Вы помните свой первый день в автошколе на занятии по вождению? Инструктор требует отпустить педаль сцепления, а вы, наоборот, нажимаете на нее, у вас постоянно глохнет двигатель, вы втыкаете не ту передачу, сбиваете фишки на «змейке», но с каждым новым занятием поэтапно, последовательно устраняете все эти огрехи – чувствуете сцепление, трогаетесь без рывков, переключаете передачи, не глядя на рычаг, ловко вписываете учебную машину в виражи «змейки», потом с площадки выезжаете в город, затем, выдержав экзамены, получаете водительские права. Знаете, если бы инструкторы реагировали на действия новичков так же, как те болельщики, что не принимают проигрыша, то водителей на наших дорогах было бы значительно меньше. Но большинство инструкторов (по крайней мере, с кем мне доводилось общаться) если и повышают голос, то лишь по необходимости внятно и доходчиво объяснить ученику, что и почему у того не получается...
     За всеми эти рассуждениями мы не вправе забывать слов Елены Исинбаевой: «Все теперь увидели, что я не механический заводной медвежонок. Пришло время проиграть. Когда ты все время первая, все время рекорды, наверное, внутри себя расслабляешься, думаешь: а, я и так выиграю, чего мне упираться. Сегодня меня ударили по голове и дали понять, что нужно полностью концентрироваться на спорте, не отвлекаясь ни на что другое».
     У этого высказывания невероятно глубокий смысл. Вы никогда не задумывались над тем, что для вас значит чемпионат мира или Олимпиада? Эмоции, чувства, медали, победы – наверное, таким будет ответ. Только что скрывается за нашими эмоциями и выигранными спортсменами наградами? Люди, их судьбы, их внутренний мир, их эмоции и чувства (не наши!), их медали и победы! Но замечаем ли мы это в суматохе повседневной жизни? С горечью приходится признавать, что замечают это немногие, потому что для основной массы такие большие соревнования, как мировые первенства и Олимпийские игры, – это в первую очередь состязание цифр. Кто и сколько выиграет – например, наши или американцы. За этими графическими символами остаются в тени многолетние тренировки, жесточайший режим и лишения, через которые проходят все спортсмены. Мы хорошо помним, что в Пекине год назад россияне выиграли 23 золотые медали, а кто помнит поименно тех, кто стал олимпийским чемпионом в составе нашей сборной? Думается, что самых известных, чьи имена на слуху, назовут многие, а вот состав наших групп синхронисток и гимнасток – единицы. А с медалистами мучиться придется еще больше – бронзовых призеров Ирину Калентьеву в маунтинбайке, а также Михаила Кузнецова и Дмитрия Ларионова в гребном слаломе назовут, пожалуй, только специалисты. И очень обидно, крайне несправедливо, что спортсменов подчас воспринимают как бездушных роботов, запрограммированных исключительно на завоевание наград.
     Поражение в том виде спорта, где доминирование россиян не вызывает вопросов, особенно часто сопровождается извержением всевозможного рода домыслов и инсинуаций. Вы же видели: в тот день на чемпионате мира в Берлине проиграли и Гульнара Галкина, и Татьяна Лебедева, но больше всего досталось именно Исинбаевой. Справедливо ли это? Чем фундаментально отличаются поражения наших трех олимпийских чемпионок? Ничем – все три уступили, потому что в тот момент были слабее конкуренток. Да, в Елене мы были уверены значительно больше, чем в Гульнаре и Татьяне, – ее «золото» не ставилось под сомнение, и многие не стеснялись заранее говорить о ней как о чемпионке мира-2009.
     Но Лена не машина, а человек, и в тот вечер, несмотря на готовность бороться, она завершила соревнования ни с чем. Такое бывает.
     Но стоило россиянке вновь заблистать – выиграть «Золотую лигу», попутно установив мировой рекорд, как вместо слов восхищения вновь слышишь критику. Получается, что проиграла – плохо, но и выиграла – тоже плохо! Замкнутый круг. А вдобавок некоторые не гнушаются заглядывать в карман спортсменке и подсчитывать, сколько же денег она заработала на коммерческих турнирах.
     Сама Елена в эфире телеканала «Спорт» объясняла, что финансовой мотивации выигрывать «Золотую лигу» у нее не было – за рекорд мира в Берлине она бы получила в два раза больше, чем в Цюрихе (100 тысяч долларов вместо 50). К тому же джекпот в миллион долларов, громко заявленный с экранов телевизоров, в действительности лишь треть миллиона, ведь два других чека на 333 тысячи достались Кененисе Бекеле и Сане Ричардс. «Все, что произошло в Цюрихе, десятью днями ранее должно было случиться в Берлине, – говорила Исинбаева, отвечая на вопросы ведущего «Недели спорта» Дмитрия Губерниева. – Но вышло как вышло...»
     Надо радоваться и гордиться, что берлинская неудача стала для Елены отправной точкой в новом взлете к вершинам. Надо понимать и то, что от ошибок не застрахован никто. А еще относиться к спортсменам по-человечески, с уважением, пониманием и любовью. Не было ничего трогательнее и радостнее слез Елены в Пекине, когда она рыдала на верхней ступени пьедестала почета, не было ничего горше слез Елены в Берлине, когда она заплаканной предстала перед журналистами, возвышающими человека были ее слезы в том же Цюрихе, когда она по-детски радовалась рекорду. Именно этим и ценен спорт, именно этим он привлекает людей, именно за это мы признательны соотечественникам и соотечественницам, которые дарят нам как радости, так и огорчения. Мы с ними всегда – и в час победы, и в час поражения.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex