на главную страницу

22 Сентября 2009 года

Страна и мир

Вторник

Повторение пройденного?

Марианна ЕВТОДЬЕВА.



     В прошлую пятницу в Брюсселе состоялась пресс-конференция генерального секретаря НАТО Андерса Фога Расмуссена, в ходе которой он выступил с программной речью по вопросам внешней политики альянса. А днем раньше прошла внеплановая встреча Расмуссена с постоянным представителем РФ при НАТО Дмитрием Рогозиным, на которой обсуждались дальнейшие шаги по восстановлению отношений России и НАТО. Для сторон оба эти мероприятия были более чем значимыми, учитывая тот факт, что система двустороннего партнерства России и Североатлантического альянса за последний год пережила эпоху серьезного кризиса.
     В выступлении Расмуссена под названием «НАТО и Россия: новое начало» подвергались оценке все ключевые направления взаимодействия Москвы с альянсом на современном этапе, а также много говорилось о планах и заделах на будущее. «Я считаю, что среди всех взаимоотношений между НАТО и партнерами ни одни не обладают таким большим потенциалом, как отношения с Россией», – подчеркнул Расмуссен. Он перечислил те ключевые задачи, которые, по его мнению, должны стремиться совместно реализовать в Брюсселе и в Москве, а именно: развить практическое сотрудничество в тех областях, где Россия и НАТО видят общие риски безопасности; укрепить взаимное доверие и вселить новый импульс в работу Совета Россия – НАТО; провести совместный обзор и оценку новых вызовов и угроз безопасности XXI века для создания широкой аналитической базы совместной практической работы.
     Перечислим некоторые другие лейтмотивы «плана Расмуссена» в отношении России. В числе ключевых сфер, в рамках которых генеральный секретарь НАТО предложил России укреплять фундамент совместного сотрудничества, были названы борьба с международным терроризмом, предотвращение распространения оружия массового поражения и средств их доставки, противоракетная оборона, укрепление безопасности в Афганистане, а также на морских просторах (борьба с пиратством). Если говорить более конкретно, то им в том числе были озвучены идеи о необходимости «обновить» Совместный план действий по борьбе с терроризмом, усилить противодействие росту наркотрафика как главного источника финансовой подпитки террористических групп в Афганистане, предотвратить получение новейших ядерных и ракетных технологий Ираном и Северной Кореей, с тем чтобы другие страны не последовали их примеру. Отдельно генеральный секретарь НАТО упомянул о том, что Брюсселю и Москве следовало бы начать вести диалог по таким темам, как предложения Президента России Д.А. Медведева по европейской безопасности и выработка новой стратегической концепции НАТО.
     Важным моментом речи Расмуссена стали и его слова о том, чтобы «расширение НАТО и ЕС не создало каких-либо проблем безопасности для России». При этом новый руководитель Североатлантического альянса заявил, что в Европе будет продолжаться «политика открытых дверей», тогда как России не следует воспринимать ее как направленную против ее интересов безопасности. Поясняя свою мысль, Расмуссен подчеркнул: НАТО по-прежнему хочет видеть в своих рядах Украину и Грузию, и поскольку на этот счет было принято «очень четкое решение в Бухаресте в 2008 году», альянс его не намерен пересматривать. С другой стороны, на вопрос, возможно ли в дальнейшем сотрудничество между ОДКБ и НАТО, докладчик ответил, что в настоящее время «в НАТО нет консенсуса» по поводу формализации отношений между двумя структурами. В этой связи пока альянс лишь «поддерживает хорошие отношения с отдельными странами блока», а также приглашает меняющихся председателей ОДКБ к участию в деятельности Совета Россия – НАТО и Совета евроатлантического партнерства (СЕАП).
     Комментируя для «Красной звезды» выступление Расмуссена, заведующий сектором военно-политического анализа ИМЭМО РАН Сергей Ознобищев подчеркнул, что в основе предложений нового генсека НАТО лежали старые элементы, которые уже предлагались раньше, в первую очередь российской стороной. В частности, Москва неоднократно высказывалась за начало диалога с Североатлантическим альянсом в области безопасности и совместного обсуждения современных вызовов и угроз. То же самое можно сказать и в отношении призыва Расмуссена к интегрированию наших систем ПРО. С конца 1990-х годов Россия предлагала США и НАТО гораздо более широкие модели сотрудничества в области противоракетной обороны, включая создание совместной ПРО. Соответствующие идеи высказывались еще министром обороны маршалом Игорем Сергеевым во время его визитов в европейские страны больше 10 лет назад.
     Помимо этого, сотрудничество по многим из тех вопросов, о которых сообщил новый глава альянса, – по борьбе с терроризмом, противодействию распространению ОМУ и ряду других – уже было ранее закреплено в Основополагающем акте Россия – НАТО 1997 года, в Римской декларации 2002 года об отношениях России и НАТО. Эксперт также обратил внимание на то, что в декларации 2002 года был даже заложен термин «новое качество отношений Россия – НАТО». С тех пор прошло семь лет, отметил Сергей Ознобищев, однако новый генеральный секретарь НАТО вновь предлагает придать то же самое «новое качество» (или новое начало) нашему двустороннему взаимодействию с альянсом или, как он сам выразился, «ревитализировать» его.
     По смыслу в том, что предлагалось семь лет назад и предлагается сегодня, никакой разницы нет. Между тем за эти семь лет никакого серьезного продвижения по линии сотрудничества России с НАТО не произошло – наоборот, имел место серьезный кризис отношений, причем даже более глубокий, чем был в 1990-е годы. А значит, дело не в свежих предложениях по взаимодействию, а прежде всего в желании сотрудничать, в политической воле, а также умении услышать другую сторону. К сожалению, последние семь лет не свидетельствовали о том, что к мнению России в альянсе прислушивались.
     Как можно уйти от этого? По мнению российского политолога, нет других путей, кроме одного: Североатлантический альянс должен в первую очередь умерить свой пыл в вопросе о расширении. Сделать это будет, конечно, трудно: ровно 15 лет прошло с тех пор, как на саммите альянса 1994 года было принято решение о расширении, и с того момента реальному обсуждению внутри НАТО эти идеи не подвергались. То есть либо они, скажем так, «не поощрялись» руководством альянса, либо срабатывали бюрократические принципы – имея в виду хорошие зарплаты и хороший уровень обеспечения чиновников в НАТО, никто не решался поднимать голос на эту тему.
     Если же и в дальнейшем будет продолжаться нынешний курс НАТО по вопросу о расширении (и в том числе заявления, что Украина и Грузия получили четкий сигнал об их приеме в альянс), то, считает Сергей Ознобищев, отношения между Россией и НАТО будут обречены. Обречены на то, чтобы быть на самом деле ширмой, не позволяющей реализовать действительно важные инициативы.
     Все последние годы мы, например, видели бурную бюрократическую активность как внутри НАТО, так и по линии Совета Россия – НАТО, которая, к сожалению, ни к чему не привела. Если генсек альянса после стольких лет существования Совета Россия – НАТО говорит о том, что деятельность необходимо «ревитализировать», то невольно возникает вопрос: почему ранее в рамках совета не велась активная работа? Этот вопрос, хоть он и неприятный, должен быть Россией задан, и на него должен быть дан ответ. Иначе наши отношения так и не сдвинутся с мертвой точки.
     Очень важно при этом, чтобы в НАТО начали реально учитывать озабоченности России. Они связаны не только с расширением, но и с тем, что Россию не устраивает, как идет модернизация НАТО (строительство баз, передислокация войск в страны Восточной Европы). Российские военные в этой связи по-прежнему видят в таких действиях НАТО угрозу для своей национальной безопасности. И хотя Расмуссен и заявил, что это заблуждение, что сохранение НАТО никогда не являлось угрозой для России, но мы-то придерживаемся другого мнения. В НАТО этого совершенно не понимают, а представители альянса в ходе официальных встреч всегда говорят одно и то же: расширение НАТО – это расширение демократии. Только если НАТО удастся отойти от такого рода лозунгов и подумать о компромиссах, к которым можно было бы прийти в отношениях с Россией, наше сотрудничество будет активно развиваться и мы действительно сможем сделать важные шаги по укреплению европейского пространства безопасности.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex