на главную страницу

30 Сентября 2009 года

4 октября - День Космических войск

Среда

За семью замками

Анна ПОТЕХИНА, «Красная звезда».
Фото Юрия ИВАНОВА.



     «Красная звезда» получила разрешение на посещение Главного центра предупреждения о ракетном нападении лично у командующего Космическими войсками генерал-майора Олега Остапенко, предоставившего эксклюзивное право военной газете подготовить для своих читателей первый репортаж о дежурстве на командном пункте Главного центра.
     
В зоне
     особого внимания

     Система предупреждения о ракетном нападении (СПРН) состоит из двух эшелонов. Первый - космический. В его состав входят космические аппараты, которые контролируют ракетоопасные районы из космоса. Эти аппараты обнаруживают старты ракет и передают необходимую информацию на пункты управления.
     Второй эшелон СПРН - наземный. В его состав входят отдельные радиотехнические узлы, которые включают в себя одну или несколько радиолокационных станций (РЛС).
     В полноценной конфигурации космический и наземный эшелоны работают, дополняя друг друга: космические аппараты обнаруживают старты ракет, РЛС сопровождают ракеты в полете. Полученная информация в считанные секунды передается на командный пункт Главного центра предупреждения о ракетном нападении (ПРН).
     - Главный центр предупреждения о ракетном нападении является тем воинским подразделением, командный пункт которого формирует сигналы предупреждения о ракетном нападении, - пояснил «Красной звезде» начальник Главного центра ПРН генерал-лейтенант Сергей Лобов. - Основные функции командного пункта: разведка космического пространства, контроль районов старта баллистических ракет и всех ракетоопасных направлений, выдача достоверной информации предупреждения о ракетном нападении Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами РФ и на пункты управления Вооруженными Силами РФ.
     
Храм оцифрованной
     информации

     Здание Главного центра предупреждения о ракетном нападении внешне ничем не отличается от ведомственных зданий и учреждений. Командный пункт внутри похож на саркофаг: ни посторонние звуки, ни тем более посторонние люди сюда проникнуть не могут. Тишина, прерываемая негромкими командами и телефонными звонками. Здесь храм оцифрованной информации. Империя тайн.
     - А как вы идентифицируете поступающие к вам сигналы об опасности, ведь насколько известно, через зону обзора только одной станции проходят сотни космических объектов в сутки? - спрашиваем у командира дежурных сил Главного центра полковника Владимира Барабаскина.
     - Для этого существует целая система формирования критериев и признаков опасности целей и космических объектов, и в целом ракетно-космической обстановки. В соответствии с этой обстановкой боевые программы и боевой расчет командного пункта проводят постоянный непрерывный анализ поступающей информации, принимая соответствующие решения и производя доклады на командные пункты Космических войск и Генерального штаба. Все это происходит в режиме реального времени.
     - Сколько времени отводится командиру дежурных сил для принятия решения о подтверждении или опровержении информации о ракетном нападении, о ложном либо реальном пуске?
     - Счет идет на секунды!
     - Можно ли за это время точно оценить ситуацию?
     - Я служил на различных должностях практически на всех РЛС. Поэтому знаю, как работать с той или иной информацией. Но самое главное для каждого командира дежурных сил - техническая специальная подготовка. Для этого у нас есть специальные классы подготовки боевых расчетов. В частности, программное обеспечение позволяет моделировать ситуации, которые могут появиться на любом из рабочих мест командного пункта. На этих занятиях динамично меняющаяся обстановка передает всю остроту ситуации. Так наши офицеры учатся принимать грамотные и оперативные решения. Во время тренировок каждый из них независимо от опыта работы обязан уложиться в нормативы по боевой работе. Польза от таких занятий очевидна.
     Система полностью автоматизирована, но и при этом человеческий фактор сохраняет ключевую роль, - подчеркивал во время нашего посещения командного пункта Главного центра полковник Владимир Барабаскин.
     - Сколь бы надежная техника ни была здесь установлена, гарантом надежности могут быть только офицеры, ее эксплуатирующие. Иными словами, техника может дать сбой, человек же на это не имеет права. Если хотя бы раз после нештатных ситуаций офицер принял неадекватное решение, последствия могли бы быть трудно поправимыми.
     В Главном центре служат офицеры, имеющие опыт реальной боевой работы. Им приходилось подтверждать информацию об обнаружении баллистических ракет, сформированную средствами предупреждения о ракетном нападении или принимать решение о ее ложном характере. Это, к примеру, полковники Владимир Решетников, Геннадий Тарадай, подполковники Сергей Гвоздев и Алексей Ранчешов.
     - Я выполняю задачи боевого дежурства с 1996 года. Дежурил в различных должностях, в том числе с 2005 года в должности командира дежурных сил объединения ракетно-космической обороны, - рассказывает подполковник Алексей Ранчешов. - За этот период во время боевого дежурства мне приходилось наблюдать практически все испытательные пуски баллистических ракет с территории Ирана, Норвегии, Китая, Израиля, США. Лично участвовал и в обнаружении 45 отечественных испытательных пусков, порядка 70 запусков отечественных ракетоносителей и 18 пусков иностранных ракет. Исходя из опыта и анализа характеристик цели, мы можем быстро и с большой долей вероятности определить, ложная это цель или реальная.
     Особо хочу отметить, что командир дежурных сил при принятии решения об обнаружении старта баллистической ракеты опирается на доклады дежурного инженера и старшего помощника командира дежурных сил, и, естественно, на доклады командиров дежурных сил отдельных радиотехнических узлов. У нас оружие коллективное, и результат выполнения боевой задачи зависит от уровня технической и специальной подготовки каждого номера боевого расчета.
     
Покажите нам Землю!

     Рабочее место командира дежурных сил (КДС) обеспечено средствами связи с вышестоящими пунктами управления и с каждой подчиненной воинской частью, многие из которых находятся в странах СНГ. В общей сложности у КДС несколько десятков телефонов. Напротив него четыре огромных табло, на которых в режиме он-лайн высвечивается реальное техническое состояние всех РЛС, расположенных на электронной карте России. Если КДС захочет посмотреть, что детально происходит на технических средствах, например, в Печоре (Республика Коми), то он набирает код и в тот же момент видит на своем мониторе, как работают радиолокационные станции на северном направлении вплоть до отдельной системы РЛС.
     А вот рабочее место дежурного инженера. В день нашего посещения Главного центра его обязанности исполнял полковник Юрий Шкурдюк. Это правая рука командира дежурных сил. Можно сказать, правый пилот, который отвечает за техническое состояние средств центра.
     Еще один помощник КДС - старший специалист, который отвечает за функционирование программного обеспечения средств Главного центра. Во время нашей работы на командном пункте эти функции выполнял майор Игорь Давыдов.
     - Давайте посмотрим, как себя чувствуют коллеги за оке-
     аном... А покажи-ка нам Россию... - обращается полковник Барабаскин к своему старшему помощнику. После его слов на огромном жидкокристаллическом экране Земля развернулась и засветилась многочисленными прозрачными секторами. Тут же мы увидели, как в один из них влетел космический аппарат. Попался, голубчик! И это был не мультик, это была реальная информация, поступающая с вычислительного комплекса. Так здесь аккумулируется огромный объем информации об обстановке в космическом пространстве.
     В случае возникновения реальной ракетной опасности командир дежурных сил должен принять два доклада: об устойчивом функционировании вооружения и программного обеспечения. И только после них он производит на вышестоящие командные пункты специальный доклад, по сути обозначающий начало ракетного нападения. К счастью, за все время существования СПРН этот доклад не производился никогда.
     Сложность работы дежурной смены определяет не только большая физическая и интеллектуальная нагрузка, но и огромное количество мусора, скопившегося в космическом пространстве. Большие помехи вносит даже северное сияние, действующее как сильный ионизированный сигнал.
     Во время нашего разговора на командном пункте время от времени раздавались резкие звуки, которые на профессиональном языке называются «функциональный контроль». Эти звуки подтверждают работоспособность всех систем командного пункта и заодно держат в тонусе дежурную смену.
     
Забота
     и покровительство

     В системе ПРН одновременно несут боевое дежурство несколько сотен человек. Работу каждой дежурной смены обеспечивают еще столько же: от связистов, энергетиков до специалистов тыла и транспорта. И весь этот механизм работает как часы.
     Мы познакомились с дежурным инженером командного пункта одной из частей Главного центра майором Виталием Стасенко. Его задача - во время боевого дежурства следить за аппаратурой и немедленно устранять возникающие неисправности. За мастерство и старание он награжден премией министра обороны РФ по итогам 2008 г. Виталий признался, что его биоритмы за 10 лет несения дежурства подстроились под службу, и когда он выезжает в отпуск, то из-за привычки организма каждые четвертые сутки не может спать.
     Чтобы служба дежурных сил на командном пункте Главного центра была спокойнее, сюда приглашали настоятеля местного храма, который провел чин освящения пункта. На стене рядом с Боевым знаменем Главного центра - подаренная им икона святого благоверного князя Александра Невского, покровительствующая ратным людям.
     
Оперативно
     и достоверно

     Система ПРН действует с 70-х годов прошлого века, и принципы, заложенные в нее, сохранились до сих пор. Правда, средства отображения ранее были не столь эффективными, наглядными, зато более сложными и затратными в эксплуатации. Но база и алгоритмы, заложенные в аппаратуру даже действующих РЛС, позволяют совершенствовать ее еще долгие годы. Следующий шаг - принятие на вооружение нового поколения РЛС, станций высокой заводской готовности в Армавире и пос. Лехтуси, что тоже приведет к повышению эффективности работы всей системы СПРН.
     Как рассказал начальник отделения вычислительных средств подполковник Валерий Черенков, раньше вычислительный комплекс занимал зал площадью 70 квадратных метров, требовал воды для охлаждения, холодильных установок, воздуха установленных параметров, системы вентиляции...Сейчас с развитием техники уплотнились не только размеры. Возросли скорость и качество получаемого сигнала от всех космических эшелонов. В общей сложности в десятки раз! Соответственно сократилось и количество обслуживающего персонала.
     Можно сказать, что новый облик Космические войска примерили к себе раньше других видов и родов войск. При этом КПД Главного центра предупреждения о ракетном нападении динамично развивается! Чем больше средств, усилий, интеллекта будет вложено в его модернизацию, тем большим временем будет располагать Верховный Главнокомандующий для принятия адекватного стратегического решения.

     

     На снимках: на прямой связи командного пункта - министр обороны РФ; дежурная смена под покровительством иконы св. Александра Невского; на связи - помощник КДС майор Игорь ДАВЫДОВ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex