на главную страницу

25 Сентября 2009 года

Армия и общество

Пятница

Будущее российского машиностроения

Андрей ГАРАВСКИЙ, «Красная звезда».



В это в воскресенье в России будут отмечать День машиностроителя. В преддверии этого праздника в Москве открылась Вторая Всероссийская конференция молодых ученых и специалистов «Будущее машиностроения России», организаторами которой выступили Союз машиностроителей России, Министерство образования и науки РФ и МГТУ им. Н.Э. Баумана. В ней приняли участие более 330 представителей из 98 ведущих научных организаций, технических вузов, конструкторских бюро и предприятий машиностроительного и оборонно-промышленного комплекса из более чем 35 регионов - центров машиностроения России, а также ряд представителей зарубежных организаций.

     На пленарном заседании конференции выступили заместитель председателя - руководитель аппарата Бюро Центрального совета Союза машиностроителей России Владимир Гутенев, ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана, член Бюро ЦС союза Игорь Федоров, генеральный директор Всероссийского института авиационных материалов, академик РАН Евгений Каблов, генеральный конструктор и генеральный директор НПО «Энергомаш им. академика В.П. Глушко», академик РАН Борис Каторгин.
     В выступлениях рассматривались актуальные проблемы развития машиностроения и смежных высокотехнологичных отраслей промышленности в условиях финансово-экономического кризиса, вопросы качества подготовки специалистов техническими вузами страны и предприятиями отрасли. При этом были высказаны конкретные предложения по возрождению престижа профессии инженера, обозначены ключевые направления совместных усилий в деле подготовки высококвалифицированных кадров для машиностроения.
     Участники и гости Второй Всероссийской конференции ознакомились с выставкой современных промышленных технологий, где представлены работы молодых ученых и специалистов. В программе форума - работа «круглого стола» по проблемам технического образования в России, секций по наиболее актуальным вопросам использования последних достижений науки, техники и технологий в машиностроении, перспективам профессионального роста молодых ученых и специалистов. Экскурсии на ведущие столичные машиностроительные предприятия позволят участникам конференции ознакомиться с современным высокотехнологичным производством.
     В завершение Всероссийской конференции состоится награждение молодых ученых и специалистов, чьи научные работы будут признаны лучшими.
     Кроме того, в рамках Второй Всероссийской конференции состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве между Союзом машиностроителей России и Федерацией национальных ассоциаций машиностроительной промышленности и смежных отраслей Италии (ANIMA). Документ своими подписями скрепили заместитель председателя Союза машиностроителей России Владимир Гутенев и президент Федерации Сандро Бономи. От итальянской стороны на церемонии подписания присутствовал президент Союза итальянских производителей строительной, дорожной и горнопромышленной техники (UCoMESA) Лука Турри, которому от имени почетного члена Союза машиностроителей России, выдающегося конструктора-оружейника М.Т. Калашникова были подарены автомат Калашникова и книга с дарственной надписью автора.
     В рамках соглашения стороны намерены сохранить сложившиеся экономические, кооперационные и научно-технические связи, развивать торгово-экономическое сотрудничество, а также способствовать установлению новых партнерских отношений в сфере малого и среднего бизнеса, реализации высокоэффективных инновационных проектов. Особое внимание будет уделяться обеспечению инновационного развития машиностроительного комплекса и смежных отраслей промышленности.
     В ходе пленарного заседания состоялось награждение победителей Всероссийского конкурса публикаций в СМИ по машиностроительной тематике, организаторами которого выступили Союз машиностроителей России и Союз журналистов России. В конкурсе активное участие приняли центральные, региональные, специализированные СМИ, а также многотиражные газеты предприятий машиностроительного комплекса. Отметим, что второе место в номинации «Лучшая публикация СМИ федерального уровня» занял отдел оборонной промышленности газеты «Красная звезда». Символично, что среди победителей конкурса и многотиражные СМИ оборонных предприятий - газета «Корабел» Производственного объединения «Севмаш», газета Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения «Крылья Советов», газета Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» «Заводская правда».
     Напомним, что совсем недавно председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин встречался с руководством Союза машиностроителей России.
     Тогда он, в частности, отметил, что Союз машиностроителей России - это одно из крупнейших отраслевых объединений страны, где лучше других знают о плюсах и минусах, о проблемах, которые копились в течение многих лет и которых в отрасли достаточно. Надо признать, что все они - результат отсутствия внятной стратегии развития. Отсюда и низкая конкурентоспособность машиностроительных предприятий, невысокий уровень технологического обновления, а значит, и определенное отставание, утрата традиций, кадровые потери.
     Владимир Путин подчеркнул, что без сильного, передового машиностроения наша промышленность, наша экономика в целом не будут конкурентоспособными, не будут полноценными, мы не сможем уйти от чрезмерной сырьевой зависимости, провести инновационную перестройку экономики. Поэтому еще до кризиса был принят ряд решений, направленных на развитие и обновление машиностроения, созданы крупные интегрированные структуры в судо- и авиастроении, в оборонном комплексе. Начался процесс консолидации ключевых машиностроительных активов, находящиеся в руках государства.
     Эта работа еще далеко не закончена, заявил он. И здесь необходимо продолжать поиск наиболее оптимальных, эффективных и экономически обоснованных форм структурной перестройки отрасли.
     Системные проблемы особенно сильно проявились в период экономической нестабильности. Машиностроение - особенно автопром и сельхозмашиностроение - серьезно пострадали от сжатия рынков.
     Именно поэтому комплекс антикризисных мер предусматривает не только помощь конкретным предприятиям, что, конечно, очень важно. Сформулированы достаточно жесткие требования - разработать и реализовать программы модернизации и повышения эффективности производства.
     В итоге за последние месяцы наши машиностроители получили достаточно серьезные ресурсы и преференции. Естественно, рассчитываем, что эти денежные средства будут использованы по уму, отметил председатель Правительства РФ. Этих ресурсов, а может быть, и тех мер, которые предпринимаются сегодня, может быть недостаточно, мало.
     Тем не менее те средства и те преференции, которые выделяются, все-таки должны быть использованы не только для преодоления кризиса, но и для налаживания выпуска качественной и востребованной продукции.
     В реализации политики в отрасли Правительство РФ рассчитывает на помощь Союза машиностроителей России, подчеркнул Владимир Путин.
     По его мнению, союз мог бы взять на себя вопросы технологического прогнозирования, налаживания координации с научными и инновационными центрами. Союз, безусловно, мог бы стать важным звеном внедренческой цепочки в целом. Также необходима его помощь и в продвижении отечественной машиностроительной продукции на внешних рынках.
     И, конечно, отметил глава Правительства России, один из важнейших вопросов - это вопрос подготовки и переподготовки кадров, особенно рабочих специальностей. Необходимо взять эту проблему под особый контроль. В том числе помочь вузам и профессиональным училищам с разработкой новых образовательных программ, организацией производственной практики, созданием систем контроля за качеством образования.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex