на главную страницу

26 Сентября 2009 года

Армия и церковь

Суббота

Воспитывать собственным примером

Беседу вела Марина ВАСИЛЬЕВА.



Взаимодействие дальней авиации и Русской Православной Церкви постоянно развивается. О проблемах духовной составляющей безопасности полетов, роли священника в воинском коллективе, введении института военного духовенства с нашим корреспондентом беседует заведующий сектором ВВС Синодального отдела протоиерей Константин Татаринцев.


     - Отец Константин, какие важные события, связанные с деятельностью руководимого вами сектора, произошли в последнее время?
     - Увы, есть события неизбежные и печальные. В конце июня умер генерал-полковник Игорь Михайлович Калугин, который занимал должность советника командующего дальней авиацией, и я его отпевал. В последние годы он перенес тяжелые утраты, но держался мужественно. Приходил в наш храм каждое воскресенье, становился у фрески с изображением Царственных мучеников и благоговейно молился. Он с 1990 по 1997 год был командующим Дальней авиацией, именно при нем были сделаны первые шаги по взаимодействию Дальней авиации и Русской Православной Церкви. Его авторитет, его независимая позиция помогали решать многие вопросы организации духовного окормления летчиков, строительства гарнизонных храмов. Царство ему небесное.
     Важным мероприятием была Европейская конференция военно-христианских обществ, в которой приняли участие я и мой заместитель полковник А.И. Суровцев. Я выступил с докладом о пастырской работе в армии, рассказал о нашем кадетском корпусе, поездке в Дивеево...
     Радостными событиями лета были и вручение дипломов выпускникам Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина и выпуск Центра духовного образования военнослужащих при Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. Выпускники центра будут помогать священникам в авиагарнизонах.
     А 4 сентября в подмосковном Жуковском в рамках Международного авиасалона «МАКС-2009» я встречался с руководством и летчиками-испытателями известнейших КБ - имени А.Н. Туполева, П.О. Сухого, А.С. Яковлева, Н.И. Камова. Вручал им кубки правительства Москвы. О многом переговорили, подружились.
     - Среди летчиков-испытателей много верующих? Они с вами разговаривали на эту тему?
     - Да. Многие говорили, что перед полетом молятся. Не только тщательно проверяют состояние всех узлов и агрегатов, но и перекрестят воздухозаборники, выхлопные сопла, взлетную полосу, а если полет групповой - то и всю группу. Отрадно было слышать, что они с молитвой поднимаются в небо.
     - И это несмотря на то, что они, как и все военнослужащие, до недавнего времени воспитывались исключительно на принципах атеизма?
     - Летчики воспитываются самим небом. У них условия особые. Наивысший риск, наибольшая сложность, наивысочайшая цена ошибки, и отсюда - особое чувствование духовной составляющей жизни. Это раз. Во-вторых, профессия летчика, как никакая, может быть, другая, позволяет увидеть красоту Божьего мира. Когда в дождливый, сумрачный, слякотный осенний день поднимаешься над облаками - и открывается безбрежный океан яркоголубого, переходящего в фиолетовый цвет, неба… Эта красота захватывает, ее чувствует любой летчик, в какое время он ни воспитывался бы.
     - А связана ли проблема безопасности полетов с духовным фактором или эта безопасность зависит лишь от технических параметров и профессиональной подготовки персонала?
     - Конечно, связана. В любой деятельности человека, а тем более внутри сложной технической системы, большое значение имеет духовная составляющая. В настоящее время эти вопросы изучаются с научной точки зрения. Например, академик Владимир Александрович Пономаренко, который руководит Институтом авиакосмической медицины, написал уже много книг и статей, в которых анализируется действие духовной составляющей в экстремальных ситуациях. При таком анализе используются, в частности, материалы видеосъемок, аудиозаписи. На видеопленках, например, видно, как в процессе полета меняется лицо летчика. Оно светлеет, становится буквально ангелоподобным! Во время летных испытаний случаются многие критические ситуации, естественные или созданные искусственно. Они не оставляют времени на обдумывание. И тем не менее правильные решения принимаются буквально за доли секунды! Как это объяснить? Профессионализм? Да. Но кроме профессионализма не менее важное значение имеет так называемый человеческий фактор, а определяется он именно духовной составляющей. Катастрофы по причине человеческого фактора бывают вызваны, как правило, бравадой, лихачеством, легкомыслием, гордыней. И поэтому летчик, чтобы уменьшить вероятность роковых случайностей, должен постоянно следить за своим внутренним состоянием, работать над своей душой…
     - А для этого ему необходим наставник. Таким образом мы подошли к вопросу о введении института военного духовенства. Что вы можете сказать по этому поводу?
     - Постоянное окормление русских воинов Православной Церковью - многовековая традиция, и то, что мы ее возрождаем, - это прекрасно. Другой вопрос, как это будет организовано.
     Священник должен выполнять те функции, которые присущи только духовному наставнику, не заменяя собой воспитателя или психолога. Он - пастырь, молитвенник, духовный руководитель. Его задача - указывать правильный путь человеку, стремящемуся к христианскому устроению своей души. Но для этого священник сам должен быть олицетворением высоких нравственных идеалов. Учить других надо без ханжества, без лицемерия, в первую очередь - собственным примером.
     Собственно, духовное окормление воинов уже осуществляется. Однако решение президента России - это важная предпосылка для расширения нашей работы. Нужно глубоко проработать статусные вопросы, связанные с подчиненностью священника, его участием в жизни воинского коллектива.
     В рядах ВВС в настоящее время трудятся около 80 священников. Но они занимаются этим на энтузиазме, в свободное от приходских обязанностей время.
     Мы верим, что Господь изберет достойных пастырей, даст им возможность достойно послужить на ниве духовного окормления защитников нашего Отечества.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex