
Решение администрации США отказаться от размещения элементов своей национальной системы противоракетной обороны в Чехии и Польше (так называемый 3-й позиционный район) стало в эти дни одной из наиболее обсуждаемых в мировых СМИ новостей. На эту тему появилось уже немало положительных откликов, которые объединяет общее утверждение, что корректировка позиции Вашингтона по вопросу о ПРО может быть расценена как шаг, сделанный в сторону создания более благоприятных условий для совместной работы США и России по ограничению стратегических вооружений.
С этим нельзя не согласиться. Действительно, отказ Вашингтона разместить в Польше и Чехии элементы ПРО дает хороший шанс для корректировки всего комплекса российско-американских отношений, в том числе в области ограничения стратегических вооружений. Вместе с тем было бы наивно считать, что США вовсе отказались от намерений создать систему защиты от ракетного нападения и развертывания ее на европейском континенте. Тем более что и сам Барак Обама заявил, что изменение планов по развертыванию системы ПРО в Европе никоим образом не связано с позицией России, которая считает ее угрозой своей национальной безопасности. «Мы приняли решение о том, как лучше всего защитить американский народ, наши войска в Европе и наших союзников». По его словам, новая система ПРО в Европе обеспечит вооруженные силы США и американских союзников более сильной, умной и быстрой защитой.
В этой связи, считает депутат Государственной Думы академик РАН Андрей Кокошин, в ближайшей перспективе можно ожидать значительной активизации усилий США по дальнейшему развитию ПРО театра военных действий (ТВД). Такое мнение он высказал в беседе с корреспондентом «Красной звезды». «Отказ США от размещения объектов противоракетной обороны в Европе в то же время сопровождается значительными усилиями американцев по развитию ПРО ТВД с использованием, прежде всего, различных модификаций системы «Пэтриот», а также ракет морского базирования системы «Иджис», - подчеркнул депутат, занимавший в 1990-е годы должности первого заместителя министра обороны и секретаря Совета Безопасности РФ.
Он отметил, что сейчас системой «Иджис» уже оснащено по крайней мере два десятка крупных надводных кораблей США и новейшие эсминцы Японии. Данная система предназначена для борьбы как с самолетами, так и с ракетами оперативно-тактического назначения. Некоторые специалисты считают, что при определенных условиях она может работать и против стратегических носителей, если будет нацелена на перехват ракет на разгонном участке. Но для этого ракеты-перехватчики должны размещаться в достаточной близости и обладать системой предупреждения о ракетном нападении, что технически обеспечить достаточно сложно.
По словам Андрея Кокошина, в США есть также проект, связанный с размещением ракет «Пэтриот» третьей модификации на истребителях-бомбардировщиках F-15. «Сейчас идут разные обсуждения этого проекта, - отметил депутат. - Надо внимательно посмотреть и оценить, какую потенциальную угрозу может нести нашим интересам вариант такой ПРО, если она будет реально развернута».
Он обратил внимание на то, что решение задачи по созданию ПРО ТВД американцы будут стараться все больше переложить в экономическом отношении на плечи своих союзников, стимулируя закупки ими противоракетных комплексов. «Это, в частности, касается последних сообщений о том, что Турция закупит несколько дивизионов систем ПРО на сумму 7,8 млрд. долларов, а также ПРО Израиля, которая состоит из двух эшелонов, один из которых составляют американские ракеты. Можно ожидать, что американцы будут настаивать на том, чтобы этот эшелон расширить», - подчеркнул Андрей Кокошин.
По его мнению, можно также ожидать, что и система «Иджис» будет предлагаться Японии и другим американским союзникам для использования в больших масштабах. Экономический фактор в развитии ПРО США играет все более значительную роль, поскольку администрации Обамы придется иметь дело совсем с другими бюджетными реалиями, чем это было раньше.
Нужно внимательно, считает Андрей Кокошин, посмотреть также на то, что происходит с перспективными системами ПРО, которые будут использовать оружие, созданное на новых физических принципах. «В свое время в США на них возлагались преувеличенные надежды, это имело место в 1980-е годы, когда реализовывалась программа СОИ, - сказал он. - Но тогда это была НИОКР, а не реальная программа развертывания. Многие проекты, связанные с развитием различных ускорителей частиц, лазеров, электродинамических ускорителей массы так и не дошли до стадии прототипов оружия, однако некоторые результаты здесь все-таки есть и они требуют определенного внимания с нашей стороны».
В свою очередь, главный редактор журнала Moscow Defense Brief Михаил Барабанов заявил информационному агентству Интерфакс-АВН, что совершенствование морской компоненты противоракетной обороны США, о которой говорят в Пентагоне, скажется на возможностях России обеспечивать свою национальную безопасность. По его мнению, «дальнейшее количественное наращивание и качественное совершенствование морской компоненты ПРО CША все равно неизбежно рано или поздно начнет оказывать дестабилизирующее влияние на стратегическую стабильность и на российский ответный потенциал». Ведь такая система очень маневренна и может очень быстро оказаться у российских берегов.
«Эти системы у них уже есть в наличии, они являются наиболее отработанными и имеют большой потенциал для дальнейшего развития, - подчеркнул Барабанов. - А самое главное, морские системы гибче, так как корабли с противоракетами можно свободно двигать в любой регион мира и при этом с минимальными политическими осложнениями». Морские системы позволят создавать комбинацию из нескольких эшелонов ПРО путем развертывания кораблей с SM-3 в различных регионах. «А последним эшелоном ПРО останутся наземные перехватчики GBI (Ground Based Interceptor), уже развернутые в Калифорнии и на Аляске и от которых США отказываться не намерены», - сказал эксперт. Таким образом, делает он вывод, отказ американцев от планов развертывания в Восточной Европе элементов своей системы противоракетной обороны и намерения модернизировать национальную ПРО «скорее отсрочивают угрозу, но не отменяют ее».

Опасения российских специалистов подтвердил в эти выходные министр обороны США Роберт Гейтс, который написал статью для газеты «Нью-Йорк таймс». Именно он рекомендовал в свое время президенту Джорджу Бушу-младшему разместить 10 ракет-перехватчиков в Польше и радар в Чехии. «Эта система, - пояснил министр обороны США, - предназначалась для обнаружения и уничтожения около пяти ракет дальнего радиуса действия с ядерными боеголовками, запущенных с Ближнего Востока, где самая большая опасность исходит от Ирана. В то время это был лучший план, основанный на технологиях и оценке возможных угроз».
Он также подчеркнул, что решение администрации США отказаться от планов прежнего президента не связано с критикой из России. По его словам, из-за возможных задержек с ратификацией соответствующих соглашений Вашингтона с Варшавой и Прагой противоракеты и радар появились бы в Центральной Европе только к 2017 году. Поэтому президентом Обамой и было принято решение отказаться от прежнего плана «в пользу более надежного метода». «Позиция России и возможная реакция не сыграли никакой роли в моих рекомендациях президенту по этой проблеме», - пишет он. Американские ракеты будут находиться в Европе, и не только в Центральной - самом вероятном месте для размещение баз SM-3. «Мы укрепляем - не избавляемся - противоракетную оборону в Европе», - так выразился Роберт Гейтс.
«Я полагаю, что это очень прагматичное решение», - заявил Гейтс, подчеркивая, что изменение планов в данном случае не должно рассматриваться как отступление. «Те, кто заявляет, что мы сворачиваем планы противоракетной обороны в Европе, либо неправильно информированы, либо представляют ситуацию в ложном свете», - пишет глава Пентагона.
Согласно Гейтсу, на первой фазе (к 2011 году) в Европе будут размещены усовершенствованные противоракеты морского базирования SM-3 - «в местах, где мы видим самые опасные угрозы для Европы»; на второй фазе (к 2015 году) - еще более совершенные версии SM-3 наземного базирования в Южной и Центральной Европе. Речь идет о десятках ракет SM-3. Новая система ПРО, как ожидает Гейтс, будет намного эффективнее. При этом он считает нападение возможным, если Иран продолжит создавать большое число ракет ближнего и среднего радиуса действия.
Комментируя слова главы Пентагона, газета «Вашингтон пост» отмечает, что американская система противоракетной обороны всего лишь отошла от концепции «звездных войн», которая с самого начала была утопичной. Сейчас, по мнению газеты, поставлена более реальная задача по обороне Европы и США от сотен компактных ракет малой и средней дальности, разработки которых Тегеран осуществляет быстрее, чем ранее предполагала разведка. Этой угрозе и будут противопоставлены небольшие современные ракеты-перехватчики, развернутые на кораблях, а позднее также на земле.
На это можно заметить, что ракеты такой дальности не могут достигнуть Европы. Иран, бесспорно, занимается разработками ракетного оружия - еще в 2004 году он объявил о постановке на вооружение баллистической ракеты «Шахаб-3». Но даже ее модернизированная версия имеет дальность действия не более двух тысяч километров и способна угрожать Израилю, Турции и соседним арабским странам, а не Центральной Европе.
Наша справка.Технические возможности США по развитию системы ПРО многообразны, даже если судить по данным открытой иностранной печати. Еще в 1970-е годы для кораблей американских ВМС была создана многофункциональная система боевого управления «Иджис» (Aegis combat system, сокр. AEGIS), обеспечивающая одновременное слежение и поражение целей на суше, в воздухе, на водной поверхности и под водой. Решение на поражение целей, которые представляют угрозу для корабля, может приниматься автоматически.
Первоначально корабли, оснащенные системой «Иджис», были вооружены зенитными управляемыми ракетами SM-2 (Standard Missile-2), но в последние годы они стали заменяться более эффективными ракетами SM-3, способными осуществлять перехват боеголовок баллистических ракет за пределами земной атмосферы (дальность - до 500 км, высота перехвата - до 250 км). В ноябре 2007 года ракетами SM-3 был успешно осуществлен перехват двух баллистических целей на высоте около 180 км; в феврале 2008 года ракета SM-3 поразила аварийный разведывательный спутник вооруженных сил США на высоте 247 км.
Ракеты SM-3 устанавливаются на крейсера типа «Тикондерога» и эсминцы типа «Арли Бёрк». Всего ВМС США располагают 22 крейсерами и 57 эсминцами этих типов, часть из которых уже получила ракеты, пригодные для использования в системе ПРО.
Особенность вооружения американских крейсеров и эсминцев состоит в том, что с середины
1980-х годов они оснащаются установками вертикального пуска (УВП) ракет с ячейками-контейнерами. Применение УВП позволило увеличить номенклатуру запускаемых ракет и изменять их соотношение (крылатые, зенитные и противолодочные ракеты) в зависимости от решаемых задач. Типовая загрузка УВП на крейсерах такова: 26 крылатых ракет «Томагавк», 80 ЗУР и 16 противолодочных управляемых ракет ASROC (всего 122 ракеты в двух модулях). На эсминцах последних серий имеется 96 ракет (в стандартном наборе - крылатые ракеты «Томагавк», зенитные и противолодочные ракеты; число ЗУР - от 34 до 74).
Помимо систем ПРО морского базирования США располагают мобильными наземными комплексами, способными уничтожать баллистические цели: ЗРК «Пэтриот» и THAAD (Terminal High Altitude Area Defense). Новейшая модификация ЗРК «Пэтриот» (PAC-3) предназначена специально для решения задач ПРО. Что касается THAAD, то работы по его «доводке» продолжаются. Он использует для поражения цели кинетическую энергию аппаратного блока.