на главную страницу

23 Сентября 2009 года

Армия и общество

Среда

Подземный линкор

Анна ПОТЕХИНА, «Красная звезда».
Фото Виталия АНЬКОВА.
Владивосток – Москва.



О музее «Ворошиловская батарея», что на острове Русский, нет ни строчки в туристических справочниках. Многие жители Владивостока, отдыхая на Русском и зимой и летом (особенно, говорят, славится остров зимней рыбалкой на корюшку), не догадываются о том, что на этой земле находится уникальный памятник истории военной техники первых десятилетий ХХ века. «Красная звезда» впервые рассказывает о Ворошиловской батарее, дожившей до наших дней почти в неизменном с 1934 года виде.

     
Царь-крепость

     Основу системы обороны морских подступов к Владивостоку, который с начала 1930-х годов жил под непрерывной угрозой удара по нему японского флота, составляли 180-мм береговые артиллерийские батареи. Тем не менее гарантированно воспрепятствовать возможному прорыву неприятельских линкоров к Владивостоку и обезопасить его от бомбардировки с моря они не смогли бы. Поэтому в мае 1931 г. Революционный военный совет СССР принял решение о строительстве двух 305-мм башенных батарей на шесть орудий.
     Наличие в береговой обороне Владивостока башенной батареи столь крупного калибра, безусловно, было серьезным сдерживающим фактором. Из-за расположения на закрытой позиции и наличия мощных фортификационных сооружений она была практически неуязвимой для огня противника. Именно этим можно объяснить, что спроектированные в начале ХХ века 305-мм башенные артиллерийские установки закрытого типа пережили на многие десятилетия большинство более современных открытых 180-мм артиллерийских установок.
     Позиция для батареи была выбрана на острове Русском, на холме вблизи юго-западной части бухты Новик. Окружающие возвышенности полностью закрывали позицию от наблюдения с моря. Предполагалось, что башни будут располагаться на разных горизонтальных отметках, причем «кормовая» будет возвышаться. Место для командного поста батареи выбрали на вершине г. Вятлина на расстоянии 1.575 м от огневой позиции.
     В начале 1930-х годов советская промышленность еще не могла изготовить 305-мм башенные артиллерийские установки. Поэтому единственным правильным решением было воспользоваться башнями какого-либо линейного корабля, не подлежащего скорому восстановлению. Такой корабль в распоряжении командования Морских сил РККА, а именно линкор «Михаил Фрунзе» (бывший «Полтава»), в то время имелся. Единственно, что требовалось, это существенно усилить броню башен. Так, если первоначально толщина вертикальной брони составляла 203 мм, то в новой артиллерийской установке она была доведена до 305 мм. Если ранее толщина крыши башен не превышала 76,2 мм, то теперь ее увеличили до 203 мм. Таким образом, береговая установка стала на 203 тонны тяжелее корабельных башен МК-3-12, весивших 955 тонн.
     305-мм башенная береговая артиллерийская батарея была первой и последней батареей столь крупного калибра, построенной в советский период. Ее бетонные фортификационные сооружения представляли собой последние достижения военно-инженерной науки.
     
«Крепостные»

     Уже на этапе проектирования разработчики предполагали, что строительство батареи обойдется дороже, чем в европейской части страны, причем не менее чем в полтора раза из-за необходимости дополнительной морской транспортировки грузов и дороговизны рабочей силы (чтобы уложиться в плановые сроки, нужно было использовать труд приблизительно 1.545 рабочих в сутки). Такого количества рабочих в районе строительства не было. Серьезные проблемы обещала и общая экономическая отсталость района строительства. Все это предопределило неоднократные срывы сроков строительства.
     Рабочую силу для работы на строительстве батареи, как и на других оборонных объектах, набирали в порядке так называемого оргнабора. В 1932 году на стройке сложились тяжелейшие бытовые условия: не было жилья, нормального питания, спецодежды... Вместо обещанного усиленного пайка рабочие получали, как тогда выражались, «жареную воду». Люди работали в лаптях, укрывались лохмотьями.
     ...Изучая историю батареи, невозможно пройти мимо трагической судьбы многих инженеров, военных деятелей, связанных с ее постройкой. В 1937 году был расстрелян М.Я. Гмира, руководивший строительством батареи, Я.Е. Розенталь, разработавший ее проект, В.П. Калачев – председатель комиссии, которая в 1932 году выбирала место для строительства батареи. Было репрессировано и командование Тихоокеанского флота, уделявшее большое внимание строительству батареи: жертвой клеветнических измышлений стали командующий флотом М.В. Викторов и начальник штаба флота О.С. Солонников.
     Все обвинения в их адрес спустя десятилетия были тщательно проверены Главной военной прокуратурой СССР и признаны не соответствующими действительности. Не было не только состава, но и самого события преступления.
     
Боевой расчет...музея

     Строительный сезон 1933 года был для батареи решающим. А через год – 11 ноября 1934 года – приказом Высшего военного командования Дальнего Востока № 0398 в составе Владивостокского укрепленного района была сформирована береговая башенная батарея, которой присвоили номер 981-й и имя народного комиссара обороны К.Е. Ворошилова. Об этом туристам из XXI века рассказывает хранитель фондов музея капитан
     2 ранга в отставке Виктор Петрович Люлько. Но, несмотря на официальное завершение строительства, достройка батареи затянулась на многие годы. Только 22 апреля 1939 года на батарее были проведены первые испытания на подачу дальнобойного
     305-мм снаряда образца 1928 года. К моменту официального вступления Советского Союза во Вторую мировую войну батарея была полностью боеспособна и могла успешно стрелять по морским целям. Командовал батареей в годы войны старший лейтенант В.А. Михалев. Непосредственно в войне ей участвовать не довелось, так же как и в войне с Японией в 1945 году, но батарея постоянно модернизировалась, и ее боеготовность достаточно долго поддерживалась на самом высоком уровне.
     Наш гид – Виктор Петрович Люлько – 26 лет прослужил на ракетном крейсере «Владивосток» Тихоокеанского флота. Выйдя в запас и имея филологическое образование, 22 года преподавал русский язык и был директором школы на острове Русский. А теперь вот он вместе с 11 сотрудниками филиала Военно-исторического музея Тихоокеанского флота поддерживает Ворошиловскую батарею в рабочем состоянии, лично проводит экскурссии. Я не ошиблась, говоря о рабочем состоянии: все отделения этого уникального «подземного линкора» находятся в идеальном виде.
     - А способна ли эта батарея сегодня оборонять дальневосточные рубежи? – интересуемся у Люлько.
     - А что для этого нужно? – отвечает он вопросом на вопрос.
     - Обученные люди... – начинаем мы перечисления.
     - Людей подготовить нетрудно. А вот снарядов для этих пушек нет и уже не будет.
     Снаряды для этих орудий необходимы действительно необычные: их в 1939 году находилось тут больше трех тысяч. Каждый весил 470 кг. Сейчас образцы снарядов хранятся в музее батареи и в снарядном погребе. Один из них при прикосновении к нему почему-то издает звук, подобный звону хрустального бокала. Этот снаряд так и прозвали – поющий. Экспозиция музея на батарее, названная «Остров Русский – артиллерийский», хранит карты начала века, портреты первых командиров батареи и фотографии строительства объекта... Находится здесь и переходящий серебряный кубок «За лучшую стрельбу по морским целям», врученный расчету батареи в 1970 году. До самого расформирования в 1997 году коллектив батареи оставался «лучшим», поэтому кубок безраздельно принадлежал только ему.
     - Первый выстрел батарея произвела в 1939 году, но справедливости ради надо сказать, что все стрельбы Ворошиловской батареи были учебными, – рассказывал Люлько, – Но уж если 981-я батарея стреляла во время учений, то авианосец могла вывести из строя одним попаданием, эсминец – двумя, крейсер – тремя. Причем теоретические отклонения от цели (по итогам учений в 1992 году) составляли 1,5 - 2 метра, что считается высоким показателем даже для современной военно-морской техники.
     Из рассказа хранителя мы узнали, что флотский термин «сачковать» родился именно на Ворошиловской батарее: в ее боевом расчете был человек, который, стоя у орудия, ловил в сачок запальную трубку. Если она была потеряна, процесс стрельбы останавливали, так как запальная трубка могла попасть в механизмы и вывести из строя все орудие. Так что слово «сачковать» на самом деле не имеет ничего общего с его современной трактовкой.
     Хранители музея вспоминают, что однажды батарея использовалась в качестве декорации к художественному фильму «Моонзунд». Башне № 1 тогда доверили роль башни одного из линкоров Балтийского флота времен Первой мировой войны. На съемках оператор, желая получить наиболее эффектные кадры залпа орудийной башни, приблизился слишком близко к стволам. Артиллеристы предупредили, что это крайне опасно, но храбрый оператор категорически отказался менять точку съемки. При залпе орудий как сам оператор, так и камера вместе со штативом были буквально сметены под откос. Получилось совсем не смешно.
     Ворошиловская батарея – это самый настоящий подземный линкор: здесь все, как на настоящем корабле. Есть, например, боевое отделение, где на тыльной стороне поверхности орудия сохранилась надпись: «Морская артиллерия. № 93. Обухов.сталелит. заводъ.1914 годъ». Прошлись мы по перегрузочному отделению, по зарядной и снарядной платформе, зарядному и снарядному погребу, кольцевому кубрику, напоминающему плацкартный вагон. Правда, места в нем расположены не вдоль «вагона», а по кругу. Одновременно здесь могли разместиться 75 человек (до 1960 года личный состав нес службу вахтовым методом через 10 дней).
     Прощальный выстрел батареи был дан в 1997 году. 63 года батарея находилась на боевом посту, надежно защищая подступы к Владивостоку со стороны моря. При реформировании Вооруженных Сил Российской Федерации батарея была выведена из боевого состава береговой обороны 30 июля 1997 года, а на ее основе создан филиал Военно-исторического музея Тихоокеанского флота «Ворошиловская батарея».
     Последним командиром батареи был подполковник Шабот Георгий Эдуардович. Кстати, он был самым молодым командиром за всю ее историю. Ему было суждено пережить и ее расцвет, и ее расформирование. А еще стать свидетелем ее варварского разграбления в конце 1990-х: командный пункт был брошен и полностью разграблен, уничтожен дальномер, комплект приборов управления огнем, броневые рубки управляющего огнем и вообще все, что сделано из черного и цветного металла. Именно благодаря настойчивости подполковника Шабота в 1998 году было решено включить Ворошиловскую батарею в состав музея истории Тихоокеанского флота.
     Георгий Эдуардович, как и все моряки, не любит, когда называют его «последним», но уж такова воля истории: он уволился в отставку вместе со своей батареей. Она стала музеем, а он – ее хранителем. Младший научный сотрудник, как сегодня называется должность Шабота, признается, что если бы не его усилия в 1997 году, Ворошиловской батареи сегодня просто не было бы. А когда-то планировалось, что на острове Русский будет создан целый мемориальный комплекс с огневой позицией, командным пунктом, стрельбищем, штабом, казармой – здесь собирались воссоздать атмосферу службы моряков начала двадцатого века. Но мечты эти развеялись. «Хорошо, что сохранили башни. Да и средств, получаемых от туристов, едва хватает на содержание батареи», – рассказал «Красной звезде» Георгий Шабот.
     
Оборона для батареи

     Остров Русский еще сохраняет свою первобытную красоту и девственную природу. Это 100 кв. км реликтового леса. Только здесь в Приморье растут уникальные растения, поэтому он всегда был «легкими» Владивостока. Жители Эгершельда – района во Владивостоке – говорят, что, когда над городом темное небо, остров Русский освещает необычный ореол.
     В 2012 году на острове Русский запланирован саммит стран АТЭС. В преддверии этого мероприятия в числе других строек развернуто масштабное строительство моста общей протяженностью 3,1 километра, который пройдет от полуострова Назимова, в районе бухты Патрокл, через пролив Босфор Восточный до мыса Новосильского на острове Русский. Он станет воплощением многовековой мечты жителей приморья. Местные жители говорят, что еще на открытках XIX века изображался мост-мечта Приамурского генерал-губернатора Духовского Сергея Михайловича.
     С вводом в строй моста из Владивостока на Русский придет цивилизация: начнется строительство дорог, современных бизнес-комплексов, разместится Тихоокеанский научно-образовательный центр с двумя подразделениями – университетом и научным парком Дальневосточного отделения РАН. «Мы понимаем, что Русский в 2012 году станет деловым центром саммита АТЭС, но нам бы хотелось, чтобы при этом была сохранена его особая аура и целостность самой Ворошиловской батареи», – мечтательно произносит хранитель фондов Люлько. Основания переживать за судьбу уникального музея у его хранителей есть: в конце 1990-х им уже приходилось защищать его от вандалов в буквальном смысле слова. В том числе и с оружием в руках.
     Есть надежда, что у властей Приморского края хватит политической мудрости и воли сохранить это уникальное фортификационное сооружение. Если в начале века Ворошиловская батарея защищала подступы Владивостока со стороны моря, то теперь уже нам предстоит защитить ее и сохранить для потомков.

     

     Хранитель фондов музея Виктор ЛЮЛЬКО.
     Из этих орудий последний раз стреляли в 1992 г.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex