на главную страницу

18 Сентября 2009 года

Армия и общество

Пятница

Опыт в запас не уходит...

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».
  Фото Павла ГЕРАСИМОВА.



В 1897 году на стапелях судостроительной верфи «Новое адмиралтейство» в Санкт-Петербурге проходила торжественная закладка легендарного крейсера «Аврора». Само имя «Аврора», что по-гречески означает «утренняя заря», новому крейсеру было дано в честь героического парусного фрегата флота России, прославившегося в Крымской войне 1853-1856 гг. в дни героической защиты порта Петропавловск-на-Камчатке от англо-французских интервентов. И на церемонии закладки «Авроры» в 1897 году среди почетных гостей присутствовали и бывшие члены команды того славного парусника, ветераны Российского флота...
  А в августе 1949 года в гости к морякам-североморцам приехал участник Цусимской битвы с броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков» георгиевский кавалер Степан Петрович Горбунов. В обращении к личному составу Северного флота он написал: «Побывав на многих кораблях и в частях, я видел, что вы - матросы, старшины и офицеры - храните славные традиции русского флота, горячо любите свою Родину и для блага ее ничего не пожалеете. Это вы доказали в годы Великой Отечественной войны и своей безупречной службой в мирное время...»

     Уважительное отношение к ветеранам всегда было присуще военным морякам. Подобные традиции сохраняются и сегодня. Воины гордятся неразрывной связью с предшествующими поколениями моряков. Ежегодно корабли и воинские части посещают ветераны Великой Отечественной войны, Военно-морского флота. Общаясь с военными моряками, они поднимают их боевой дух, настраивают на достойное служение Родине и флоту. Ветераны продолжают активно работать, передавая свой богатейший опыт молодому поколению военморов.
     Участвуют они, несмотря на возраст, и в различных акциях. Например, ветераны Северного флота из России и Украины совершили автопробег, посвященный грядущему 65-летию Великой Победы. В автопробеге, получившем название «Северный флот не подведет!», приняли участие 18 экипажей. В каждой машине - бывшие матросы, старшины, мичманы и офицеры, в свое время служившие на Северном флоте. Прошло много времени, но ни один из них не забыл о том, что он - моряк-североморец. Экипажи, как сообщила служба информации и общественных связей СФ, проехали около 3.000 километров от Киева и Москвы до Мурманска. В Мурманске участники автопробега посетили военно-морской музей Северного флота, ледокол «Ленин», почтили память экипажа АПРК «Курск» и возложили цветы к недавно открытому памятнику морякам-подводникам, погибшим в мирное время. Они побывали в Долине Славы, где оставили капсулы с землей из Одессы и Киева. Такие же капсулы с грунтом Кольской земли они взяли с собой, чтобы заложить их в Киеве у обелиска Героям-североморцам и в Одессе.
     Там же, на Севере, в Североморском музее города и флота, некоторое время назад была открыта выставка ленточек матросских бескозырок. На ней были представлены 120 матросских лент различных государств. Кроме советских и российских - украинские, канадские, норвежские, французские, турецкие, немецкие... Самая старая - 1938 года с надписью «Военно-морское училище». Экспозиция, также в немалой степени благодаря ветеранам, пополнилась фотографиями, наградами, вымпелами...
     Благодаря в первую очередь активной работе ветеранов крейсера «Михаил Кутузов» этот корабль, отметивший совсем недавно, как уже рассказывала наша газета, 55-летие со дня первого подъема флага ВМФ, сохранен в Новороссийске как памятник флоту и эпохе, как образец кораблестроения, как музей, как база для подготовки будущих поколений моряков. Крейсера этого проекта, ставшие основой создания океанского флота нашей страны, вошли в десятку лучших боевых кораблей мира, построенных в XX веке.
     Именно ветераны - хранители прошлого нашего флота, его героических страниц. Именно они становятся инициаторами открытия новых памятников военным морякам. Так, по инициативе Совета Мурманской и региональной общественной организации ветеранов подводников флота и моряков-подводников ВМФ, которым руководит вице-адмирал в отставке Юрий Бояркин, в Мурманске на территории мемориального комплекса «Погибшим в море» у храма Спаса на водах был открыт памятник «Морякам-подводникам, погибшим в мирное время». Центральная часть этого памятника - фрагмент ограждения рубки АПРК «Курск».
     Ветераны флота Курганской области выступили с инициативой возведения памятника экипажу подводной лодки
     К-23 и ее командиру, капитану 3 ранга Леониду Потапову, уроженцу Куртамышского района. Этот памятник планируется установить в парке Победы города Кургана. Экипаж К-23 12 мая 1942 года вступил в неравный бой с фашистским конвоем в Баренцовом море. Лодка потопила вражеский транспорт, была атакована сторожевыми кораблями и получила от взрывов глубинных бомб повреждения. Вытекающая из лодки солярка обнаруживала местонахождение лодки. Было принято решение всплыть и принять артиллерийский бой с вражескими кораблями, который длился несколько часов. Два фашистских сторожевика были потоплены, К-23 получила серьезные повреждения и затонула. Командиру дивизиона подводных лодок Северного флота, капитану 2 ранга Магомету Гаджиеву, который был на лодке, посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Капитан 3 ранга Леонид Потапов посмертно награжден орденом Красной Звезды.
     Ветераны - частые гости в школах, кадетских корпусах. Они проводят уроки мужества, рассказывая мальчишкам и девчонкам о славных страницах прошлого нашей страны, руководят работой военно-патриотических клубов и объединений. Причем - в самых различных регионах России, даже находящихся далеко от морских просторов. Например, в Белгороде уже несколько лет успешно действует клуб «Маяк», президент которого - капитан 1 ранга в отставке Михаил Иванович Бессмертных. Здесь подготовлено немало ребят, которые, окончив впоследствии высшие военно-морские учебные заведения, сегодня успешно проходят офицерскую службу в ВМФ. А недавно на базе клуба состоялись соревнования по гребле на четырехвесельных ялах и гонки под парусом. Отличную подготовку продемонстрировали не только юные моряки, но и ветераны флота, также принявшие участие в гонках. Так что, как принято говорить, опыт в запас не уходит. И опыт ветеранов, их знания и умения сегодня нам необходимы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex