на главную страницу

17 Сентября 2009 года

Страна и мир

Четверг

КУДА ПОВЕДЕТ СТРАНУ «ИНОПЛАНЕТЯНИН»

Владимир КУЗАРЬ, «Красная звезда».



     В Японии сменилась власть. Причем на сей раз это не простая «смена декораций», к чему уже привыкли японцы, когда правительство страны на протяжении более 50 лет возглавляли представители одной партии – либерально-демократической, а действительно, как считают многие, происходит определенный поворот в истории Японии. Основанием для того стали состоявшиеся 30 августа выборы в нижнюю палату парламента. На них правящая в то время либерально-демократическая партия потерпела сокрушительное поражение, получив всего 119 мест в парламенте из 480. Победу же одержала оппозиционная демократическая партия, завоевавшая в упорной борьбе 308 мест, что позволило ей сформировать большинство, необходимое для избрания нового премьер-министра.
     Им стал в среду лидер демократической партии Юкио Хатояма, за которого проголосовали 327 депутатов нижней палаты парламента. До этого он уже сформировал состав правительства, в которое, кроме победителей-демократов, вошли на правах младших партнеров лидеры двух небольших политических объединений – социал-демократической и новой народной партий. Вице-премьером стал один из основателей демократической партии и ее нынешний вице-президент Наото Кан, который также возглавит бюро национальной стратегии, отвечающее за выработку внешней и бюджетной политики. Министром иностранных дел назначен прежний генеральный секретарь демпартии Кацуя Окада, а оборонное ведомство возглавит 71-летний Тосими Китадзава, никогда в своей политической карьере не занимавший столь значимого поста. Тем не менее он знаком со спецификой будущей работы, поскольку до последнего времени возглавлял в верхней палате законодательного собрания комитет по внешней политике и обороне.
     Что же следует ожидать от нового японского кабинета, который возглавил человек, имеющий прозвище «инопланетянин»? Оно закрепилось, как сообщает ИТАР-ТАСС, за Юкио Хатоямой потому, что он заметно отличался от многих своих коллег – и приверженностью принципам, и готовностью пожертвовать ради идеалов теплым местом одного из «принцев» политического мира. Его прадед был председателем нижней палаты японского парламента, дед – премьер-министром, отец – главой МИД. Хатояма принадлежит к редкой породе политиков, которые одновременно исповедуют идеализм и прагматизм. Он упрям и настойчив, хотя и умеет, как говорят, слушать людей. Мечта Хатоямы – искоренить привычное господство чиновничества в Японии, создать механизм реального принятия решений на уровне политиков, непосредственно связанных с гражданским обществом. Интересно, что супруга нового премьера Миюки Хатояма в прошлом году писала в своей книге, что встречалась с инопланетянами и летала вместе с ними на Венеру.
     Говоря о возможных переменах, которые следует ожидать от нового правительства, нетрудно догадаться, что они должны прежде всего наступить в экономике страны. Япония больше других развитых стран пострадала от мирового кризиса. Его удар оказался настолько сильным, что вверг национальную экономику в самый серьезный спад со времен Второй мировой войны.
     Несомненно также, что перемены коснутся и оборонной политики Японии. Еще в 2005 году Юкио Хатояма инициировал изменения в конституции, согласно которой Япония отказывалась от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров, отказывалась создавать сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны, а также от права на ведение государством войны. Конечно же, у Японии есть свои оборонительные вооруженные силы, в том числе неплохой флот, но их статус ограничен. Безопасность же страны во многом обеспечивают США, которые обязались охранять ее от внешнего нападения. Для этого на японской территории расположены американские военные базы, на которых постоянно находятся почти 50 тысяч военнослужащих США. По словам Юкио Хатоямы, страна должна проводить самостоятельную оборонную политику и иметь соответствующие для этого вооруженные силы.
     При этом он не намерен лишать Японию американской защиты, однако хотел бы пересмотреть условия договора, который позволяет американским военным судам заходить в японские порты, поскольку это идет вразрез с принятыми в Японии принципами отказа от ядерного оружия. Кроме того, Хатояма не намерен оплачивать перевод с базы на Окинаве тысяч американских военнослужащих на тихоокеанский остров Гуам. Этот вопрос будет рассмотрен в рамках общего пересмотра идеи военного присутствия американцев на японской земле. На днях Хатояма подтвердил и свое намерение положить конец миссии по дозаправке международных кораблей, которую исполняют военно-морские силы самообороны Японии в Индийском океане.
     «Быть в Азии «своим среди своих», а не просто заморской базой США» – этот принцип Юкио Хатоямы нашел широкий отклик не только в Японии, но и у ее соседей. Тем более что новый японский премьер призвал к экономической интеграции Восточной Азии как естественному шагу на пути развития и преодоления кризиса. И одним из главных направлений интеграции Хатояма считает создание региональной валюты, поскольку «многие уже засомневались в устойчивости доллара как глобальной валюты». Об этом идет речь в статье «Моя политическая философия», недавно опубликованной Хатоямой. В ней он также критикует «рыночный фундаментализм в стиле США, который принято называть глобализацией» и который навредил Японии и всему миру. На своей же первой пресс-конференции в новом качестве Хатояма отметил, что его планы «не означают построение восточноазиатского содружества без Америки» или «без доллара».
     Естественно, эти настроения не остались незамеченными в Вашингтоне, поскольку Япония – самый близкий союзник США в Азии, их крупнейший торговый партнер, один из краеугольных камней американской системы безопасности. «Мы думаем, что когда на новых лидеров будет возложена ответственность по управлению страной, то они высоко оценят важность союза между нашими странами и значимость совместного сотрудничества в сфере договоров по безопасности. У нас есть все основания считать, что так и будет», – заявил в связи с этими высказываниями Хатоямы пресс-секретарь Пентагона Джефф Моррелл. А официальный представитель госдепа Йен Келли подчеркнула, что Америка не намерена обсуждать с японским правительством вопрос о пересмотре соглашения 2006 года или вопрос о переводе баз на Гуам.
     Что же касается российско-японских отношений, то и они, очевидно, получат новый импульс. Во всяком случае Юкио Хатояма уже заявил, что «в дальнейшем сотрудничестве с Россией имеется большой потенциал. Интересы обеих стран пострадают, если его не раскрыть в полной мере. Следовательно, нам следует прилагать усилия к скорейшему установлению отношений доверия с Россией и действовать, не забывая об урегулировании самой большой существующей между нами нерешенной проблемы». По словам нового японского премьера, он хотел бы «за предстоящие полгода-год» добиться прогресса на переговорах с Россией о Южных Курилах и заключении мирного договора.
     Такое желание можно только приветствовать. Но оно должно подтверждаться конкретными шагами. И первым из них должна, наверное, стать отмена недавно принятого парламентариями Японии закона о Курилах, за который голосовали демократы и который негативно встречен в России. Отойти от «крайних позиций» в отношении так называемой территориальной проблемы призвал нового премьер-министра Японии и Президент России Дмитрий Медведев. «Мы с большим интересом наблюдаем за изменениями в политическом раскладе сил в Японии. Это историческое событие, поэтому мы бы хотели, чтобы отношения между нашими странами развивались на абсолютно дружественной основе, на партнерской основе», – сказал он во вторник на встрече с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай».
     По словам российского лидера, есть масса моментов, которые нас объединяют, начиная от делового сотрудничества и заканчивая вопросами соседства, гуманитарного сотрудничества, и он готов к тому, чтобы обсуждать все темы с премьером Хатоямой. Президент РФ также признал, что есть трудные вопросы. «Это известные вопросы – территориальные, по этому вопросу позиции сторон предельно четко сформулированы, и сейчас основная задача заключается в том, чтобы эти позиции как-то сближались. Только в этом случае можно добиться успеха, это называется методом «отхода от крайней позиции», что мы всегда нашим японским партнерам предлагали, и я готов это предлагать новому премьер-министру», – подчеркнул Дмитрий Медведев.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex