Главная база Тихоокеанского флота - порт Владивосток - активно готовится к международному форуму Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества, намеченного здесь на 2012 год.
Ряд крупнейших объектов для саммита планируется построить на острове Русском. С этой целью отсюда в другие районы Приморья были передислоцированы воинские части. А у берегов самого острова силами флота продолжается очистка прибрежной водной акватории от затонувших объектов, в том числе и от нашедших здесь последнее пристанище когда-то списанных старых кораблей.
Так, в прошлом году и с начала нынешнего с целью разведки и подготовки к различным операциям водолазы более двух тысяч раз спускались на глубину до 40 метров у побережья полуострова Саперного. За этот же период экипажи соединения спасательных судов, береговые подразделениями под руководством специалистов управления поисковых и аварийно-спасательных работ (УПАСР) Тихоокеанского флота подняли с морского дна около двух десятков крупногабаритных объектов, которые представляют собой останки кораблей, судов и плавпирсов. Общий тоннаж «металлического улова» составляет более двух тысяч тонн.
- В основном достаем обломки старых боевых кораблей и катеров, хотя попадались даже затопленные легковые автомашины, - сообщил корреспонденту «Красной звезды» врио начальника УПАСР ТОФ капитан 1 ранга Сергей Носов. - Попутно было обнаружено несколько боеприпасов, которые уничтожили саперы. Работы по очистке акватории острова, на котором пройдет саммит АТЭС-2012, предстоит еще немало, но идет она без сбоев, согласно утвержденному графику. К началу строительства объектов на Русском военные моряки обследовали и зачистили практически все побережье у мысов Назимова и Новосильцева, где ныне полным ходом идет строительство опор будущего моста через Босфор Восточный. Сегодня завершаются работы в бухте Парис, где будет возведен океанариум, во второй половине сентября главные силы перебросим в бухту Новик. Там в
80-е годы прошлого столетия образовалась целая свалка старых кораблей и судов. Предстоит поднять со дна и утилизировать более 30 крупных объектов. Так что без наших специалистов, водолазов и специального оборудования организаторам такого проекта просто не обойтись.
При этом военные спасатели используют самые различные способы. Кроме обычного приема вытягивания на берег затонувших предметов, применяется и такой достаточно сложный метод, как восстановление плавучести подводных объектов с помощью судоподъемных понтонов. Постоянно задействованы и плавучие краны. При необходимости проводятся взрывные работы по разделке затопленных объектов для их более удобного подъема.